Как сделать виджет для отправки криптотранзакций прямо из Гугл-таблиц: история стартапа Cpaytoday

Как сделать виджет для отправки криптотранзакций прямо из Гугл-таблиц: история стартапа Cpaytoday

Продолжаем рассказывать истории успеха предпринимателей и стартаперов, которые прошли путь от идеи до первой версии продукта и запустили MVP.

Герой нового материала — предприниматель Сергей Сигалов, основатель стартапа Cpaytoday. Почитайте, как Сергей придумал решение, с которым можно проводить оплаты в разных криптовалютах прямо из Гугл-таблиц, и зачем столько сил было брошено на анализ перед началом разработки.

Что умеет: виджет Cpaytoday позволяет компаниям, которые работают с криптовалютами, совершать расчеты, не выходя из Гугл-таблиц.

Сколько времени прошло от идеи до запуска: 5 месяцев, из которых 2 месяца — разработка, 3 месяца — модерация и прохождение проверок со стороны Гугла.
Сайт: cpaytoday.com

Захотели избавиться от головной боли

Идею Cpaytoday подсказал уже существующий бизнес. На то время я уже был основателем Wind4Tune — сервис, с которым можно устраивать онлайн-тимбилдинг для распределенных команд.

Wind4Tune используют более 600 компаний по всему миру. У нас много партнеров и фрилансеров, которым нужно регулярно отправлять деньги, в том числе, в криптовалюте. Каждый раз, когда нужно было произвести расчеты в крипте, это становилось головной болью.

Главная проблема — уйма времени, которая на это уходила. Так появилась идея сделать продукт, который упростит работу с партнерами и фрилансерами, позволяя проводить расчеты и отправлять деньги в одном окне.

Customer Development прежде всего

Перед тем, как начать разработку, мы проверили идею на жизнеспособность. Для этого кастдевили идею нового продукта среди потенциальных пользователей. То есть мы решили сначала найти проблему и потом сделать продукт, который ее решает, а не наоборот.

Мы пообщались с финансовыми директорами и руководством компаний, которые так или иначе сталкиваются с необходимостью осуществлять расчеты в криптовалюте. Всего провели более ста интервью.

Наше ядро — это компании, у которых в штате от 20 до 200 сотрудников и которые полностью или частично ведут расчеты с сотрудниками, фрилансерами, партнерами в криптовалюте. Это не только компании из Web 3.0, но и маркетинговые агентства, разработчики компьютерных игр и другие.

В ходе CustDev мы просили клиентов показать их текущий путь пользователя: в каких системах ведут отчетность, через какие системы проводят оплаты в крипте, какие сети и токены используют при оплате, как строят документооборот, как фиксируют статусы и так далее.

После интервью с потенциальными потребителями нашего нового продукта мы сделали три главных вывода. Вот они:

  • 90% компаний ведут отчетность в Гугл-Таблицах или приложении Notion;
  • 98% компаний проводят транзакции с токенами в сетях TRC, ERC или BSC;
  • почти никто не думает о документообороте.

Отталкиваясь от результатов CustDev, мы приняли три ключевых решения.

  • Сделать путь клиента еще короче. Если компания ведет отчетность в Гугл-Таблицах, пусть она совершает остальные операции там же, то есть прямо в этой среде проводит платежи и формирует документооборот.
  • Сделать поддержку основных блокчейн-сетей. Решение должно работать в сетях TRC, ERC и BSC, которые используют потенциальные клиенты.
  • Добавить поддержку основных токенов. Из коробки наше решение должно работать с основными токенами. При этому у пользователя должна быть возможность заводить новые токены, если необходимо.

Без SWOT-анализа не обошлось

Помимо Customer Development мы провели SWOT-анализ. Особое внимание уделили показателям принятия криптовалюты в той или иной стране и текущему или потенциальному уровню государственного регулирования этой сферы.

А еще мы изучили конкурентов. Анализировали не только продукт, но и историю развития, инвестиций и потенциальное изменение продукта, а также барьеры и ограничения, которые связаны с выбранным путем развития.

Такой детальный и разносторонний анализ помог понять, какие рынки уже сейчас имеют высокий потенциал и какие могут сильно вырасти в ближайшие годы.

Основные фичи решают

Cpaytoday упрощает отправку криптоплатежей. Вот основные возможности, которые мы добавили в MVP.

  • Платежи можно проводить там же, где вы ведете отчетность. Все происходит в Гугл-Таблицах. Вы не тратите время на то, чтобы вводить куда-то данные, что-то загружать и так далее.
  • Вы экономите. Мы аккумулируем списки платежей, снижая GAS при проведении транзакций.
  • Расчеты полностью безопасны. Cpaytoday — это некастодиальное решение, с которым пользователь полностью контролирует свои криптовалютные активы и никому не передает приватные ключи. Когда вы формируете платеж, запрос отправляется на кошелек пользователя, где он видит всю информацию о транзакции и может либо подтвердить платеж, либо отклонить его.
  • Удобство установки и поддержки. Виджет можно установить из Google Workspace Marketplace, что делает решение доступным и полностью адаптированным под внутренний интерфейс.
Как сделать виджет для отправки криптотранзакций прямо из Гугл-таблиц: история стартапа Cpaytoday

Криптоплатежи в родной среде

Большинство или даже все похожие мультисендоры работают на своих веб-сайтах: каждая сеть — на своем сайте. Вы переходите на сайт, подключаете кошелек, вводите данные и отправляете токены или NFT.

