Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

История про то, как одна маленькая студия влетела с проектом на 200К, поссорилась с разработчиком и делала сайт целый год. А в итоге не только получила бронзу Tagline, но и вышла на 1 млн оборота в месяц. Всем фрилансерам и молодым студиям — читать.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Привет! Это Илона, основатель ro—jo. Решили залететь на VC с факапом и рассказать, как провальный проект студии помог нам вырасти до 1 млн оборота в месяц — за полгода. Заодно поделюсь, как с этим самым проектом мы взяли бронзу на Tagline.

От фрилансера до студии из восьми человек за полгода

Последние десять лет я была на подхвате у корпораций и студий дизайна: пилила им презы, делала сайты и айдентику. Когда работы стало тумач, а отпуск стал моей голубой мечтой, я решила взять подмогу. Так в июне 2023 появилась студия ro—jo, в которой сейчас работают восемь человек.

Как фрилансер я успела поработать с Яндексом, Азбукой Вкуса, Ozon’ом, Альфа Банком, Сбером, Skyeng, РЖД и еще кучей компаний, которые у всех на слуху. Я щелкала сайты как орешки, думала, что познала дзен в дизайне и продажах, пока не столкнулась с проектом Ильи Бозо.

Ох, как меня этот проект осадил! Тогда-то я поняла, что ничегошеньки не знаю про агентский бизнес. И что если продолжать работать в том же духе, то я разорю студию и оставлю сотрудников без штанов.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

К нам пришел профессионал, с которым мы непрофессионально стартовали

Звали его, как я уже писала выше, Илья Бозо. Был он пластическим и челюстно-лицевым хирургом, а еще лауреатом премии Правительства Москвы молодым учёным за 2022 год. Задача стояла такая: полностью и с нуля разработать ему персональный сайт, чтобы потом генерить через него лидов.

Важное замечание: Илья был не только гигакрут, но еще и очень занят, о чем мы, конечно же, не сразу смекнули. Он мог не отвечать нам неделями, потому что мы не договорились о коммуникации на берегу — не обозначили рамки и не объяснили, чем грозит затягивание проекта. А грозило оно, традиционно, большими расходами.

Плюсом ко всему на старте мы считали все проекты (даже большие и сложные) по фиксе. Вот и этот сайт мы посчитали на 250К — в надежде на то, что сделаем его за 1,5-2 месяца.

Я тогда вообще не знала, как этот бизнес работает. Я всю жизнь фигачила как фрилансер и продавала проектики, а не часы. А потом переложила свой опыт на студийный и поняла, что здесь все совсем иначе.

Что от границ, которые ты выстроишь с клиентом, будет зависеть спокойствие сотрудников и твоя прибыль. Что за не принятые вовремя решения приходится платить из своего кармана. И что если проект на фиксе затянуть, он станет убыточным.

Но в моменте я подумала: «Ммм, 250К за сайт — офигеть как много. Сейчас как заработаю!»

Пока рисовали дизайн, ничего страшного не происходило

Здесь даже рассказать толком не о чем. Все было до банального просто: написали текст, сделали хорошие проты, собрали референсы, отрисовали сайт. Получилось красиво и минималистично — как мы любим. Да и согласовали все так же легко, как и отрисовали. Зацените:

ilyabozo.ru

Это был настолько гладкий и понятный процесс, что мы выдохнули и в уме уже сдали проект. По факту же трудности только начинались.

Как нас кинул верстальщик за день до дедлайна

Мы как-то привыкли отдавать верстку сайта на аутсорс. Я всегда так работала и не видела в этом проблемы: все же заказов на сайты у нас было немного, и нанимать разраба в штат нам было не с руки.

Вот и в этот раз мы отдали проект фрилансеру. Нашли его в каком-то чате, глянули работы, ударили по рукам. А потом он пропал на четыре дня. Как раз тогда, когда приближалась дата сдачи сайта (прописанная, на минуточку, в договоре).

Мы рвали на себе волосы, кормили Илью завтраками, извинялись десятки раз за день. Ночами не спали, висели на телефонах в попытках достучаться до подрядчика. А через три дня после дедлайна он объявился, сказав: «Простите, девушки, мне немножко стыдно…»

Виним ли мы разраба? Он поступил хреново, но мы поступили хуже, не предусмотрев такой ситуации на серьезном проекте. Мы до поры до времени вообще думали, что истории про кидалово со стороны подрядчиков — брехня. Мы-то с таким ни разу не сталкивались!

