Как адаптировать шаблон презентации для инвесторов за 1 час, чтобы точно получить деньги

Спойлер: нельзя просто так взять и использовать популярный шаблон из интернета. Поэтому учим находить эффективную аргументацию, выстраивать слайды в правильном порядке и даем советы по визуалу.

Как адаптировать шаблон презентации для инвесторов за 1 час, чтобы точно получить деньги

Привет! На связи Ольга Араз, основатель студии презентаций «В.Смысле». Расскажу, как на основе шаблона из интернета сделать сильную презентацию проекта для инвесторов и повысить шансы на финансирование.

Почему шаблоны работают лучше, если их адаптировать

Многие предприниматели делают питчдеки по шаблонам из интернета. Это удобно и просто: заполняете структуру своими данными, отправляете инвестору и ждете решения. Неплохой вариант, но есть способ сделать презентацию убедительнее.

Сильный питчдек — это не про слайды, а про смыслы, которые у каждого бизнеса свои. Кстати, наша студия называется «В.Смысле», потому что мы работаем с содержанием, а не просто делаем красивые слайды. Шаблоны презентаций нужно адаптировать: затачивать под проект и целевую аудиторию. Тогда шансы заинтересовать инвестора и получить деньги, повысятся в разы. Далее рассказываю, что делать с готовой структурой — поехали!

Успех презентации зависит от трех факторов:

  • Аргументация. У каждого инвестора есть «триггерные точки» — вопросы и проблемы, которые его волнуют. Чтобы попасть в цель, нужно понять, какие аргументы сработают в конкретном случае.
  • Сторителлинг. Презентация должна быть не набором картинок, а связным повествованием. Слайды нужно расположить в логичном порядке — это поможет донести, какую проблему и как решает проект, каких результатов стоит ждать.
  • Визуал. Инвестору должно быть удобно читать презентацию. Для этого нужно делать слайды понятными и содержательными, но не перегружать информацией.

1/ Аргументировать — найти триггеры, чтобы убедить инвестора

Слайды презентации условно можно разделить на обязательные и специфичные. Обязательные работают для любого проекта, поэтому готовые шаблоны обычно из них и состоят. Специфичные — это уникальные аргументы, которые подойдут именно для вашего проекта.

Именно специфичные аргументы попадают прямо в сердечко инвесторам и убеждают выделить деньги.
Именно специфичные аргументы попадают прямо в сердечко инвесторам и убеждают выделить деньги.

1.1/ Вот какими могут быть обязательные слайды презентации↓

Проблема на рынке. Обозначьте боли потенциальных потребителей продукта — подведите читателя к вопросу «Что нужно сделать?». При этом проблема должна быть реальной и решаемой. Аргументацию можно усилить рассказом о последствиях, если ситуация не изменится.

Желательно подтвердить актуальность проблемы цифрами: например, маркетинговыми исследованиями или статистикой.
Желательно подтвердить актуальность проблемы цифрами: например, маркетинговыми исследованиями или статистикой.

Решение. В одном-двух предложениях опишите продукт и ответьте на вопрос, как он поможет решить заявленную проблему.

<p>Слайд должен отвечать на вопрос «Для чего нужен продукт?». Вот пример «плохой» подачи. Непонятно, какую функцию выполняет сервис: купли-продажи или бронирования яхт.</p>

Слайд должен отвечать на вопрос «Для чего нужен продукт?». Вот пример «плохой» подачи. Непонятно, какую функцию выполняет сервис: купли-продажи или бронирования яхт.

Рынок и конкуренты. Оцените нишу, которую займет продукт. Покажите на слайде потенциальный объем рынка и действующих игроков. Расскажите, в чем отличия, преимущества и уникальность именно вашего решения.

Бизнес-модель. Ответьте на вопрос «Как проект заработает деньги?». Опишите понятный механизм получения прибыли. Для этого можно показать бизнес-процессы, целевую аудиторию, стратегии маркетинга и продаж, а также инфраструктуру.

<p>Золотой фонд презентаций — крутой питчдек AIRBNB с очень простой бизнес-моделью: «Мы берем 10% с каждой транзакции». Куда уж проще.)</p>

Золотой фонд презентаций — крутой питчдек AIRBNB с очень простой бизнес-моделью: «Мы берем 10% с каждой транзакции». Куда уж проще.)

Финансовые показатели. Расскажите об ожидаемых результатах: обороты продаж, выручка, прибыль. Чтобы повысить доверие, дайте обоснование прогнозов. Например, покажите средний чек и количество потенциальных клиентов.

