Чеклист дизайн-директора на новом рабочем месте

Привет! Меня зовут Артем Говердовский и я дизайн-директор Домклик. Данный список/чеклист я сформировал для себя уже давно, и решил поделиться им. Чеклист помогает поступательно двигаться и делать понятные первые шаги на новом рабочем месте и, думаю, данные действия, могут быть полезны всем тем, кто хочет структурировать первые недели в новой команде.

Чеклист дизайн-директора на новом рабочем месте

Плохая идея решать, где будут располагаться розетки, когда у вас нет даже плана первого этажа.

Иными словами, сначала нужно понять общую картину, какие проблемы нужно решить и какие цели ставить перед командой. Разобраться в «текучке». Понять на чем лучше сконцентрироваться. Выявить точки роста. Узнать как все функционирует и провести гигиеническо-подготовительную работу. Поэтому при старте на новой работе я всегда придерживаюсь принципа - сначала наблюдаем, потом действуем.

Одна из главных ошибок, которую совершают новые руководители - пытаться сразу впрячься в работу, навязывая при этом свою точку зрения, без разбора. В первые несколько месяцев ваше главное дело - слушать, задавать вопросы, изучать и выстраивать план с учетом изученного.

Когда приходишь в большую ИТ-компанию, прежде всего, надо понимать, что ты приходишь в уже установившуюся культуру, сформировавшиеся ритуалы, устоявшиеся процессы, связки между людьми и определенные договоренности. В общем, ты приходишь в уже работающую, мчащуюся на большой скорости машину, в которую впрыгиваешь на ходу и только после того, как ты в нее впрыгнул, начинаешь узнавать, а что в ней вообще есть, что и как работает, какие есть функции и возможности. И мы сейчас не обсуждаем хорошие они или плохие, они просто есть и с этим нужно и можно научиться работать.

Первое время в новой команде - это всегда параллельная работа с текущим легаси (процессы, методы, ритуалы, связки, задачи) и выстраивание новых методик работы. Добавьте к этому всему то, что пока выстраиваешь новые процессы, ты еще и работаешь с людьми (дизайнерами, PO, CPO, разработчики, управляющим составом), у каждого из которых свое видение, свои переживания, и вообще комфортнее оставить “как есть”, так как это привычнее и понятнее, чем делать что-то новое. В общем, получается гремучая смесь, в которой пытаешься балансировать.

Этот чеклист “старта на новой работе” - сборник рекомендаций (которые я подсмотрел в разных источниках, у дизайн-директоров/лидов/менеджеров) и из моих мыслей, опыта и практики. Решил собрать все в одном месте - один единый, который правит всеми.

Чеклист дизайн-директора на новом рабочем месте

1. Установить и проводить регулярные встречи.

Сначала важно разбить свой календарь по рабочим встречам (с лидами, с отделом, синки 1 на 1, общие встречи и так далее) в голове все равно все не удержишь. На первых встречах обсудить текущие проблемы, а также выяснить обещания, данные предыдущим руководством, которые могли остаться невыполненными. Тут же стоит описать ваши подходы к работе, что для вас важно и на чем вы будете делать акцент и, конечно, продумывайте тайм-менеджмент встреч и повестку, чтобы это не скатилось в обсуждение всего и сразу.

2. Собрать обратную связь и рекомендации о работе в команде.

Пообщайтесь с коллегами, с дизайнерами, с лидами и соберите информацию о сильных сторонах и особенностях каждого члена команды.

3. Определить перечень людей, с которыми было бы важно пообщаться.

В компаниях большого масштаба особенно ценно понять, кто и за что отвечает и найти людей, которые влияют на основные решения в команде. Иногда менеджеры, находящиеся на периферии проекта, могут обладать ценной информацией. Вообще, важно понять структуру, кто под кем, зоны ответственности, какой путь проходят те или иные решения.

4. Узнать подчиненных.

Тут нужно составить картину по каждому человеку - как давно работает, у кого какая зарплата, какая система премирования, как быстро растет, давно ли повышали зарплату. Это поможет яснее видеть картину. Я вообще на старте составляю профайл в Notion по членам команды, чтобы всегда была под рукой информация по каждому сотруднику.

5. Распределить временные ресурсы и выделить время на организационно-административные задачи.

Руководителю команды следует готовиться к тому, что большую часть времени будут занимать организационно-административные задачи и встречи. И только после этого можно уделить внимание всему остальному. Это нормально. Поэтому рекомендуется сразу распределить временные ресурсы и запланировать необходимое время в календаре.

