Пытка для нетерпеливых: как испортить первое впечатление пользователя от приложения

Пытка для нетерпеливых: как испортить первое впечатление пользователя от приложения

👋 Привет! На связи Кейт – дизайнер Mediahead. Рассказываю, как удалить приложение через 10 секунд после первого открытия. Туториалы, которые не бесят: миссия выполнима?

«Пользовательский интерфейс это как шутка. Если приходится его объяснять, значит он не так уж хорош»

Однажды я решила скачать календарь Brite. Нет, это в самом деле очень хороший и удобный планер, но чтобы начать с ним работать, пришлось приложить немало усилий и терпения.

✍️ Буду рада услышать ваше мнение по поводу необходимости уточнения у пользователя такого количества ответов на личные вопросы перед началом работы с обычным планером.

Онбординг Brite
Онбординг Brite

Что такое онбординг?

Онбординг – это те самые несколько экранов и подсказок, которые знакомят вас с функционалом приложения или сервиса.

Выводится обычно в трех случаях:

  • Когда человек первый раз заходит в приложение/сервис
  • Когда поменялся функционал или интерфейс, и об этом нужно рассказать
  • Когда интерфейс приложения сложный и уникальный, существующий не по привычным паттернам взаимодействия, например, мобильная игра

Иногда онбординг необходим, если приложение требует ввода данных пользователя до начала работы, например, банковское приложение, анкета сервиса знакомств или трекер питания и контроля веса.

Как выглядит?

  • Либо стандарт: несколько экранов с картинкой, прогресс-баром и кнопкой «Зарегестрироваться», «Продолжить»
  • Либо как оверлей (верхний слой) с всплывающими подсказками поверх самого приложения, некий тур по сервису
<a href="https://mobbin.com/flows/dce031a1-1a4b-40e7-8474-3413989ddc21?utm_source=copy_link&amp;utm_medium=link&amp;utm_campaign=flow_sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Онбординг</a> 5 Minute Journal
Онбординг 5 Minute Journal
Всплывающие подсказки онбординга Gmail
Всплывающие подсказки онбординга Gmail

Почему иногда онбординг – это плохое решение?

Исследование Norman Nielsen Group показало, что независимо от того, просматривали ли люди обучение или нет, они все равно успешно и с одинаковой скоростью выполняли основную задачу.

Онбординг требует внимания и усилий со стороны пользователя. Даже опция «пропустить» — это дополнительный шаг. Многие пользователи хотят быстрее начать работу с приложением и уверены, что сами могут разобраться с функционалом, что, скорее всего, является правдой в современных реалиях.

Онбординг с подпиской: насколько это гениальный ход?)

Представьте: вы скачали новое приложение, полны надежд и ожиданий, запускаете его... и на последнем экране онбординга вы видите предложение оформить платную подписку. «Погодите, я же еще ничего не знаю об этом приложении!» – возмущается ваш внутренний голос. И тут возникает вопрос: зачем разработчики ставят экран с подпиской в онбординге?

Аргументы «за»:

  • Фильтрация «халявщиков»: давайте будем честными, есть люди, которые никогда не собирались платить за приложение. Экран с подпиской в онбординге позволяет отсеять таких пользователей и сфокусироваться на тех, кто готов инвестировать в качественный продукт.
  • Демонстрация ценности: разработчики, уверенные в своем продукте, не боятся показать его стоимость с самого начала. Это как бы говорит: «Мы знаем, что наше приложение стоит своих денег, и ты это поймешь, как только попробуешь».
  • FOMO (fear of missing out): ограниченные по времени предложения и эксклюзивные бонусы для подписчиков могут вызвать у пользователя страх упустить выгоду и подтолкнуть его к покупке.

Аргументы «против»:

  • Негативное первое впечатление: пользователь еще не успел оценить преимущества приложения, а ему уже пытаются что-то продать. Это как навязчивый продавец, который преследует вас по магазину, предлагая ненужный товар.
  • Отсутствие доверия: «Почему я должен платить за то, что еще не видел?» – думает пользователь. Экран с подпиской в онбординге может вызвать ощущение, что разработчики больше заинтересованы в деньгах, чем в удовлетворении потребностей пользователей.
  • Потеря потенциальных клиентов: многие пользователи просто закроют приложение, не дав ему шанса, если увидят предложение о подписке в самом начале.

Вот несколько факторов, которые стоит учитывать:

  • Тип приложения: если приложение предлагает уникальные функции, недоступные в бесплатных аналогах, то экран с подпиской в онбординге может быть оправдан.
  • Целевая аудитория: если приложение ориентировано на профессионалов, которые готовы платить за качественные инструменты, то предложение о подписке может быть воспринято положительно.

Вместо того, чтобы ставить экран с подпиской в онбординге, можно пойти другим путем. Попробуйте постепенно знакомить с платными функциями: покажите пользователю, что он упускает, не оформив подписку. Вместо всплывающих экранов о платной подписке, например, в приложении по ретуши фото, покажите демо того, как бы пользователь мог выглядеть с другим цветом волос, благодаря использованию платной функции.

Демо платной функции в приложении Peachy
Демо платной функции в приложении Peachy

«Онбординг — это мастхэв!» — утверждают продуктовые дизайнеры, показывая статистику удержания пользователей.

«Онбординг — это лишнее!» — возражают разработчики, которым лень писать код для туториалов.

«Онбординг? Не, не слышал» — говорят пользователи, которые уже удалили приложение после первого запуска.

Что делать?

Как всегда, истина где-то посередине. Онбординг в мобильном приложении может быть очень полезным инструментом, но только если он сделан с умом.

Как избежать негатива пользователей при взаимодействии с онбордингом?