Риски. Если проект может пойти не по плану, нет смысла замалчивать рисковые факторы. Лучше расскажите, как будете с ними работать. Так вы предстанете в глазах инвестора не безумным профессором, горящим идеей, а зрелым предпринимателем.

<p>Прояснили риски, наметили решения — инвестору сразу стало спокойнее.</p>

Прояснили риски, наметили решения — инвестору сразу стало спокойнее.

Дорожная карта. Разбейте проект на этапы, укажите сроки реализации. План работ можно представить в виде списка, простого таймлайна или диаграммы Ганта.

Команда проекта. Разместите на отдельном слайде информацию о ключевых сотрудниках — расскажите о релевантном опыте, компетенциях и ролях в проекте. Так вы убедите инвесторов, что команда справится с реализацией.

Credentials. На русский язык можно перевести как «доказательства успешности проекта». Это цифры и факты, которые подтверждают коммерческий потенциал продукта. Например, покажите рыночные исследования, предварительные отзывы клиентов или результаты пилотного запуска.

<p>В полный ноль мало кто захочет вкладываться, поэтому Revolut показали количество предварительных подписок, сделок и результат участия в бизнес-мероприятии.</p>

В полный ноль мало кто захочет вкладываться, поэтому Revolut показали количество предварительных подписок, сделок и результат участия в бизнес-мероприятии.

Объем инвестиций. Добрались до самого интересного — сколько денег просите у инвестора. Иногда на этом же слайде показывают, на что они будут потрачены. Например, запуск минимально жизнеспособного продукта (MVP), найм сотрудников или маркетинг.

И снова Revolut: на 1-м слайде показали финансовую модель и объем инвестиций, а затем расписали, на что потратят 1,5 миллиона фунтов.
И снова Revolut: на 1-м слайде показали финансовую модель и объем инвестиций, а затем расписали, на что потратят 1,5 миллиона фунтов.

Список обязательных слайдов не высечен в камне, его можно и нужно адаптировать под проект.

Что войдет в презентацию, зависит от того, что сможете показать. Например, «credentials» не будет, если продукт не тестировали на рынке. А объем инвестиций не включают в первую презентацию, когда политика инвестора предполагает несколько этапов отбора проектов.

1.2/ Специфичные аргументы зависят от целевой аудитории и особенностей вашего продукта. Вот как их подбирать и использовать ↓

Изучите целевую аудиторию. Чтобы найти сильные аргументы, узнайте приоритеты человека или организации — это зона ответственности, которую затронет проект. Изучите, что важно этим людям, за что они отвечают, формально или неформально отчитываются перед руководством. Например, если хотите получить государственный грант, продумайте, как проект поможет развитию страны или отдельной отрасли.

Что нужно знать об инвесторе:

  • Фонды — профиль инвестирования. Выясните, в какие сферы предпочитают вкладываться. Для этого почитайте политику на официальном сайте или поищите реализованные проекты.

  • Государственные компании — стратегическая сфера. Узнайте, какие глобальные цели развития страны преследуют.

  • Корпорации — зона ответственности лица принимающего решение (ЛПР).

Пример из практики студии «В.Смысле».

Один из наших клиентов пришел за инвестициями к руководителю крупной организации с государственным участием. Хотя компания коммерческая, топ-менеджер отчитывается напрямую президенту. Поэтому в сфере приоритетов находятся государственные интересы и стабильное развитие отрасли. Чтобы найти триггерную точку и надавить на нее специфичными аргументами, мы изучили послания президента за последние 10 лет и публичные высказывания ЛПР.

Предположим, нам нужно будет подготовить презентацию для СБЕРа. Компания ставит в приоритет развитие собственной экосистемы, поэтому мы продумаем, как продукт в нее впишется.

Выгоды инвестора не всегда коммерческие. Изучайте сферу приоритетов организации и зону ответственности ЛПР, к которым попадет презентация.

2/ Выстроить сторителлинг — расположить слайды в правильном порядке

Общую логику презентации можно строить по методике Situation → Complication → Resolution (SCR) или Текущая ситуация → Проблема → Решение. Эту технику предложила американская писательница и консультант Барбара Минто. Схема работает так:

  • текущая ситуация — в начале презентации рассказываете о положении на рынке или в продуктовой нише; описание должно вызвать в голове читателя вопрос «So what?» (или по-русски — «И что?»);

  • проблема — заявляете проблему; описание должно вызвать в голове читателя вопрос «Что делать?»;

  • решение — показываем, как проект решает проблему.

