Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Как Сибирский центр дизайна брендировал юбилей старинного сибирского города

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Сибирский центр дизайна — распределённая по России структура, но наш головной офис (и наше сердце!) — в Томске. Это старинный сибирский город, университетский центр страны, в 2024 году он отмечает 420-летие. Надо сказать, что по стране не так много примеров крутой айдентики небольших городов (а в Томске живет около 600 тысяч населения, из них больше 65 тысяч — студенты). Обычно брендирование даже больших событий делается «на коленке» — потому что это долго и дорого. Так могло бы быть и с юбилеем Томска, но…

В сентябре 2023 года мы устраивали в Томске Сибирские дни промышленного дизайна, и там выступал Владимир Черепанов, основатель бренда «I’m Siberian». Он рассказывал про айдентику городов и про то, как они на голом энтузиазме сделали брендирование 400-летия Новокузнецка – без денег, просто потому, что хотели, чтобы в юбилей все было ПО-ДРУГОМУ (а не как обычно :)). Тогда мы подумали: у Томска тоже юбилей на носу. Почему бы нам не включиться?

Виктор Клименко, Директор Сибирского центра дизайна:

«Можно бесконечно говорить о том, как ты любишь город, как ты готов помочь ему, как тебе это интересно — но при этом быть пассивным наблюдателем. А можно просто делать. У нас было мало времени, к сожалению, но не помочь любимому Томску и остаться в стороне мы не могли. Единый, современный, яркий брендинг будет позитивно влиять на общее восприятие Томска».

В начале 2024 года у нас уже были кое-какие наработки по айдентике (ну прямо совсем эскизы! но красивые :)). Мы пришли в мэрию, показали их и предложили доработать. Мэр Дмитрий Махиня впечатлился: во-первых, там и правда был ряд интересных решений - со шрифтами, например.

Вот как мы сделали букву «О» с использованием узнаваемых элементов — декора в виде жар-птицы с одного из красивейших деревянных домов Томска.
Вот как мы сделали букву «О» с использованием узнаваемых элементов — декора в виде жар-птицы с одного из красивейших деревянных домов Томска.

Во-вторых, мэра Томска приятно удивило, что пришли какие-то люди «от общественности», предложили классную идею, да ещё и денег не попросили! А денег реально нет — Томск не самый богатый город, и юбилей будет отмечаться относительно скромно, и надо заткнуть множество дыр (с ремонтом старинных фасадов, например), какие уж тут бюджеты на айдентику. Но дело не всегда в деньгах, как все поняли :) В общем, нам дали «добро» и понеслась работа в ускоренном темпе (как обычно, надо было «вчера»).

Мы начали с изучения оформления других городов. Например, понравились решения у Суздаля, Мурманска, Нижнего Новгорода, Перми. Подмечали, что хорошо, а что нам явно не подходит. Сравнение также было по бюджетам и срокам, сколько платили города за тот или иной проект, и в какие сроки он был выполнен.

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Потом на «круглом столе» в мэрии с участием активной городской общественности обсуждали нюансы. Так, например, сообща «придумались» визуальные паттерны и идея с таймлайном из пяти веков Томска. Кстати говоря, СЦД оказался не единственным желающим работать безвозмездно — свои варианты предложило также АНО «Диалог» и комитет дизайна самой мэрии. Но общественность единогласно поддержала именно наш концепт (к началу-середине февраля новый уже был готов), потом его утвердил и мэр Дмитрий Махиня. Также за нас «проголосовал» вице-губернатор Томской области Василий Потемкин, присутствовавший на оргкомитете по юбилею города, где как раз определялись с лидирующим концептом.

Вот один из элементов брендирования от комитета дизайна мэрии, где использованы наши наработки с буквами (но дальше это никуда не пошло)
Вот один из элементов брендирования от комитета дизайна мэрии, где использованы наши наработки с буквами (но дальше это никуда не пошло)

В начале работы мы составили таблицу тональностей, с какими прилагательными ассоциируется и чем славится город:

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Потом выбирали цвета. Основной цвет Томска — зелёный. Это частично отражено у нас в проекте.