Всегда добавляйте возможность пропустить обучение, а также индикатор прогресса, чтобы пользователь знал, сколько этапов осталось пройти.

Пытка для нетерпеливых: как испортить первое впечатление пользователя от приложения

Реализуйте опцию «Посмотреть онбординг/обучение еще раз». Если пользователь сознательно пропускает онбординг, покажите ему, где он может еще раз его пройти. Бывает, что когда ты объясняешь пользователю, как использовать приложение, а он отвечает: «Я уже понял, я же не идиот, пропустить!!» (а потом пишет отзыв в App Store: «Это приложение слишком сложное для использования»).

Пытка для нетерпеливых: как испортить первое впечатление пользователя от приложения

Не используйте онбординг для описания функций при первом запуске приложения, если в нем базовый и привычный каждому функционал. Вместо этого разместите экраны с описанием функций в магазине приложений, ведь именно там пользователь впервую очередь знакомится с сервисом.

Золотое яблоко в AppStore
Золотое яблоко в AppStore

Если вы все же решили сделать онбординг для простого сервиса, покажите максимум 3-5 основных или необычных (если есть) функций, которые продемонстрируют ценность вашего продукта. Используйте визуальные элементы: Картинки, анимация, видео — все, что поможет сделать онбординг привлекательным. Никто не хочет читать «Войну и мир» на экране смартфона. Онбординг должен быть кратким и емким.

Онбординг <a href="https://mobbin.com/flows/6041d099-2169-4558-a1a6-93213ba83e29?utm_source=copy_link&amp;utm_medium=link&amp;utm_campaign=flow_sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Shop</a>
Онбординг Shop

Оставляйте подсказки только там, где действительно можно запутаться. Если в игре необходимо описание того, где находится ваш инвентарь и где продавать собранную кукурузу, то вряд ли кому-то будет сложно найти свои чаты в обычном мессенджере.

Обучение перед новым уровнем в игре Plants vs Zombies
Обучение перед новым уровнем в игре Plants vs Zombies

Добавляйте подсказки по мере их необходимости, в контексте, чтобы пользователь привыкал к приложению собственно в процессе взаимодействия. Например, в игре Temple Run были реализованы подсказки, которые появлялись по мере прохождения первого уровня – свайпни вверх, чтобы прыгнуть, наклони телефон, чтобы повернуть направо и т.д. Тем самым не было прерывания игрового процесса.

Обучение в игре Temple Run
Обучение в игре Temple Run

Что думаете? 🤔

4
2 комментария

Очень полезная статья🔥

Ответить

Меня за 25 лет в IT еще ни разу ничего так не раздражало и не бесило как этот (название даже придумать успели вот же "итить его за ногу") "ОНнебудьонладенБОРДИНГ", бредятина сивушная , люди, пользователи обычные никогда не смотрят эти картинки, а просто нервно и судорожно ищут замаскированный крестик чтобы закрыть эту байду... Вот такие наблюдения. Особенно приложения банковские, личные кабины, сервисы там, "то-сё, хрю-му... ", мало того, что банкиры слишком умные и так "капусту" из воздуха делают, так еще "лютовать" собрались так как ВВП снял с них комиссию, чтобы поменьше на Rоlls Roysaх, рейнджах, бэхах, мерсах и теслах и другой околонемчуровой пафосности двигались, и вправду конечно им то по зубам как там в народе? По мне так XIAOMI тачку сделали спорткар получше чем porche и tesla будет, а стоит в 3 раза дешевле, вот пусть и ездят, но чую что не так все просто, это тоже самое когда 5 лет ходишь в Nike-ах а потом просто одеваешь FILA, Kappa и еже еси, то чувствуешь что вроде бренд, но не то что-то? Верно ведь? У всех такое бывало но по разному, так я к чему тут...., надо изначально не приучать чинушей ездить на халтурных дорогостоях или вообще купленных на освоенные бюджеты точнее, также на халявном бензе или электричкстве в будущем Пусть в свободное от работы время ездят на "tesla в найках" а то не дай бог получиться как там говорили у ментов в 90х непомню, а...... "Отжать Отжатое " естественно 1 я цель это народный карман и придумают как это сделать то - так вот начнут с онбординга а закончат опять в крушавелях на наших бабках лыжни прокладывать, ну реально деньги из воздуха просто, еще этих тоже надо распустить, А ... НОТАРИАЛЬНЫХ усов. Эти то зажрались вкрай , я бы не говорил если бы сам не видел конкретно, там клановость семейная на подряде уже несколько поколений, бабло лопатой просто гребут причем зимней снегоуборочной ;) А как это, так вот так - просто приходишь, и они тебе говорят сколько придумали тебе цену, я просто в ахэе. Недавно согласие написал бывшей - а эта мне говорит 50 штук, и так у них до 30 раз в день бывает ну по максисмуму это полтора ляма в день нехило да! Ну с какого перепуга то за листок бумаги и печать с подписью, совсем нюх потеряли, ниче не боятся, а почему - а в рамках закона все, хочется сразу песню застольную спеть со времен СССР - вот так и живем не зная беды это помоему Лещенко Кобзон и Винокур "А годы летят - и некогда нам повернуться назад" скоро и до них доберуться их нотариусов вообще надо упразднить а вместо них нейросети сделать чтобы они ответственность брали, как бы на государство, ну как то так, не ругайте мысли вслух просто Онбординг этот еще то зло и ад адский как по мне , вместо того чтобы быстрее в банке чтото сделать вынужден смотреть их эти , распевания! Вот как-то так.....Всем Мир! P.S. Индусы молодцы в этом плане у них так "Кто понял Жизнь тот не спешит", я тут подумал это не про нас, к нас как в анекдоте древнем "А хрена-ли думать, трясти надо быстрее и энергичнее"

Ответить