<p>Барбара Минто рада, что про ее методику не забывают.</p>

Барбара Минто рада, что про ее методику не забывают.

В каком порядке расположить слайды, зависит от целевой аудитории. Например, Никита Непряхин в книге «Аргументируй это» предлагает ориентироваться на силу аргументов и настрой ЛПР. Если аудитория настроена дружественно, расставляйте аргументы от более слабых к самым сильным. Скептиков с большей вероятностью убедит обратный порядок слайдов — от сильных к слабым. Когда не знаете о настрое ЦА, начните и закончите сильными аргументами, а в середину поместите слабые.

Считается, что оптимальный размер презентации — до 15 слайдов, но может быть и больше. Ориентируйтесь на целевую аудиторию. Если ЛПР любит погружаться в детали, дайте ему достаточно информации. Задача питчдека убедить инвестора выделить деньги, и если для этого нужно больше 15 слайдов — смело делайте.

Оформить титульный слайд — зацепить внимание

Отдельно остановлюсь на оформлении титульного слайда. Он «продает» инвестору презентацию, поэтому должен отражать суть и выгоду проекта, а также боли потенциальных потребителей. Все это нужно уместить в одну фразу — 2 строки или 10-12 слов. На разработку титульника иногда уходят недели, но результаты стоят таких усилий.

<p>«Мы помогаем гольфистам мониторить свою игру и улучшать результаты». Хороший титульный слайд — сразу понятно, какой продукт и для кого создан.</p>

«Мы помогаем гольфистам мониторить свою игру и улучшать результаты». Хороший титульный слайд — сразу понятно, какой продукт и для кого создан.

А вот так лучше не делать — сложно понять, в чем суть проекта. «Креатив по запросу» — это скорее слоган, а не фраза для титульного слайда питчдека.
А вот так лучше не делать — сложно понять, в чем суть проекта. «Креатив по запросу» — это скорее слоган, а не фраза для титульного слайда питчдека.

3/ Разработать визуал — сделать презентацию удобной и запомниться

Важно найти баланс между креативом и удобством восприятия слайдов. Рекомендую придерживаться двух правил.

Разрабатывайте уникальный визуал. Индивидуальное оформление слайдов помогает отстроиться от конкурентов. Инвестор видел трендовые шаблоны, скорее всего, уже десятки раз.

<p>У популярных шаблонов тысячи скачиваний — ими пользуются буквально все.</p>

У популярных шаблонов тысячи скачиваний — ими пользуются буквально все.

Креативом не перебивайте смысл. Визуал не должен отвлекать от сути проекта. Крутая идея может сработать и получить инвестиции, даже если оформление будет совсем простым.

Призвать к действию — правильно завершить презентацию

На последнем слайде располагайте call-to-action — призыв к действию. Сформулируйте короткую фразу, которая продвинет проект на следующую ступень. Скажите, что делать заинтересованному инвестору: например, предложите созвониться или назначить встречу.

На последнем слайде обычно оставляют контакты и можно это креативно обыграть. «Чайку?» — спрашивает компания, развивающая маркетплейс эксклюзивных чаев.
На последнем слайде обычно оставляют контакты и можно это креативно обыграть. «Чайку?» — спрашивает компания, развивающая маркетплейс эксклюзивных чаев.

Чек-лист для самопроверки

Как понять, что у вас получилась крутая презентация:

  • Титульный лист — передает смысл и задачи проекта, адаптирован под целевую аудиторию.

  • Количество слайдов — оптимально до 15, но иногда может быть больше.

  • Аргументация — адаптирована под проект, учитывает приоритеты инвестора и зону ответственности ЛПР.

  • Содержание и логика изложения — из презентации понятны проблема, ваше предложение, есть вся необходимая для конкретного инвестора информация о проекте. Аргументы выстроены с учетом позитивного или скептического настроя целевой аудитории.
  • Последний слайд — призывает позвонить или встретится, содержит контакты.

Студия презентций «В. Смысле» объединяет консалтинг и дизайн в эффективных презентациях. Мы разрабатываем материалы для самых важных проектов и требовательных читателей. С нашими презентациями предприниматели получали миллионные инвестиции, топ-менеджеры защищали стратегии, компании находили партнеров, холдинги презентовали свои проекты первым лицам государства.

О своём опыте, проектах и результатах рассказываем в телеграм-канале.

3
Начать дискуссию