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Финальный вариант: Логотип.

Как рождался логотип, рассказывает арт-директор СЦД Владимир Самойлов:

Задача очень понятная. У нас есть цифры «420», вокруг них и надо было думать. Если мы просто пишем «420», очевидно, это не обладает никакой уникальностью. Но если «420» написать в ряд и немного опустить четвёрку, все цифры получится объединить одной линией. И «420» уже станет хорошим, монолитным «блоком». Понятно, что со стандартными шрифтами, даже если так сделать, цифры всё равно не будут идеально складываться в композицию.

Когда мы определились с подходящим для «модификации» шрифтом, оставалось подобрать толщину. Сделать тонко — всё будет «пропадать», если толще — цифры слишком громоздкие. И вот мы нашли некую среднюю толщину, которая просто смотрелась «хорошо, плотно и сбито».

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Дальше стали привязывать слово «Томск» и поняли, что если привязывать его в ряд — получается очень плохо. «420» становится маленьким, а Томск — большим. В таком случае вариантов не много. Посмотрели, как будет выглядеть, если привязать его снизу. Получилось сделать разрядку букв так, чтобы он не слипался. Оставалось просто подвигать, чтобы привязать к оси вертикальной палочки цифры «4». Потом тот же процесс: подобрали шрифт и подогнали под него толщину. В итоге всё смотрится очень аккуратно и плотно.

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный
Финальный вариант логотипа
Финальный вариант логотипа

Финальный вариант: Цвета

Опираясь на таблицу тональностей, мы выбрали основную цветовую палитру (и там не только зеленый):

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Финальный вариант: Фирменная графика

Изначально нашей базовой задачей было сделать что-то драйвовое, жизнерадостное и праздничное (это и к вопросу о цветах, и к графике).

Виктор Клименко даже сначала предлагал всяких лент напихать… Ну, мы с коллегами посмеялись: «Какие ленты, это же не спортивное мероприятие!». И продолжили разработку. Сначала было два направления:

Первый — аля формальная швейцарская типографика, когда всё строго, по вертикали и горизонтали. Хоть всё и получалось очень аккуратно, но как-то не жизнерадостно. Даже когда наша коллега Екатерина Концевая добавляла градиента в цвета, всё казалось скучным. Увы, но из «математически» ровных углов и линий жизнерадостности не выбить.

Финальный вариант флагов
Финальный вариант флагов

Виктор тем временем был в командировке в Перми, позвонил нам по видеосвязи и показал их пример баннеров на 300-летие:

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный
Те самые баннеры 
Те самые баннеры 

Екатерина, вдохновившись идеей, предложила ещё вариант: «Давайте попробуем из цифры 0 сделать «петлю времени» и в этой петле времени поставим какие-нибудь картинки которые будут узнаваемы горожанами».

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Начали ставить, и… Вау! Проект начал оживать! В течение пары недель мы в процессе «разглядывания» понимали — нолики тоже не идеальное решение. Оно немного ограниченное по возможностям применения (и уж точно не универсальное). Например, такой формат не подходит для печати на билбордах. Через несколько дней «отдыха» от проекта, Екатерина прислала эскизы с лентами (Виктор, привет!). Это были «бодрые» ленты нужных цветов, идущие по фону, вдоль плакатов. Они круто вписывались в проект. Получилось то, что мы и хотели. Плюс это было универсальным средством, которое точно можно ставить на любые носители.

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Нужно было только выдержать баланс между изображением на плакате, масштабом и размером массы этой линии:

• Это не должно напоминать 9 мая (потому что там тоже ленты).

• Это может напоминать спорт и всё с ним связанное (да, да и да. Из-за лент.)