Мы тогда менторились в «Качалке» у Паши Вичева. Наорал он на нас, конечно, знатно. Спросил, какого черта мы так подставляем клиента и почему у нас до сих пор нет разраба в штате.

«Качалка» — реалити, где крутые эксперты помогают молодым студиям вырасти. В проекте было три ментора, каждый из которых брал себе лишь одного подопечного. Нам вот повезло залететь к Паше Вичеву из Cedro — до сих пор этим страшно гордимся!
Посмотреть видос можно тут: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=OGA-Cc1uXKQ&amp;t=843s" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка на Ютуб</a>
Посмотреть видос можно тут: ссылка на Ютуб

С трясущимися коленями я объяснила, что у молодой и бедной студии пока тупо нет деняк на еще одного спеца, поэтому мы бы с радостью рассмотрели альтернативы. Так Паша предложил нам запартнериться с какой-нибудь студией разработки, которая у всех на слуху. И которая за подобные промахи будет отвечать репутацией.

С пропавшим разрабом мы скоро расстались. А спустя полгода столкнулись с ним взглядами на Дизайн-выходных в Нижнем. Выражения наших лиц нужно было видеть! Ситуация-мем.

Влетели с версткой на бабки. Платили из своего кармана

По совету коллег нашли студию разработки — одну из топовых и самых популярных на тот момент. Выдохнули во второй раз, мол, скоро все закончится и мы наконец получим свои кровные! Но не тут-то было.

Новые разрабы объяснили нам, что те крохи, которые мы изначально заложили на верстку — просто капля в море. И что если мы хотим сдать проект быстро и без лагов, то нужно отстегнуть х3 бюджета.

Все дело в том, что работать в проекте, где уже был какой-то разработчик, сложнее и трудозатратнее. Потому что нужно копаться в «грязном коде» и подчищать технические косяки после другого человека. Учитывая то, с какими недоделками нас оставил предыдущий верстальщик, этих самых косяков было ну очень много.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Мы обалдели. Но о доп. тратах клиенту решили не говорить — все же фиксированная стоимость сайта была прописана в договоре, и просить Илью платить за наши же упущения не имело смысла.

К моменту, когда мы завершали верстку, проект уже был фул минусовый. Мы поняли, что заработаем с сайта примерно ничего.

Взяли на Tagline бронзу, которая дорого нам обошлась

О том, что стартует главная битва за лучшие digital-проекты страны, я вспомнила за неделю до церемонии награждения. И у нас была всего неделя на то, чтобы завершить проект, оформить кейс и собрать голоса.

Tagline Awards — главная digital-премия страны и предел мечтаний многих агентств. Тот, кто в ней побеждает, получает красивую золотую статуэтку, признание коллег и (по слухам в соцсетях) больших заказчиков. Поэтому мы включились, подняли на уши всех причастных к проекту и перестали спать.
Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Мы полгода ждали от Ильи фотографии на сайт, и вот этот день настал. За сутки до подачи дюжина долгожданных, но разных по цветокору и освещению фотографий попали к нам. Мы тут же побежали с ними к знакомому ретушеру, который навел красоту буквально за ночь. А наутро мы подались, ни на что особенно не надеясь.

8 декабря, в день награждения, мы узнали, что наш проект занял третье место в категории «Медицина». Мы. Взяли. Бронзу! Это наша первая официальная большая победа, которой я безмерно горжусь. И первое подтверждение от общественности и жюри, что проект стоил всех наших усилий.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline
Но с премией было много трат. Мы оплатили участие (16К), ретушера (15К), а еще добавили на сайт кучу анимаций и вау-эффектов — конечно, за свой счет (40К). Мы не закладывали этого изначально, но раз уж решили подаваться, надо было выдать что-то эдакое.

Теперь про лидов. Я не могу сказать, что мы получили с премии хоть один заказ. Но бронза Tagline дает нам право выпендриваться больше обычного. Есть ощущение, что когда мы говорим про премию клиентам, они нам чуть больше верят и немного больше платят.

Про долгие согласования

Заказчик пришел к нам в июле. Дизайн мы закончили месяца через два, еще через четыре наконец получили фотоконтент. А вот над версткой работаем до сих пор.

