В ЧЕМ VALUE, КРИПТОБРАТ?

Один из самых интересных вопросов в крипте для меня — вопрос стоимости токена. Отчего тот или иной токен стоит столько то? Почему стоимость мемных токенов превышает стоимость токенов популярных серьезных технологических решений?

Большинство токенов вообще не несут внятной utility ценности. Такое ощущение, что первейшим фактором является ожидание возможности заработка (не надо обманываться, 90% людей, приходящих в крипту приходят зарабатывать на ламбу) .

Вообще отсутствие фундамента под стоимостью, на мой взгляд, и является одной из причин дикой волатильности, которую мы сейчас все видим. Что собственно роняет тень на всю отрасль.

Для обычных компаний под определением стоимости есть фундамент — самый популярный метод оценки стоимости компании — по ее прибыли в ближайшие годы.

Что же может быть основой Value в web3?

Нашел ответ в достаточно занятной серии видео про запуск стартапа в web3 Andreessen Horowitz’s Crypto Startup School

Ali Yahya: Crypto Business Models

Попробую поделится услышанным:

В обычном бизнесе в качестве фундамента VALUE исторически у компании был либо секрет производства, либо интеллектуальная собственность либо контроль дефицитного ресурса.

В web 3 ничего подобного нет. Даже наоборот — код открыт. Бери и делай форк.

Network effect

В чем же тогда VALUE?

Ответ — сетевой эффект (Network effect) .

Собственно лучший пример — социальные сети. Вы присоединитесь к той где уже есть ваши друзья. А с присоединением вас она станет еще сильнее.

В ЧЕМ VALUE, КРИПТОБРАТ?

Cross-side effect

Еще более защищенной сеть становиться при наличии у нее разнородных участников.

В Uber это с одной стороны водители, с другой стороны — клиенты. Клиенты не будут пользоваться агрегатором в котором мало таксистов и наоборот. И решить это задачу “курицы и яйца” как правило самое сложное для платформы. Но если она ее решит, то очень сложно создать ей конкуренцию.

Layer 1

Ну уровне протоколов Layer 1 выделяется 5 видов подобных участников:

Founders & Core Team — непосредственно команда, создающая протокол.

Investors — компании, предоставляющие капитал для создания протокола. На основе этого капитала команда выпускает свой токен, что в свою очередь привлекает майнеров.

Miners & Validators — участники, предоставляющие техническую инфрастуктуру для функционирования протокола и зарабатывающие на этом. Чем их больше — тем быстрее и надежней протокол. Что в том числе привлекает и разработчиков.

Third Party Developers — разработчики создающие приложения на протоколе. Чем больше разработчиков — тем больше приложений, привлекающих конечных пользователей.

End users — собственно пользователи, пользующиеся приложениями.

Все это создает петлю обратной связи, когда усиление в каждом из узлов приводит к усилению протокола в целом.

Участники Layer 1
Участники Layer 1

Помимо этого сетевой эффект в в протоколе кратно усиливает то что смарт-контракты приложений могу взаимодействовать друг с другом

Layer 2

На уровне приложений похожая история.

Единственное изначально большое значение уже имеет сила протокла. Ведь запускать приложение на протоколе с большим количество пользователей — совершенно не тоже самое, что запускать его на новом, только набирающем своих пользователей.

Возьмем для примера популярный DEX — Uniswap.

Для работы биржи нужны одновременно 3 стороны — Покупатели, Продавцы и Провайдеры ликвидности. И усиление предложения с каждой из сторон усиливает приложение в целом.
Для работы биржи нужны одновременно 3 стороны — Покупатели, Продавцы и Провайдеры ликвидности. И усиление предложения с каждой из сторон усиливает приложение в целом.
Есть и более изощренные варианты)) :
Есть и более изощренные варианты)) :

Итог

К каким выводам я пришел по итогам просмотра:

— Основой для VALUE в web 3 может рассматриваться сетевой эффект. Причем с упором на разнородность участников.

— Объяснение конечно не исчерпывающие. Историю с шибой не обьясняет никак. Но тем не менее.

— Эпоха бодрых форков не вернется. Это было возможно только на самой заре.

— Брать на вооружение в веб2. Хотя продвинутые уже давно там, ранее писал я про алибабу. Платформенное мышление — Про что -то похожее я уже писал в фейсбуке в своем обзоре стратегического советника Джека Ма «Alibaba и умный бизнес будущего». Они видят точки, линии, платформы. И важно ставить на правильную лошадь.

Ну и главное — Получается, что текущее буйство протоколов и приложений — ненадолго. И они падут быстрее чем мы думаем. Вполне возможно, что нас ждет даже большая монополизированность чем в web2. Что собственно, мы уже и начинаем видеть на CEX-ах.

22
2 комментария

Комментарий недоступен

1

Сетевой эффект - это не велью. У вотсаппа есть сеть, но приложение сложно монетизируется.

Ответ на часть вопроса содержится в статье "Bitcoin, currency, and fragility". Если вкратце, то fair value с точки зрения финансовой математики - точный ноль.