Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

В течение трех месяцев мы исследовали gender gap в самой знакомой нам сфере — дизайне. Результатами делимся в нашем спецпроекте 28,3% (именно столько составляет разница в зарплатах у мужчин и женщин в России по данным Минтруда).

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Привет! Мы Duo Sapiens, сообщество менторов, которое помогает специалистам развиваться в дизайне. Сегодня мы решили поднять непростую, но очень важную для нас тему.

Хотим поговорить о гендерном неравенстве в профессии. Тема не нова и затрагивает права как женщин, так и мужчин во всем мире. Различные стереотипы и предубеждения отражаются на зарплатах, найме, должностях, востребованности и карьере специалистов.

Мы работаем со множеством дизайнеров разного профиля и уровня, и не могли не заметить, что гендер влияет на восприятие себя в профессии. Девушки часто чувствуют себя менее уверенно, а их зарплаты могут быть в разы ниже. При этом многие имеют профильное образование: например, в школе дизайна ВШЭ в магистратуре 70% студентов — девушки. Также они интересуются нетворкингом и ищут разные возможности для развития: в частности, в списке участников нашего дизайн-пикника было в три раза больше женских имен, чем мужских.

Получается, что женщины активно учатся дизайну и всему, что с ним связано, у них достаточно таланта, но на высоких должностях они преуспевают реже, чем мужчины. Чтобы разобраться, почему так происходит, мы запустили проект 28,3%. Его цель — не заявить о несправедливости, а нарисовать карту «подводных камней», чтобы маленькими шагами создавать равные возможности для всех.

Что известно о барьерах в карьере у женщин-дизайнеров?

Так что же мешает женщинам расти по карьерной лестнице? Это, во-первых, существующее в целом в стране и мире гендерное неравенство. Согласно отчету Global Gender Gap, в 2023 индекс гендерного равенства составил 68,4 из 100. Это значит, что в среднем у женщин есть примерно две трети возможностей — политических, экономических и профессиональных, которые определяются только по признаку пола.

Во-вторых, нужно отдельно отметить неравенство в доходах. В том же исследовании Global Gender Gap подсчитывается, насколько женщины зарабатывают меньше мужчин. В 2022-2023 годах Россия по понятным причинам не попала в отчет, но в 2021 разница в зарплатах была более 40%. По данным из российских источников этот разрыв составляет 28,3%, именно эта цифра отражена в названии проекта.

Немного статистики о гендерном разрыве:

  • Согласно исследованию Design Council в Великобритании 78% дизайнеров составляли мужчины. При этом 63% мест в вузах на программах дизайна и искусства занимали женщины;
  • Лишь 11% женщин-дизайнеров в США занимают руководящие должности;
  • На крупных дизайн-событиях в Европе доля женщин-докладчиков — всего 35,7%;
  • Медианный доход женщин-дизайнеров в России составляет 90 500 руб., в то время как у мужчин он 150 000 руб. в месяц.

Гендерное исследование дизайн-рынка

Мы решили сами выяснить, как проявляется гендерное неравенство в сфере дизайна и где конкретно «ломается» карьера женщин. Несколько месяцев проводили исследование — опросили 1000 дизайнеров, провели 50 глубинных интервью и проанализировали 200 открытых резюме. В этой статье делимся самыми яркими выводами, которые мы сделали из опроса, а полная версия исследования уже доступна на сайте спецпроекта 28,3%.

Кто участвовал в исследовании

В основном это дизайнеры, работающие в крупных городах-миллионниках (65%) в возрасте от 24 до 39 лет (76%). Половина опрошенных работает в корпорациях, по трети — в небольших студиях/агентствах или на фрилансе. Также есть малый процент тех, кто владеет собственной студией (3%).

80% женщин прошли обучение в вузах, на профильных программах и курсах, тогда как 40% мужчин получили все свои навыки и опыт на практике без образования. Мужчины отметили, что им интереснее развиваться в айдентике, моушене и 3D-дизайне. Женщины больше фокусируются на коммуникационном дизайне, иллюстрации или вебе.