Конечно, у заказчика были правки. Конечно, реакцию на каждую из них мы ждали от недели до месяца. Конечно, мы не думали, что так будет, поэтому не выстраивали никаких границ по части коммуникации и вообще планировали сдать сайт за 1,5 месяца. Мы всегда считали, что клиентам их проекты нужны больше нашего, поэтому они не будут затягивать с обратной связью.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Но этот проект подсветил нам, что:

а) есть занятые люди, у которых 200 дел одновременно и которые не могут давать нам молниеносную обратную связь;

б) что такие люди могут быть нашими клиентами;

в) что нужно учиться выстраивать с ними коммуникацию, чтобы дедлайны не срывались;

г) что тот факт, что из-за затянутой коммуникации бюджет проекта улетел в трубу — это целиком наша ответственность.

Как сдавали проект и ругались с клиентом

С момента, как мы стартовали, прошло уже месяцев шесть. Паша Вичев грозно сказал завершать проект и замораживать сотрудничество, если согласования гигадолгие. И хотя нам было жаль оставлять проект незаконченным, мы все же прислушались к Паше и начали выстраивать границы.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

На это сообщение Илья отреагировал быстро, предварительно скинув сайт на проверку своему знакомому. По классике, тот самый знакомый чуть больше Ильи разбирался в разработке, поэтому нашел на сайте несколько существенных багов.

Сайт прогружался медленно, текст съезжал, а пункты меню не кликались. «Мне кажется, такие правки должны были быть внесены без моего участия за тот бюджет, который уже выделен», — сказал Илья. Ну и в чем он не прав?

Интересно, что прямо перед тем, как нам подаваться на Tagline, в мобильной версии все было ок. Даже перед сообщением про заморозку проекта все было норм. Когда все поехало — черт знает. Но вывод мы сделали нефиговый: проект нужно проверять десять тысяч раз перед сдачей.

К десктопной версии у Ильи вопросов не было, пока он не открыл сайт на Аймаке через Сафари. Именно в этом браузере и на этом устройстве фотография Ильи на главной нещадно обрезалась, а экраны подтормаживали. Примечательно, что в той же Хроме или Мозиле таких багов вообще не было!

К студиям и фрилансерам у меня посыл таков: вы*бывайтесь, но закрывайте недоделки. Все должно быть идеально, тем более, когда вы собрались прощаться с клиентом.

И не надейтесь особо на дорогих разрабов. Даже если эти самые разрабы — лучшие. Даже если вам их советуют топы. Даже если вы заплатили им кучу бабок, надеясь на их репутацию профессионализм.

Важное: мы знаем, что классные разработчики точно есть. Мы следим за другими студиями и видим, что за бриллианты у них работают. Вот только нам неясно, где таких профессионалов искать, поэтому и влипаем. Мб нам просто на них не везет, а может, на нас и порча какая-то…

С третьим разработчиком почти задалось

Те баги, которые сдали клиенту последние разрабы, просто не давали нам морального права вновь с ними партнериться. К тому же за устранение собственных же ошибок они попросили доплатить. Так мы нашли новую студию, которой и скинули проект на оценку.

Перед нами стоял выбор: влить кучу бабок в неизвестных разрабов или заплатить меньше спецам, которых мы уже знаем. Но которые нас подставили. Нам не хотелось особо тратиться на устранение недоделок, но сдавать проект с этими недоделками не хотелось еще больше.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Мы взяли тайм-аут, чтобы посоветоваться внутри команды, с кем будем работать в этот раз, а через три дня получили от последних разрабов письмо:

«Мы все сделали, можете забирать»

о_О

Они правда все сделали по красоте и убрали баги — сайт летал на всех устройствах. Единственная загвоздка здесь — мы не давали отмашку на старт работ! И хотя ребята четко отработали, мы в очередной раз поняли: по части коммуникации в этом проекте мы самое слабое звено.

Как мы чуть не влетели на штраф из-за шрифтов

Черт знает, как я не проконтролировала этот момент на старте. Наверное, слишком радовалась, что «наконец серьезный проект на 250 тыщ пришел!»

Но однажды к Илье в личку постучались правообладатели шрифта и попросили купить лицензию. И пока Илья в сотый раз офигевал, мы эту лицензию по-быстрому оформляли. Сами лоханулись — сами оплачиваем.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Хорошо еще, что нам любезно предложили оплатить лицензию. Могли бы и сразу потребовать штраф. Знаю кучу ситуаций, когда студии влетали на шестизначные суммы — так вот такой студией чуть ли не стали мы.

Как мы перестроили процессы и вышли на 1 млн в месяц

Это был самый хардовый наш тренинг длиной почти в год. Мы заплатили за него в совокупности столько же, сколько и получили. Но, как говорят евреи, «Спасибо, что деньгами».