6. Проанализировать процесс найма.

Необходимо оценить наличие открытых вакансий и определить, требуется ли принятие мер (и каких именно) для их заполнения. Кроме того, важно проанализировать процесс найма в целом: источники найма, условия труда (постоянное присутствие в офисе, удаленная работа, аутстаф, использование подрядчиков и др.). Следует учесть все аспекты, связанные с наймом: наличие или актуальность должностных инструкций (часто в дизайне бывает так, что они либо устарели, либо их вообще нет), тестовых заданий, этапов найма, а также процесс онбординга для дизайнера. Также стоит уделить внимание артефактам, связанным с наймом, таким как рабочее оборудование, доступы и так далее.

7. Определить цели, поставленные перед вашей командой и вами.

Все довольно просто: важно прояснить ожидания от вас и вашей команды. Запросите полную информацию у вашего непосредственного руководителя: цели на полгода/год, то, что действительно он ожидает получить от вас и вашего отдела, в какие сроки, а также как будет измеряться достигнутый результат.

8. Определить соответствия профессиональных навыков и должностей.

Провести оценку компетенций подчиненных с целью выявления оптимального соответствия между их реальными навыками/компетенциями, занимаемой позицией и уровнем оклада. Здесь важными инструментами могут быть должностные инструкции (как упомянуто в пункте 6 – иногда они нуждаются в коррекции), профайлы каждого сотрудника (рассмотренный в пункте 4), и достаточное время для тщательной оценки всех вышеперечисленных аспектов.”

9. Подумать о карте компетенций, грейдах и карьерных перспективах подчиненных.

Сформировать карту пути/компетенций и, в принципе, понятный трек развития и достижений по дизайнерам. Такую мега-ультимэйт карту компетенций дизайнера мы сделали у себя внутри Домклик. Подробнее о том, как мы анализировали лучшие практики рынка по картам компетенций и грейдам дизайнера, внедряли "достижения" за проекты и создавали матрицу "достижений", а также как карта компетенций была апробирована, можно узнать в статье "Как мы создали систему развития и карьерного роста продуктовых дизайнеров".

10. Проверить где общается команда.

Каким образом осуществляется рабочая переписка в компании: через мессенджеры или электронную почту? Существует ли общий чат для всего отдела или для подразделений? Где можно получить важные новости компании? Где чаще всего проводятся совещания? Как решаются вопросы внутри команды (ждем встреч или быстро решаем в определенных чат-комнатах?) и так далее. Иногда создание каналов общения с нуля может быть более эффективным подходом.

11. Изучить матчасть.

Стоит ознакомиться с основными понятиями в сфере (и вообще со сферой, если вы до этого не были с ней знакомы). Изучите терминологию, аудиторию, бизнес задачи компании, миссию, ценности, рынок и конкурентов, стратегию, HR-культуру, преимущества, позиционирование и так далее.

12. Изучить внутреннюю кухню.

Надо найти время и разобраться в дизайн-системе и файлах связанных с дизайном (дизайн-принципы, брендбук, гайды и так далее). Узнать и запомнить что где лежит (если надо проапгрейдить), какая структура, какие гайды/брендбуки существуют, какие есть рабочие инструменты (помимо figma), какие есть трудности/подводные камни. В общем подробнее изучить то, с чем нужно будет работать и с чем в принципе работает команда дизайна.

13. Найти правильный баланс.

Одной из главных трудностей менеджмента является поиск правильного баланса между ситуациями, когда нужно углубиться в проблему и когда лучше отстраниться от нее, предоставив маневр для решений ответственному. Кроме того, иногда необходимо смещаться в ту или иную сторону в частных аспектах выполнения должностных обязанностей в зависимости от того, в каком положении находятся члены команды.

Вам не нужно все делать самому, быть лучшим во всем или даже уметь делать все самому. Ваша работа как менеджера - добиваться лучших результатов от группы людей, работающих сообща.

Тратье свое время и энергию на пересечение: 1) того, что является самым важным для организации; 2) того, что никто не сделает лучше вас.

Из этого следует: вы должны делегировать все, что ваши подчиненные могут делать не хуже или лучше вас.

14. Познакомиться с руководителями других отделов.

Важно понять основные бизнес-процессы, в которые интегрирован ваш отдел. Познакомьтесь с руководителями других отделов и, при необходимости, совместно откорректируйте процессы и взаимодействие.

15. Найти все “узкие” места.

