ПРОСТОТА В ДИЗАЙНЕ - SIMPLICITY IN DESIGN
Аннотация: рассмотрено, как максимально просто, доступно и понятно выразить мысль, идею средствами дизайна.
Annotation: how is it possible to express a thought, an idea using design means as simple, accessible and understandable as possible.
Ключевые слова: простота, минимализм, лаконичность, функциональность, упорядоченность, рациональность.
Key words: simplicity, minimalism, conciseness, functionality, orderliness, rationality.
Введение
Говоря о дизайне, считаю уместным говорить об объекте дизайна, как о «проекте», «изобретении», «предмете», «результате творческой деятельности», «произведении искусства», и о субъекте, как о «воспринимающей» стороне, то есть о человеке.
Если рассматривать объект как результат или предмет творчества, то ему могут быть присущи определенные свойства в материальном и нематериальном смысле.
Опираясь на такую логику, можно составить принцип взаимодействия «объекта» и «субъекта», где одна сторона является «отдающей», а другая «принимающей» определенную информацию.
Свойства
Свойства «объекта» можно рассматривать исключительно с «функциональной» стороны, если понятие «функциональность» включает в себя удовлетворение целей субъекта в отношении объекта, а именно такие свойства, в широком смысле, как «физические», т.е. обладающие определенными материальными свойствами и действующими по определенным законам, описанным научным путем, и в узком, как:
- «эстетические», основывающиеся на принципах и понятиях «красоты»;
- «практические», выражающие то, насколько объект пригоден или не пригоден для применения в материальном плане с точки зрения его физических и химических свойств;
- «смысловые», показывающие, насколько объект удовлетворяет или не удовлетворяет тому смыслу, который в него закладывает субъект.
С точки зрения «свойств», объект может либо удовлетворять, либо не удовлетворять «целям» субъекта.Цели «субъекта» можно рассматривать с той же точки зрения, что и свойства «объекта».
Проектирование
Приступая к «проектированию» объекта, субъект проходит несколько этапов, а именно:
- определение «смысловых» свойств объекта (того, каким целям должен удовлетворять объект в материальном мире);
- определение «практических» свойств объекта, вкоторые включаются «эстетические» свойства (определение возможных форм, физического и химического состава объекта, относительно его «смысловых» свойств);
- определение ограничивающих факторов (возможность реализации объекта в определенных условиях –экономических, технологических и временных);
- эскизирование, макетирование;
- тест, отладка, устранение недочетов;
- реализация объекта.
Рассматривая реализацию проекта объектакак «оптимальную», близкую к «идеальной» или «исключительной», можно сказать, что объект удовлетворяет «целям» и «свойствам» объекта.
Основываясь на данном подходе к творческому процессу при создании «объекта», который можно обозначить, как «целеполагание», рассмотрим такие принципы в дизайне, как «простота», «минимализм», «лаконичность», «рациональность», «функциональность», «упорядоченность».
Эти принципы основываются на выделении «главного» и отбрасывании «лишнего», когда субъект задает вопрос: «Для чего рассматриваемому объекту нужно данное свойство, элемент или принцип?» и убирает элементы, которые не несут «функционального» смысла, т.е. не имеют «необходимости», а несут исключительно «дополнительный» характер.
Иными словами, можно сказать, что выше перечисленные принципы основываются на выделении сути и концентрации на главной цели объекта, а сопутствующие или дополнительные цели отбрасываются и не используются, так как являются отвлекающими элементами.
Если рассмотреть в отдельности понятие «концентрация» относительно внимания «субъекта», то оно подразумевает выделение одного или ряда основных объектов, на которых сосредотачивается его внимание.
С той точки зрения, что объект должен нести определенный смысл относительно «дизайна» и раскрывать главную идею объекта, можно сказать, что чем проще и понятнее донесена данная идея до субъекта, тем лучше она удовлетворяет целям объекта.
Относительно дизайна, применительно ко всем его областям от графики до продукта, можно выделить несколько обобщенных правил, по которым можно создать простой и лаконичный образ или объект.