Вместе с провалом случился и рост. Мы как-то умудрились выйти на миллион оборота в месяц к маю. Обнаружили, что нас стало семь, хотя на старте была одна я. И поняли, что взяли Tagline с первой попытки! Пока мы горели вместе с дедлайнами, все эти достижения как-то прошли мимо нашего внимания.

Ну а теперь время поделиться, что мы такого поменяли в процессах, чтобы проекты не становились нервотрепкой и вовремя оплачивались.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline
  • Мы больше не делаем сайты по фиксе.
  • Мы не делаем сайты за 250К вместе с версткой.
  • Реалистичнее закладываем сроки и время на фидбек. И ограничиваем клиента во времени, чтобы получение обратки не затягивалось.
  • Наконец ищем разраба на в штат. Если это вы или ваш знакомый, черканите мне в телегу.
  • Не юзаем платные шрифты без лицензий. Ни за что и никогда. Есть шрифты, которые можно бесплатно ставить в концепт, но для запуска их придется купить. Об этом мы говорим заказчику сразу, чтобы потом не возникло сюрпризов.
  • Переделали договор. Видели стандартные договора в интернете? Вот самый всратый из них раньше был у нас. Наконец мы взяли этот момент на контроль и совместно с юристами сделали новый док, который нас защищает.
  • Сайты теперь продаем только спринтами или считаем часы по ТМ.

Кстати про спринты

На старте мы говорим клиенту, что его проект мы сделаем за Х спринтов, каждый из которых длится одну рабочую неделю.

В понедельник намечаем план работ на ближайшие пять дней, в четверг презентуем то, что сделали. А в пятницу закрываем все акты и выставляем счет. В акте пишем, что клиент принял такой-то спринт, и больше мы к нему не возвращаемся.

Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline

Никому такой проект растягивать не выгодно, потому что за простои и медленный фидбек нужно будет платить. И если неделя подходит к концу, а клиент не покупает спринты дальше, то здесь наша работа заканчивается — и мы не тратим, условно, год на доработки и согласования.

Вместо итогов

Да, проект был фул минусовый. Мы даже считать боялись, на сколько тысяч влетели, но пока писали этот кейс — подняли все таблички с расходами. -200К, Карл! На проекте, который можно было сдать без про*бов за два месяца!

К чему мы это. Да к тому, что у всех студий на старте бывают факапы, это база. Просто одни о таком не распространяются, а другие — очень даже. Мы выбрали говорить о своих неудачах вслух, чтобы зеленые студии и фрилансеры были умней и учились на чужих (то бишь наших) ошибках.

Мы ошибаемся, факапим, где-то работаем в минус. Но тюним процессы и выруливаем, не возвращаясь к прошлым ошибкам.

Cпасибо всем, кто дочитал историю до конца. И спасибо Илье за терпение — проект-то в итоге получился.

Теперь зову всех в наш Телеграм-канал, где мы делимся внутрянкой из жизни ro—jo и рассказываем о проектах. Подписывайтесь на нас и пишите ниже, что думаете про нашу ситуацию.

UPD: пока публиковали кейс, Илья написал, что его все устраивает и проект он забирает. Ну наконец-то! 🥳Выдохнули.
Сорвать дедлайны, выйти в минус и схватить бронзу на Tagline
4747
11
11
23 комментария

мы тоже в начале забывали о платных шрифтах предупреждать. хаха всегда такая неудобная ситуация после этого)

6
Ответить

Если выходить на зарубежный рынок, то там быстро научат пользоваться лицензионными шрифтами ).

Ответить

После таких историй как-то легче жить даже)
Осознаешь, что все в этом мире не идеальны. С верстальщиками кстати реально какая-то нереальная проблема. Мне приходилось работать с 4 фрилансерами со стороны клиента — и это всегда был какой-то ужас, после которого стрелялся и я и клиент

5
Ответить

Ну и крепость нервов у вас! Я бы, пожалуй, сдался и вернул деньги клиенту.

4
Ответить

вот это история! сценарист топ, экшн внушительный

3
Ответить

Сценарист жизненный опыт)))

2
Ответить

Ааа эта история держала на иголках до самого конца!
В понедельник мы тоже начинаем наш первый скрам-проект по сайту - колюсь, подсмотрел у вас в канале ;)

Была аналогичная история с заказчиком - должны были закрывать полностью сверстанный сайт на 20х мая, сдали фигму только на этой неделе, а впереди верстка... Собрав волю в кулак нашел agile-шаблон и с новым заказчиком на новый процесс. Стремно, но надоело работать в минус =)

Жирнющий лойс за увлекательный сторителлинг !

2
Ответить