Смерть юзабилити: каким будет интернет после глобального вируса

Мы уже знаем, как выглядит офлайн-мир на изоляции. Но что будет, если в мире цифровых технологий произойдет аналогичная изоляция? Мы представили, как будет выглядеть интерфейс, если юзабилити перестанет быть нужной.

​Без юзабилити в Сети - буквально пальцем в небо. Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.filmpro.ru%2F&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">© filmpro.ru</a>
​Без юзабилити в Сети - буквально пальцем в небо. Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"© filmpro.ru

Итак, мир закрылся и схлопнулся до размеров вашей квартиры. Изоляция вносит коррективы буквально во все. Курьер больше не отдает пиццу в руки, в пунктах доставки нельзя сразу примерить ботинки. Вы больше не обмениваетесь рукопожатиями с коллегами, не здороваетесь с таксистами и в целом ощутили, каково это — общение есть, а привычной коммуникации — нет.

А теперь представим, что интернет тоже поразил глобальный вирус (мы любим ужасы, да). И теперь все сайты и приложения больше не ставят своей задачей быть для пользователя максимально удобными. Карантин пришел в сеть.

Это и есть смерть юзабилити. Если у сайта/приложения будет высокий уровень юзабилити, то вам будет просто и приятно пользоваться продуктом. А если низкий — то это как разговаривать с человеком в маске и очках, через мутное стекло и на испанском, при условии что языка вы не знаете. Не очень удобно, не правда ли?

Мы в IT-Академии решили пофантазировать (на самом деле, только отчасти) — как будет выглядеть мир без юзабилити. Итак, вот сетевой ночной кошмар.

Эпизод 1. Атака клонов

​Ну и как теперь найти свой сайт?. Кадр из фильма "Звездные войны. Атака Клонов"
​Ну и как теперь найти свой сайт?. Кадр из фильма "Звездные войны. Атака Клонов"

Зачем тратиться на разработку фирменного стиля, когда у вас нет задачи отличаться и запоминаться? Красный прямоугольник YouTube, трехцветный знак Google Chrome, яблоко сами-знаете-какой-корпорации? Это лишнее.

Сделаем простой сайт, ничего лишнего. Все предельно просто. Как сказал классик не от мира IT: “Краткость — сестра таланта”. Вот и сделаем логистику на сайте максимально простой. А то, что теперь сайты похожи друг на друга как 2 капли воды — не так уж важно.

Нам кажется, что это самое не страшное, что может случиться в мире без юзабилити, вот только запоминать и находить любимые сайты или приложения будет сложнее.

Эпизод 2. Темные времена

​Примерно так выглядит пользователь, когда пытается пользоваться сайтом без юзабилити. Кадр из фильма "Монахиня" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.film.ru%2Fmovies%2Fmonahinya-4&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.film.ru/movies/monahinya-4</a>
​Примерно так выглядит пользователь, когда пытается пользоваться сайтом без юзабилити. Кадр из фильма "Монахиня" https://www.film.ru/movies/monahinya-4

Серый фон, синий шрифт, оформление в стиле Windows HP. Раз теперь нет необходимости привлекать пользователей, просто сделаем “чтоб работало”. А украшательство — уже лишнее.

На самом деле этот сценарий уже был, когда в 1980-хх годах цены на компьютеры резко упали, сделав оборудование доступным простым пользователям, а не только техническим специалистам. До этого интернет был сделан для людей, знакомых с разработкой и архитектурой технологий. А у них были свои понятия об удобстве пользования.

В 1998 году Яндекс, например, выглядел вот так:

​Ну как вам такое ретро-юзабилити? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fweb.archive.org%2Fweb%2F19990125104907%2Fhttp%3A%2F%2Fyandex.ru%2F&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://web.archive.org/web/19990125104907/http://yandex.ru/</a>
​Ну как вам такое ретро-юзабилити? http://web.archive.org/web/19990125104907/http://yandex.ru/

А онлайн-игра в 1993 была такой:

​"Темные" времена геймдева. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.tim.org%2F&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://www.tim.org/</a>
​"Темные" времена геймдева. http://www.tim.org/

Эпизод 3. Слишком красиво

Так как теперь нет задачи сделать простым и понятным пользовательский опыт, каждый элемент сайта не подвергается четкому анализу. И наконец-то появились возможности для творческой реализации!

Креативные шрифты, яркие принты, даже если между собой они не сочетаются… все, что раньше упрощалось и оптимизировалось теперь ворвалось в Сеть.

Идеальный пример же существует:

​The Big Ugly website. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fthebiguglywebsite.com%2F&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://thebiguglywebsite.com/</a>
​The Big Ugly website. http://thebiguglywebsite.com/

А еще такой:

​В лучших традициях корейских и японских сайтов. https://www.theworldsworstwebsiteever.com/

Эти сайты были созданы специально для ужасов устаревшего дизайна и непонятного юзабилити. Сможете найти навигацию?

Эпизод 4. Потерянный путь

​Когда внятная навигация отсутствует. Кадр из фильма "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца"
​Когда внятная навигация отсутствует. Кадр из фильма "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца"

Снова вернемся к исходным данным смерти юзабилити: у нас карантин в сети, мы больше не стоим на страже простого пользовательского пути, удобство для нас уже не цель.

Поэтому больше мы не рисуем прототипы и не тестируем продукт на всех этапах его создания. Если сильно нужно, пользователь и так все найдет (на самом деле — нет).

Отсутствие внятной навигации можно наблюдать, например, на норвежском аналоге Авито:

​Множество из множеств. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.arngren.net%2F&postId=120369" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://www.arngren.net/</a>
​Множество из множеств. http://www.arngren.net/

Вы заметили, что практически на каждый наш кошмар мы нашли реально существующий пример? А ведь юзабилити не просто еще живо, а становится все востребованней.

Я уже 14 лет помогаю делать компаниям успешные с точки зрения удобства пользования продукты. По опыту знаю, что в команде знания юзабилити нужны самым разным людям. Это не только дизайнеры (что очевидно) и разработчики (что тоже понятно), но и продакт-менеджеры, а также бизнес-аналитики и тестировщики. Иными словами, все, кто участвует в создании продукта на любом из его этапов. И тогда мы, как пользователи, получаем сайты и приложения, которыми легко и полезно пользоваться. Мир без юзабилити будет похож на интернет, каким он был в самом начале своего существования. В таком виде он станет непонятным и даже недоступным большинству современных пользователей.

Евгений Одновал, автор курса по тестированию usability:

Самоизоляция останется в прошлом, мы будем смеяться, как нас потряхивало, но пока единственное окно, в которое удобно выйти — это окно в интернет. И пусть оно будет понятным и красивым, всем юзабилити!

3 комментария

По факту вы предположили сценарий глобального вируса, это мало вероятно но все же если даже так то, в таком случае первое что будет востребовано это защита от вируса а не Юзабилити)))

Ответить

тогда у нас есть еще одна тема для материала, как создать защиту от вируса:))

Ответить