Тернистый путь дизайнера

История о том, как я пытался быть дизайнером всего и как в итоге нашел своё призвание, но до сих пор не научился зарабатывать.

Всем привет, меня зовут Иван. Можно сказать, что я занимаюсь дизайном с детства. Я был тем ребенком, который в одиночестве собирает лего или придумывает космические самолеты, вычерчивая их на миллиметровой бумаге (для важности, словно чертежи). После школы я не раздумывая поступил в институт на "промышленного дизайнера", после чего 5 лет работал в разных сферах дизайна. Но только относительно недавно начал понимать, что-же такое дизайн и что он значит лично для меня.

Маршрут поиска моей профессиональной идентичности
Маршрут поиска моей профессиональной идентичности

1. Институт

Учился я слабо, о чем сейчас немного жалею. Я не осознавал зачем я учусь и чего хочу добиться. Мотивации не было, а преподаватели при этом еще убеждали, что промышленного дизайна в России нет, а работать по профессии мы не будем. Обучение было не целостным. Я получил фундаментальные навыки в композиции, рисунке, колористике, но совершенно не понимал, что такое современный дизайн. Недавно я пересматривал свои работы, которые делал на 3-4 курсе и был удивлен, на сколько они были плохими.

Можно винить в этом устаревшую программу обучения или безучастных преподавателей. Но основная проблема в том, что я учился не осознанно.

2. Первая работа и попытка в UX

После окончания бакалавриата я понял, что идти на магистратуру будет ошибкой и потерей времени. Я был уверен, что промышленным дизайнером работу не найти, поэтому начал искать альтернативы. К счастью, в институте, нас уже научили пользоваться графическими редакторами.

На то время у меня был опыт колхозного фриланса, но я хотел чего-то более серьезного. И тут я узнал про проектирование интерфейсов. Я начитался, что UX - это престиж и богатство. За лето я прочитал Купера, Раскина, еще несколько книг и статей. Сделал портфолио на сайте portfoliobox с концептами приложений и нашел работу всего за пару недель.

Это был внушительный опенспейс в центре города, я был на испытательном сроке за небольшую зп. Моим проектом был уже работающий на тот момент сервис по бронированию авиабилетов и трансфера для бизнеса.

За 3 месяца работы я понял, что мне очень скучно проектировать интерфейсы. Я уделял куда больше внимания визуальному дизайну. Начальство было очень дружелюбным и пытались мне всячески помогать, предлагали полностью перейти в UI, но после испытательного срока, в ходе беседы, мы пришли к мнению, что я не принесу им пользы своей работой.

Тернистый путь дизайнера

3. Дизайн и мобильные игры

Я был в растерянности. Каким дизайном мне заниматься? Я хотел попробовать всё.

Довольно быстро я нашел следующую работу - штатный дизайнер туристической компании "Росстур". В мои обязанности входило создание макетов оформления для франчайзинговых офисов и рекламная продукция. Офис хороший, зарплата устраивала, но самое главное - было много свободного времени для собственных проектов.

В это время я узнал о "Construct2". Это движок для создания игр на html5. С помощью него можно создавать различные игры на разные платформы без навыка программирования. Тема мне интересная и в итоге я загорелся идеей создавать мобильные игры.

В свободное время в офисе я создавал свой шедевр и грезил о продажах нашумевшего в то время FlappyBird. Параллельно я разрабатывал две игры:

- Among the reefs (нужно поднимать якорь с морского дня и уворачиваться от рифов).

- Swamp tramp (Нужно прыгать лягушкой по болотам и жрать насекомых).

Swamp tramp. Сейчас игры уже нет в магазине, но можете посмотреть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F58365129%2FSwamp-Tramp-mobile-game&postId=126426" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">проект на Behance</a>
Swamp tramp. Сейчас игры уже нет в магазине, но можете посмотреть проект на Behance

На разработку ушло около года. Я самостоятельно рисовал графику, искал музыку, прописывал геймплей. После чего долго разбирался в движке, оптимизации, компиляции игр под IOS и андроид. Мне очень помогло разобраться с движком комьюнити Construct2. У него очень живой форум с отзывчивыми и умными ребятами.