В случае с Cpaytoday не нужно переходить на другой сайт со своим интерфейсом. Вот как все устроено.

Открываем Гугл-таблицы. В одном столбце вводим адреса кошельков, на которые надо отправить деньги, а в другом столбце указываем, сколько токенов нужно отправить на каждый адрес.

Открываем виджет Cpaytoday. Выбираем сеть и валюту. Если нужной валюты нет, добавляем ее.

Отправляем оплату. Выделяем в таблице нужные адреса и суммы для отправки. После того, как виджет Cpaytoday их автоматически считает, нажимаем «Отправить платеж». Виджет предложит варианты кошельков, на которые можно отправить сигнал, например, TronLink, Metamask, Coinbase и другие. Остается только подтвердить платеж на стороне кошелька — и все выбранные транзакции отправятся автоматически, сэкономив при этом GAS пользователя.

Одним движением мы отправили монеты разным контрагентам. Аналогично можно работать с NFT.

Стек технологий и разработка

Мы сделали документ с примерным видением продукта и собрали референсы. Отправили все это разработчикам. Обсудили с ними, какие возможности будут у MVP, и что еще нужно от нас, чтобы начать работу.

Для Гугл-расширений нет ноу-код платформы: работать надо в отдельном веб-интерфейсе для разработки. Поэтому вопрос выбора подхода ноу-код для нас не стоял.

В процессе разработки использовали следующий стек технологий: Google Apps Script, Google Cloud Console, React, TypeScript, TronWeb, Ethers, Wagmi, MUI, CSS-in-JS, EVM, Tron Blockchain.

Со стороны подрядчика в процессе были задействованы менеджер, фронтенд-разработчик и разработчик смарт-контрактов. Вот чем они занимались.

  • Менеджер. Взял на себя организацию процесса: постановку задач, решение вопросов и проблем.
  • Фронтенд-разработчик. Писал код виджета.
  • Разработчик смарт-контрактов. Занимался написанием смарт-контрактов для работы сервиса в сетях EVM и Tron.

Сделать MVP нам помогла команда MetaLamp.

Инвесторов мы не привлекали и сделали MVP полностью на свои деньги. Но в будущем мы планируем привлекать инвестиции, так как видим у Cpaytoday большой потенциал. Продукт может стать частью большой экосистемы, помогающей компаниям вести бизнес.

Как сделать виджет для отправки криптотранзакций прямо из Гугл-таблиц: история стартапа Cpaytoday

Tron, которого мы победили

Самой сложной оказалась работа с сетью Tron, а именно настройка и интеграция кошельков этой сети в наш виджет и написание смарт-контракта. Это связанно с особенностями самой сети, которая отличается от EVM-сетей.

Разработчики много времени потратили на изучение документации, так как она оказалась не достаточно обновленной и полной. Из-за незнания, где и как смотреть ошибки, техническая команда не могла отловить эти ошибки. А когда находила их, получала только код ошибки — это никак не помогало.

В итоге со всем этим разобрались, но на это потребовалось время. Разработка MVP заняла 180 часов, а настройка смарт-контрактов — еще 63 часа.

Старое доброе ручное тестирование

Тестировали MVP менеджер и разработчики. Ребята проверяли различные кейсы, пограничные случаи использования сервиса, смотрели, как работает виджет в разных браузерах и на разных устройствах. Когда находили ошибки, исправляли их.

Баги были достаточно стандартные. Например, транзакция не проходила, так как данные не передавались в виджет. Оказалось, что формат введенных данных отличался от логики приложения. Нужно было дополнить вариации введения формата данных — и проблема была решена.

Каких-то значимых проблем во время тестирования не всплыло: у виджета не так много функций.

MVP выходит на рынок

Виджет готов. Разработчики уже загрузили его в магазин приложений для бизнеса. Были сложности с прохождением всех уровней безопасности Гугла и согласованием, но это уже позади. Неделю назад наш виджет согласовали.

Скачать и установить Cpaytoday можно бесплатно. За использование сервиса в каждой транзакции предусмотрена встроенная комиссия.

Скоро будем презентовать продукт широкой аудитории и продвигать его.

Два совета тому, кто хочет сделать MVP

  • Не начинайте разработку, пока не проведете Customer Development. Пообщайтесь с несколькими десятками потенциальных потребителей, чтобы подтвердить свою гипотезу, обнаружить инсайты для будущего продукта и найти ранних пользователей.
  • Делайте MVP, не больше. Начните с простой версии продукта и не пытайтесь строить огромный корабль на первом этапе.
487487 показов
4646 открытий
Начать дискуссию