В каждом процессе, культуре, рабочей рутине есть «узкие» места. Это те места, которые притормаживают или вообще останавливают любую активность, мешая достичь результата. Ваша задача - понять, можете ли вы их обойти или повлиять на них, или это необходимость, с которой нужно мириться. В любом случае, опираясь на свою практику, все, что «исторически сложилось» и выступает в качестве «невидимых стен», можно безболезненно обойти без ущерба для компании и команды.

16. Сформировать скамейку запасных.

Тянуть все процессы самому - никогда не получится, у вас должно быть доверенное лицо, заместитель, ваша «правая рука» (один или несколько). Найти надежных кандидатов на эту роль - одна из самых сложных задач в принципе. Сделать это сразу, в первые недели - не получится. Но начать присматривать такого кандидата - точно стоит.

Хорошая скамейка запасных означает, что ваши заместители могут легко заменить вас, если вас неожиданно вызовут из офиса. Это означает, что в ваше отсутствие не произойдет ничего плохого: не случится пожар, не разразится хаос, работа не остановится. Обладание хорошей скамейкой запасных - один из важнейших признаков руководителя: это означает, что команда, которую вы сформировали, может уверенно и успешно вести корабль, даже когда вас нет на капитанском мостике. Более того, сильная скамейка запасных позволяет руководителю иногда отвлекаться от повседневных организационно-административных задач и смотреть вдаль, мыслить стратегически.

17. Сформировать систему управления задачами.

Выберите (или создайте под себя) систему управления задачами, где будет фиксироваться вся активность команды, ответственные, сроки, детальная история задачи, этапы реализации, трудозатраты и так далее. Разберитесь, кто что планирует делать в течение ближайшей недели/месяца. Периодические отчеты о проделанной работе помогают поддерживать необходимый темп.

Выстраивайте структуру и системность, ведь самые лучшие идеи ничего не стоят, если вы не можете достаточно точно или достаточно быстро исполнить их и получить результат, а самые блестящие планы в мире не помогут вам преуспеть, если вы не можете их воплотить.

18. Проанализировать на все 360°.

Благодаря своему положению вы можете сделать zoom out и увидеть более широкую картину происходящего, а это значит, что вы способны выявлять те закономерности и тенденции, которые могут упускать из виду ваши подчиненные. Важно увидеть полную картину (по отделу, задачам, членам команды, коллегам, приоритетам, бэклогам и так далее), прежде чем приступать к реализации стратегии.

19. Сформировать стратегию.

Теперь из собранной информации можно сформировать стратегию и выделить задачи на месяц, квартал, год. Сделайте привязку каждой задачи к конкретной цели, которую вы решаете, и составьте поэтапный план действий: что нужно сделать для достижения целей. Ну, и чтобы точно по итогу ожидания не разошлись с реальностью, важно:

  • Защитить стратегию перед руководством. По сути, получить одобрение на реализацию намеченного плана.
  • Защитить стратегию перед своей командой. Показать общую картину происходящего, рассказать, почему необходимо реализовать эти задачи и каким целям они должны привести.

20. Начать реализовывать стратегию и планы.

Определите реалистичные сроки выполнения задач вместе с командой и не забывайте при этом об ошибке планирования - когнитивном искажении, связанном с тем, что нам от природы свойственно определять меньшие сроки и затраты для выполнения дел. Не стоит строить планы, которые не соответствуют тому, что ваша команда хорошо умеет делать. И точно стоит давать себе отчет, что нет универсального правильного ответа на вопросы «как делать?» и «что делать?». Наиболее разумным планом является тот, который максимально учитывает сильные и слабые стороны вашей команды.

Люди думают, что сфокусировать внимание - значит сказать "да" той вещи, на которой сосредоточено твое внимание. Но дело совсем не в этом. Это в большей мере значит сказать "нет" сотням других хороших идей. Вы должны делать тщательный выбор. Я так же горжусь тем, чего не сделал, как и тем, что сделал. Новаторство - это способность сказать "нет" тысяче вещей.

Стив Джобс

Этот список/чеклист позволяет мне не держать в голове последовательность действий на старте. В целом, многие и так машинально и неосознанно проходят через эти пункты. Я лишь решил их структурировать и зафиксировать. И главное - всегда помнить, что если не знаешь, куда идешь, то можешь оказаться где угодно.

Мой канал в ТГ: https://t.me/dsgn360

1010
1 комментарий

Спасибо за статью! Большой труд))