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Опросом мы охватили дизайнеров всех грейдов: от студентов до владельцев студии. Большинство их них — мидл-дизайнеры (40%), джуниоры и сеньоры составили вместе примерно такое же соотношение.

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Мы спрашивали участников про зарплаты, work-life balance, атмосферу в командах и публичную активность, чтобы на основе объективных данных и реальных историй выявить конкретные барьеры и проблемы, мешающие женщинам достигать целей в карьере. А теперь переходим к интересным фактам, которые мы узнали в процессе исследования.

Как проявляется гендерный дисбаланс

67% опрошенных нами дизайнеров не замечают дискриминации на рабочем месте по отношению к себе или коллегам. Когда мы посмотрели гендерную разбивку оказалось, что с подобным опытом встречались 36% женщин и 13% мужчин.

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Дискриминация – это не то, что происходит со мной. Мне кажется я никогда не ощущала ее лично, но когда вижу исследования и цифры, то не могу им не верить. Когда задумываюсь более серьезно, то начинаю замечать, что тоже с этим сталкивалась. Просто это так прочно вшито в мою картину мира, что иногда я не думаю, что это сексизм или что-то такое.

Мидл-дизайнер, женщина, 26 лет.
Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Так в чем заключается это неравенство? В ходе опроса мы выделили несколько явных факторов, которые приводят к гендерному дисбалансу. Во-первых, это соотношение женщин и мужчин в коллективе. Помня тот факт, что женщины больше учатся в профильных заведениях, мы предположили, что в компаниях их должно быть по меньшей мере столько же, сколько и мужчин. И в этом пункте все сошлось с ожиданиям — 29% респондентов отметили, что в коллективе больше мужчин, 36% – что в дизайн-командах больше женщин. И 35% отметили, что примерно поровну.

Но когда дело доходит до руководителей дизайн-команд, то цифры меняются. В 64% случаев арт-директора и дизайн-лиды мужчины, и в 36% — женщины. На топ-позициях мы замечаем перевес почти в 2 раза.

Глубинные интервью с 50 дизайнерами показали, что, мужчины-руководители чаще устраивают на работу своих знакомых-мужчин или активнее поддерживают их продвижение в карьере.

Разрыв в зарплатах

Как вы помните, средний разрыв в зарплатах мужчин и женщин в России — 28,3%. В недавнем исследовании Т—Ж по дизайн-рынку медианный доход мужчин-дизайнеров в месяц составляет 150 000 руб., в то время как женщин — 90 500 руб. Этот разрыв также зависит от конкретной специализации. Так у графических дизайнеров он составляет 70 000 руб., а у дизайнеров интерфейсов чуть меньше.

Наш собственный опрос вскрыл новые подробности о том, как разрыв распределяется внутри разных грейдов, а также насколько фактическая зарплата отличается от желаемой.

В сегменте джуниор и мидл, по результатам нашего исследования, разница в зарплатах не так заметна — она составляет 7 000 руб. На высших руководящих позициях она колоссальна. К примеру, арт-директора мужчины зарабатывают в среднем на 120 000 руб. больше женщин. Считая этот разброс, мы не верили своим глазам и пересчитывали несколько раз. Даже после удаления явных всплесков зарплат разрыв в 49 000 руб. все равно остался.

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Конечно мы не знаем, были ли у респондентов мотивы по занижению или завышению размеров своей зарплаты. Но цифры говорят сами за себя. Мы решили спросить у HR-специалиста, почему с увеличением грейда разрывы в зарплатах растут в геометрической прогрессии:

Персонал среднего звена часто знает, какие зарплаты у других коллег и должны получать примерно одинаковые суммы. Начиная с руководительского состава об их зарплатах знает только избранный круг – владелец или руководитель департамента. Эти люди не обсуждают свои зарплаты друг с другом.

