Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Проектирование продуктов — это наше призвание. Мы любим делать жизнь пользователей проще и удобнее, а бизнес клиентов — прибыльнее.

Клиент

АИСТ24 — IT-платформа, автоматизирующая перевозки сельскохозяйственной продукции.

Какая была проблема

Бизнес АИСТ24 функционировал на приемлемом уровне, но продукт скорее напоминал MVP, чем полноценную платформу. Многие аспекты требовали доработки, а штатная команда больше фокусировалась на технических задачах, чем на реализации стратегических планов.

К нам пришел запрос:

Нам нужно ваше понимание наших и клиентских потребностей, и создание удобного интерфейса для сайта.

Коммерческий директор АИСТ24

Мы приняли этот проект без колебаний, стремясь улучшить мир через создание лучших интерфейсов. После серии встреч с заказчиком, формирования КП, подписания договоров и выставления счетов, мы приступили к работе.

Цель

Создать продукт для компании, представляющий собой CRM-систему с возможностью размещения заказов на бирже и полной координацией поездок водителей по заявкам.

Начальные шаги

  • Провести исследование и оптимизировать пользовательские пути работы с сервисом.
  • Передать значительную часть работы менеджерам сервиса АИСТ24, снизив нагрузку на заказчиков и перевозчиков.
  • Сделать процессы более прозрачными и наглядными.

    Мы посвятили проекту 3 месяца (или 437 рабочих часов) и совместно с клиентом составили прозрачный роадмап работ для четкого понимания этапов и последующих действий.

Потратили больше 400 часов работы

Мы посвятили проекту 3 месяца (или 437 рабочих часов) и совместно с клиентом составили прозрачный роадмап работ для четкого понимания этапов и последующих действий.

Этапы работ:

  • Исследование
  • Проектирование
  • Прототипирование
  • Демо для клиента
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Исследования

Мы изучили целевую аудиторию и конкурентов. Для полного погружения в процесс была реконструирована структура текущего сервиса с учетом разных ролей пользователей.

Точка отсчета

Обычно, когда Заказчик приходит к нам с проектом, даже если он переходит от другой компании, мы сталкиваемся с полным отсутствием документации. Нам приходится создавать документацию с нуля, чтобы понять текущую ситуацию и выявить проблемы.

Чтобы сделать проект клиента своим, нам необходимо узнать о нем все детали. Поэтому мы полностью погружаемся в работу с ним: проходим по всем шагам, кликаем по каждому элементу, авторизуемся, восстанавливаем пароли, оформляем заказы, совершаем покупки, отказываемся от услуг, проводим платежи и так далее. В общем, мы изучаем проект вдоль и поперек.

Создание такой структуры помогает выявить уязвимые места проекта.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

После того, как мы детально изучим возможности нашего сервиса и его работу, мы можем приступать к анализу конкурентов.

Анализ метрик и показателей

Часть показателей мы не можем продемонстрировать, т.к. данные конфиденциальны.

> :: анализ поисковых запросов

Анализ поисковых запросов, скриншоты из метрики
Анализ поисковых запросов, скриншоты из метрики

Мы получили следующие выводы:

  • Анализ поисковых запросов показал, что пользователи ищут либо сам сервис, либо вход в личный кабинет.
  • Недостаток визитов по популярным запросам указывает на необходимость настройки базового SEO.
  • Анализ типов устройств и браузеров, а также посещений и показателей возврата.

> :: анализ типов устройств и браузеров

Скриншот из Яндекс Метрики по видам браузеров
Скриншот из Яндекс Метрики по видам браузеров
Распределение по типам устройств
Распределение по типам устройств
Скриншот из Яндекс.Метрики с распределением по устройствам
Скриншот из Яндекс.Метрики с распределением по устройствам

> :: анализ визитов и показателей возвратов

Показатели возврата и карта кликов
Показатели возврата и карта кликов
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

После исследования структуры, анализа поведения пользователей и статистических данных, можно переходить к анализу конкурентов.

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

Мы составили список конкурентов и проанализировали их сильные и слабые стороны, на основе чего сформулировали выводы и рекомендации для проекта.

пример анализа одного из конкурентов (скриншот из презентации для Заказчика)
пример анализа одного из конкурентов (скриншот из презентации для Заказчика)

По результатам конкурентного анализа мы формулируем общие выводы по проекту и рекомендуем сервис, на который можно ориентироваться для дальнейшей работы.

Мы проанализировали 10 основных конкурентов и обнаружили, что у большинства из них есть серьезные проблемы с интерфейсом:

1. Лишние экраны при выполнении различных действий.

2. Отсутствие отклика системы на некоторые действия.

4. Наличие трех и более приложений для разных целей, что приводит к накоплению ошибок при взаимодействии между ними.

5. В плане проработки интерфейса мы рекомендуем опираться на ...

6. ...

Результат исследований

  • выявлены основные проблемы текущего сервиса Aist24.com
  • обнаружены слабые места конкурентов
  • сформулированы гипотезы по улучшению функционала сервиса

После полного погружения в проект и проведения всех начальных исследований можно переходить к проектированию нового интерфейса.