Я был настроен очень серьезно, упор делал на визуальный стиль. Геймплей был примитивен, но в то время такие игры были популярны. Мне кажется для своего времени игры получились не плохими, вот только я упустил такую важную деталь как маркетинг.

Заработал я на этих играх с помощью рекламы целых 20 центов. Ещё бы, никакой рекламной кампании ведь я не проводил." Игры просто валялись на дне appstore и google play.

Я понял, что зарабатывать на играх тоже надо уметь и потерял мотивацию. Разработка игры это долго, а результат непредсказуем для новичка. В итоге на данный момент забросил это дело. Я до сих пор записываю идеи новых игр в блокнотик, но реализовывать их пока не готов. Однако это был очень полезный опыт. Я освоил Pixel-art и в последствии увлекся иллюстрацией. Так я начал изучать еще одну новую профессию.

Немножко пикселей в ленту

4. Увлеченность иллюстрациями

И так, я еще работал дизайнером-универсалом. Закончил свои опыты с мобильными играми и решил заняться иллюстрацией.
На тот момент у меня уже был в этом небольшой опыт.

Еще в институте я начал свой проект "bestiarium". Это паблик в вк, где я рисую мифических существ и кратко рассказываю о них. Цель проекта - научиться рисовать на графическом планшете. Это довольно интересный проект который я продолжаю до сих пор.

Я экспериментировал и хотел придумать что-то необычное. Рисовал по рисунку каждый день в свободное время. Пытался создавать одежду со своими принтами и вышивкой.

Мне нравился сам процесс иллюстрации, но я смутно представлял чего хочу добиться в этой сфере. Я не представлял как рисовать иллюстрации, чтобы за них платили.

5. Брендинг

Проработав полтора года "универсальным дизайнером" я понял, что мне нужен профессиональный рост и чёткая специализация. Я усвоил, что UX - это не моё, а рекламные баннеры и брошюрки - не предел моих возможностей.

Я пересобрал своё портфолио и начал поиски новой работы. Спустя 2 недели меня пригласили в молодое рекламное агенство где было всё,
что я искал - коллектив энтузиастов и полная творческая свобода.

Агенство занималось комплексным маркетингом. В плане дизайна это были работы по созданию фирменных стилей и сайтов + контент для соц.сетей. До этого момента я мало понимал, что такое настоящий брендинг. Лишь делал безыдейные логотипы за копейки. Но когда мне предложили полноценные проекты с крупными заказчиками - я был в восторге. Я стал активно изучать тонкости разработки фирменного стиля и понял, что это - моя профессия.

Если вы хотите, чтобы дизайнер стал работать увлеченно и осознанно - дайте ему свой проект, где он будет чувствовать ответственность.

Создание уникальной идентичности - аналитическая и творческая работа.
Я был так увлечен, что стал проводить лекции о брендинге внутри агенства для остальной команды.

Я не только нашел для себя новую сферу деятельности, но и понял, как могу применять опыт своей предыдущей работы:

  • Навык иллюстрации позволил мне создавать разнообразную фирменную графику, упаковки, контент для соц.сетей, фирменных персонажей и наполнение для сайтов.
  • Опыт в гейм-дизайне и анимации расширил мою "насмотренность" и открыл для меня новые творческие решения.
  • Знания в области UX позволили перестать заниматься дизайном "для красоты" и начать работать осознанно.
Мой первый <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F84690923%2FTITAN28-Branding&postId=126426" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">проект</a> по разработке фирменного стиля.
Мой первый проект по разработке фирменного стиля.

6. Осталось научиться зарабатывать

В рекламном агентстве я проработал 1 год и 3 месяца. Я хорошо зарабатывал и мне всё очень нравилось, но спустя какое-то время в агентстве начался затяжной финансовый кризис. Образовался крупный кассовый разрыв и зарплаты перестали выплачивать. Спустя 4 месяца работы на энтузиазме я решил уйти из офиса и попытаться работать самостоятельно.