Правила в «простом» дизайне:
- раскрытие главной идеи с использованием минимального количества средств;
- отсутствие или минимум «дополнительных» элементов не удовлетворяющих главной идее;
- максимальная функциональность относительно используемых технологий и применения объекта дизайна;
- соответствие стилистическому решению окружающей среды и/или сочетаемость со средой;
- использование «натуральных», «природных» оттенков цвета и материалов, а также правил и законов, основывающихся на «естественном» взаимодействии человека и природы.
Относительно данного понятия можно провести параллель с понятием «эволюция», которое в своем роде означает «развитие», «подстраивание», «вымирание» относительно окружающей среды, с отбрасыванием неспособных к выживанию и развитием новых более совершенных форм и структур.
Например, рассматривая биологическую эволюцию, можно увидеть, как определенный организм, обладая определенным комплексом свойств, использует их для подстраивания под существование в окружающей его среде, то есть имеет определенный физиологический комплекс, с определенными реакциями, который нужен ему для выживания.
Данную теорию можно привести, как аргумент к использованию «функционального» или «простого» подхода к дизайну, когда мы выделяем основные и необходимые свойства «объекта» и отбрасываем ненужные или лишние его элементы.
Данный принцип используют такие компании, как, например, Apple, Muji, Braun, Bork, Bergmann и такие дизайнеры, как Кеня Хара, Токудсин Есиока, Наото Фукасава, Джонатан Айв.
Muji
Компания Muji занимается созданием продуктового дизайна –предметов интерьера, канцелярских принадлежностей, одежды, электроники, в котором они используют принципы «простоты» и «лаконичности», в их образах трудно найти лишние, ненужные детали, созданные исключительно для «красоты», а наоборот можно увидеть легкость, чистоту и спокойствие форм и объектов.
Что же касается использования ими графических элементов дизайна, то их минимум, касаясь в том числе и брендинга на продукции, который в большинстве случаев отсутствует, что говорит о том, что компания хочет упростить восприятие вещи, делая ее обыкновенной, но лаконичной.
То есть можно сделать заявление, что в некоторых случаях отсутствие графической составляющей дизайна – отличный дизайн. Это говорит о том, что не нужно использовать графические элементы понапрасну, а только в тех случаях, когда они исключительно необходимы.
Вот что говорит о своем подходе к дизайну в одном из интервью японский дизайнер Кеня Хара, являющийся арт-директором компании Muji:
«Как графический дизайнер, я всегда создаю информацию. В наши дни в средствах массовой информации слишком много информации, но ее недостаточно.Но в наши дни люди всегда говорят: «Я знаю, я знаю», и я не знаю, почему люди всегда так говорят, потому что, сколько вы на самом деле знаете о чем-то?
Они не получают достаточно информации, чтобы действительно что-то знать, но они всегда говорят: «Я знаю».
Мы должны волноваться, мы поглощены, говоря «Я знаю». Мы должны дать людям понять, как мало они действительно знают что-то о предмете. Что вы на самом деле знаете о вещах?
Если я смогу заставить людей осознать, как мало они знают очем-то, они смогут проснуться с большим, новым интересом к чему-либо, и я это осознаю. Нам не нужно только сообщать, мы можем подчеркнуть, как мало известно. Мы можем сделать вещи неизвестными.
Делать вещи неизвестными –это фантастический способ общения, и это фантастический способ вызвать интерес к вещам. То, как вы создаете экзформацию, - это урок, делающий вещи неизвестными.
Если мы можем видеть что-то, как будто мы видим это впервые, внезапно это становится новым и новым»
Apple
Компания Apple –всемирно известная компания по производству и продаже электронных устройств - телефонов, ноутбуков, компьютеров также использует «функциональный» подход к дизайну, что касается,как продуктового объекта, так и элементов интерфейса, в деталях которых видно четкие и продуманные решения по устранению «лишних» вещей и поиску «оптимальных» решений при проектировании, что дает в итоге результат в виде простого и лаконичного продукта, который долгое время сильно отличался и опережал все решения в дизайне интерфейсов и внешнего вида устройств электроники на всемирном рынке.
Вот одна из цитат Джонатана Айва – главного дизайнера компании Apple:
«Мы окружены плохо созданными вещами. Это наталкивает на мысль о том, что они так плохи, потому что людям, использующим их все равно. Но мы пытаемся показать, что людям не все равно»
Автор: Кунилов Никита С.