Исправление пробелов в CJM и проработка пользовательских путей

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОН

Мы анализируем текущих пользователей, формируем их портреты и определяем цели, которые они преследуют. В начале этого процесса мы создаем персоны в виде заметок, разрабатывая различные гипотезы.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

На основе проведенных исследований и глубинных интервью мы сформировали пять ключевых персон:

  • Заказчик
  • Перевозчик-водитель
  • Сотрудник отдела логистики компании-заказчика
  • Контролер процесса отгрузки
  • Менеджер сервиса

Каждая персона описывается подробно для максимального понимания целевой аудитории

Пример сокращенной карточки персоны (перевозчик-водитель)
Пример сокращенной карточки персоны (перевозчик-водитель)

Мы описываем:

  • Общее описание персоны
  • Навыки
  • Демографические признаки
  • Цели, которых человек стремится достичь, используя сервис
  • Мотивация
  • Барьеры

Сервис должен обеспечивать идеальный путь клиента для удовлетворения его потребностей

CJM В ОБЩЕМ ВИДЕ

Обобщенная схема работы севиса
Обобщенная схема работы севиса

Мы разрабатываем обобщенную схему работы сервиса, охватывающую все этапы (от подачи заявки до отгрузки груза в конечный пункт и получения оплаты). На каждом этапе мы учитываем различных исполнителей и ответственных лиц, которые участвуют в процессе, и разрабатываем CJM и JOB-Stories для создания удобного и эффективного интерфейса.

CJM и JOB-Stories

Для каждой персоны мы составляем свою job-story

Когда я пытаюсь найти сервис для перевозок, но теряюсь среди множества заявок, я хочу сопоставить свои возможности (автомобиль, маршрут) с предложениями на рынке (стоимость), чтобы не упустить важную возможность.

Пример JOB-Stories перевозчика

Создаем CJM

Пример CJM перевозчика
Пример CJM перевозчика

Мы описываем путь перевозчика от момента возникновения потребности до её удовлетворения, включая каналы, потребности, действия, барьеры, идеи и решения на всём пути пользователя.

Основной объем подготовительных работ, на котором обычно 90% клиентов засыпают и просят показать кнопочки и картинки, уже выполнен. Однако, эти этапы необходимо пройти, чтобы достичь отличного результата.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Проектирование нового интерфейса

НОВАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Мы оптимизировали пользовательские пути, сократив количество действий и упростив отображение информации. Приложение разделено на разделы, где пользователь выполняет действия или просматривает и анализирует информацию.

РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРИЗАЦИЯ

Даже в таком базовом блоке, как регистрация и авторизация, возникают свои сложности. Строгое разделение на роли требовало учета того, что для некоторых пользователей авторизация должна предоставлять доступ к интерфейсу с ограниченными функциями.

Чтобы избежать путаницы и упростить разработку, мы решили на этапе регистрации и авторизации ограничить набор ролей для выбора. Некоторые роли назначаются только после прохождения модерации.

Для каждого раздела приложения предусмотрены свои сценарии взаимодействия пользователя с сервисом.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
регистрация пользователя с выбором роли
регистрация пользователя с выбором роли
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Для каждой роли (администратор, менеджер, водитель) разработан свой личный кабинет с соответствующими правами и функционалом.

пример схемы личного кабинета для перевозчика
пример схемы личного кабинета для перевозчика

Вся эта сложная схема, где мало что понятно - преобразуется в UX прототипы личного кабинета приложения

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Для отображения заявок мы создали интерфейс в формате канбана, который позволяет видеть все заявки и их текущий статус на каждом этапе.

На каждом этапе представлена мини-статистика по состояниям и оборотам.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

КАРТОЧКА ЗАЯВКИ

Изменена карточка заявки на перевозку, с акцентом на информацию о маршруте и финансах

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

В карточке каждой заявки отображается полный прогресс её выполнения, а также все документы по рейсу и перевозчику. Это сделано для того, чтобы вся информация находилась в одном месте, и не требовалось переходить в другие разделы для её поиска.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

ДАШБОРДЫ МЕНЕДЖЕРА

Созданы дашборды для отображения активных рейсов и аналитики

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

ДАШБОРД АНАЛИТИКИ

На вкладке с аналитикой отображается вся статистика по рейсам и заявкам, адаптированная для каждой роли.

Каждая роль имеет свои метрики и графики для отслеживания тенденций выполнения рейсов и закрытия заявок.

> :: просмотр сводных данных по рейсам

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

> :: просмотр статусов по рейсам

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

> :: данные по водителям организации

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

СОЗДАНИЕ ЗАЯВКИ

Процесс размещения заявки мы разбили на несколько этапов, чтобы избежать ощущения бесконечных форм у пользователя.

Мы создали интерактивную карту с автоматическим расчетом маршрутов, предлагая различные варианты с учетом бесплатных и платных дорог.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты

Также добавили возможность редактирования каждого блока перед публикацией, чтобы исключить необходимость возвращаться к полной карточке заявки для внесения изменений..

ИТОГИ

Проработав проект в течение 3 месяцев, мы достигли значительных улучшений в работе сервиса, что положительно сказалось на пользовательском опыте и бизнес-показателях, удвоив количество заявок на перевозку за следующие 5 месяцев без увеличения бюджета на маркетинг.

Как удвоить прибыль логистической компании с помощью UX: раскрываем все секреты
44
Начать дискуссию