На тот момент я открыл ИП и прописал себе подробный план действий.
Тогда мне казалось, что я уже разбирался в маркетинге и был уверен в неизбежности своего успеха.

Я действовал решительно:

  • Разработал собственный сайт-портфолио. В то время я познакомился с Тильдой и решил всё сделать на ней
  • Сделать отдельный лендинг продающий мои услуги. Я рассказал на нём о принципах своей работы, открыто прописал цены, добавил "УТП", формы обратной связи и т.д.
  • Разработал множество разных рекламных объявлений. (Спасибо другу Вове, который собрал из них отличный моушен в AE)
  • Начал рекламную компанию в инстаграме и яндекс-директе
  • Не собрал ни одной заявки, потеряв последние деньги и мотивацию

Я понял, что совершенно не умею быть фрилансером.
У меня нет собственной базы клиентов, а специализированные сервисы как FL.ru или Яндекс-услуг разочаровали меня неадекватным демпингом и сильной конкуренцией.

Ну что-же, подумал я, пора отсылать своё резюме по разным агентствам. Несколько работодателей откликнулись и с одним я было заключил договор, но тут грянул коронавирус. Все уходят на удалёнку и затягивают пояса. Соответственно и работы мне не досталось.

Появилось время проанализировать свой опыт и так родилась идея этой статьи.

На данный момент подумываю запустить ещё одну рекламную кампанию, предварительно хорошенько её продумать, быть может обратиться за помощью к специалистам по маркетингу.

7. Итог

О чём может рассказать мой опыт?

  • Не стоит бояться пробовать себя в разных сферах дизайна и экспериментировать. Это позволит Вам взглянуть на вещи под новым углом и расширит ваш арсенал дизайнерских решений.
  • Истории успеха других дизайнеров и студий порой сильно вдохновляют, но повторить успех с первого раза очень сложно. Потерпев неудачу очень легко потерять мотивацию и интерес к работе. Нужно помнить об "ошибке выжившего" и не строить воздушных замков.
  • Яндекс директ для фрилансеров не работает. Лично у меня, при большом количестве различных групп баннеров, результаты были просто нулевые даже на клики, не говоря уж о конверсии. С инстаграмом лучше, но мне тут тоже похвастаться нечем. Разве что вы гуру маркетинга.

Статья вышла длинной, надеюсь она Вас не слишком утомила. Спасибо всем, кто уделил внимание! Буду рад Вашей критике.

Ссылка на мой сайт:

P.s. Если у вас есть идея для интересного проекта и вы ищете человека для создания айдентики, иллюстраций или сайта на Tilda - пишите не стесняйтесь. Можем работать на партнёрских условиях.

1313
5 комментариев

Помоему сейчас сантехникам легче заработать на жизнь чем дизайнерам

6
Ответить

Смотря каким дизайнером быть. Если рисовать картиночки и лендосики, то да. Если работаешь в крупном продукте, то там все по-старому: куча задач, рост скила, норм зп. Так что я хз о чем вы.

1
Ответить

Дизайнеров сейчас, как юристов и экономистов...
А из за короны, совсем боль, и будет это еще очень и очень долго...

Ответить

Отчасти в этом виноваты инфоцигане (с известными курсами), которые зафорсили идею о том, что можно за пару месяцев (овладеть мега-актуальной-диджитал-профессией!) стать дизайнером и хорошо зарабатывать попивая смузи на пляже в Патайе. Тысячи людей купились и сейчас со скиллами чуть выше 0, пытаются себя продать (самооценку на курсах неплохо задрали).

После этого к дизайну отношение соответствующее и в некоторых случаях, эта деятельность справедливо воспринимается как вид шарлатанства. В общем ничего хорошего в дизайне у нас в ближайшем будущем не будет.

3
Ответить

Посмотрите на интересы аудитории кликов с директа в метрике. Скорее всего самым популярным интересом будет "создание и продвижение сайтов". Дизайнеры смотрят работы других дизайнеров.

Ответить