И вот, между Сциллой и Харибдой этих двух праздников нам надо было найти «характер лент», которые бы соответствовали празднику города. В итоге — нашли!

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

В совокупности сложилась достаточно крутая система, чтобы быть использованной на празднике города. Нельзя сказать, что это шедевр. Но с учётом скорости исполнения, получилось вполне грамотное, культурное и современное дизайнерское решение.

Айдентика к 420-летию Томска: почему бесплатно и почему не только изумрудный

Отдельное спасибо мэрии — мы очень активно и плодотворно работали на протяжении всего процесса разработки айдентики. Также благодарим всех, кто помогал и давал нам обратную связь.


Мы очень рады, что наши разработки будут радовать жителей и гостей студенческой столицы России.

И напоследок — вот что пишет мэр Дмитрий Махиня о нашей работе у себя в соц.сетях:

«Согласовали стиль оформления к 420-летию Томска. На моей памяти это — наш первый удачный пример взаимодействия с общественностью, дошедший до своего логического завершения. Конечный вариант визуализации очень отличается от первоначальных предложений. А было у нас их несколько — от комитета дизайна мэрии, от ребят из ЦУРа, от ряда коммерческих компаний.

Сибирский центр дизайна вообще принёс нам готовый разработанный брендбук юбилея. Все были готовы вложить силы и средства, свой талант и время в то, чтобы сделать что-то хорошее для любимого города. И это сработало — на мой взгляд, в совместном труде, в этой коллаборации на основе разработок СЦД получился очень неплохой современный вариант. Запускаем его в работу. В ближайшее время на улицах города появятся конструкции и флаги с символикой, которая будет напоминать томичам и гостям Томска о юбилее».

Подписывайтесь на нас в соц. сетях:

VK: vk.com/design.siberia

Telegram: t.me/siberia_design

Наши проекты на Behance: behance.net/siberia_design

Наш сайт: siberia.design/

2424
14 комментариев

По-моему с лентами шляпа какая-то пошлая получилась. Надо было останавливаться на тайм-лайне с 0. Вот там красиво, бодро, свежо. А ленты - ну будто в итоге вас прогнула мэрия (консерваторы и старперы, которые не смыслят в дизайне), так выглядит.
Лого сам классный при этом получился. И разные иконки в 0 (шишка, сердечко) - тоже.
А ленты эти... Ну такое. Даже пермяки выглядят зажигательнее.

3
Ответить

Солидарен. Ленты - днище какое-то, их можно купить на фото стоке за 5$ и шлепнуть поверх фото. Какой дизайн то тут? Послеры с ноликами, где лось в кружке - очень неплохо, хорошо даже.

2
Ответить

Возможно, но в статье весьма развёрнуто рассказано про сроки. Сделать за месяц с учётом согласований продукт, который далее идёт в продакшн, при этом делать себе в убыток и в режиме ошпаренной лошади — весьма и очень сложно.
В идеальном мире можно сделать лучше. С бюджетом и разумными сроками.
У пермяков были иные сроки, иные бюджеты.

1
Ответить

Очень интересно, нравится, когда показывают как именно создаются шедевры.

2
Ответить

В целом как-то уныло. За бесплатно - норм.
Логотип скучный, построение лого - без комментариев.

Иконки в логотипе на флагах не дружат между собой, разная рисовка, ощущение, что взяли рандомные иконки с Freepik или flaticon.
ленты - трэш.

В итоге сомнительно, но ок.

1
Ответить

Забыл добавить.
Плакаты - зачет, за них респект.

2
Ответить

Спасибо за мнение, мы всегда рады конструктивной критике!

Про иконки - мы прислушались к мнению Томичей и сделали их такими, какие они хотели видеть. Мы же просто не могли подружить сердце и деревянные узоры, потому что если их схематично изобразить, они перестают быть на себя похожи. Шедевром эту работу мы не считаем. Однако получилось явно лучше чем то, что приносили другие.

1
Ответить