Анонимный HR-специалист

То есть на крупных должностях работают личные связи, и специалисты буквально сами устанавливают себе зарплату. Возможно, женщины недостаточно осведомлены о ситуации на рынке или готовы просить меньше за свой труд, что подтверждает наша статистика по зарплатным ожиданиям. Девушки считают что заплаты джуниор и мидл-дизайнеров составляют около 126 000 руб., что на 14% ниже оценки мужчин-респондентов.

Личный бренд дизайнеров

Чтобы добиться карьерного роста, и, как следствие, зарплатного, дизайнерам (как и любым другим специалистам) необходимо развивать свой личный бренд. Мы уделили целый блок вопросам о том, ведут ли дизайнеры личные соцсети, выступают ли в качестве спикеров на мероприятиях или преподают на курсах по дизайну. Затем мы вывели «коэффициент публичности», в котором каждая медийная активность респондента оценена по балльной шкале и включена в пропорцию.

Так коэффициент публичности равен среди людей, которые не предпринимают никаких усилий для развития личного бренда: и среди женщин, и среди мужчин он составляет 1,6.

Когда мы сравнивали дизайнеров, которые стремятся к публичности, коэффициент в среднем у женщин получился 1,09, а у мужчин – 1,36. Многие женщины рассказывали, что планируют развивать личный бренд — «преподавать в будущем», «делиться мыслями и менторить» или «вести профессиональный блог».

Психуют, любят астрологию, нет инстинкта борьбы: что мы узнали, опросив 1000 дизайнеров о гендерном неравенстве

Но чаще всего эта инициатива уходит на второй план из-за большой загрузки на основной работе, бытовых и семейных дел. Многие также отметили, что у них есть ощущение, что они еще «не доросли» до того, чтобы выходить со своей экспертизой в инфополе.

Что мы поняли по итогу

Основной вывод, который мы сделали, — неравенство зачастую имеет незаметную форму. Порой мы сами не видим, как ограничиваем проявление своих сильных сторон или же неэтично ведем себя по отношению к другим. Женщины в дизайне сталкиваются с разными формами давления, это происходит и с мужчинами. Однако статистически сложности в карьере у женщин встречаются чаще. Зная, где кроется неравенство, можно стараться улучшить положение коллег и сотрудников, или хотя бы осознать основные барьеры.

Также мы хотим сделать наш вклад в равные права женщин более осязаемым. В течение марта компенсируем финансовый разрыв для наших менти. С 1 по 31 марта обучение у ментора в Duo Sapiens для девушек-дизайнеров становятся автоматически дешевле на 28,3%. Оставить заявку можно на сайте.

Это были несколько ключевых инсайтов, которые мы поняли о гендерном неравенстве в процессе в исследования. Больше графиков, мнений экспертов и комментариев из глубинных интервью мы оставили для вас в расширенной версии на сайте. Также подписывайтесь на наш блог здесь и канал в telegram. Делитесь своим мнением и не переключайтесь, впереди у нас серия вдохновляющих интервью с девушками, которые ломают стереотипы и двигают вперед дизайн-индустрию.

А вы сталкивались с гендерными предрассудками в профессии?

2121
реклама
разместить
19 комментариев

И стоило столько времени тратить, вроде и так все понятно, почему)

3

Так там же много «почему». Ну и не очевидны они. Ну и нужно их все показать для начала, чтобы можно было что-то с этим делать

1. это не проблема, это биология. 2. не увидел ссылок на детей. 3. попробуйте сказать это женщине - выплаты ничтожно малы, откажись. следите за реакцией. Если зп белая, то нормальные деньги

1

Биология? А почему отец не занят ребенком? Думаю, тут больше общественных стереотипов, чем реальной биологии

4

Мужчины тоже должны рожать детей! 👰🏻‍♂️🫃🏻
Вот тогда и будет равенство. 💁‍♀️

2

Статью, вроде, писал мужчина, а главный вывод не сделал: производительность труда. Плюс многие женщины судят о своём неравенстве в зарплатах по зарплатам 0.01% топ-менеджеров, а не таких же по уровню мужчин)

1

Во-вторых, в том и вопрос: почему в топ-менеджерах так мало женщин? Какая-то тут херня явно

1