Оформление забора: 8 необычных идей для девелоперов

В Москве растет количество заборов и часто они вызывают раздражение, особенно, когда гуляешь по незнакомому району. Огорожены школы, детские сады, жилые комплексы.

Как правило, девелоперы прибегают к искусству на заборе для оформления строительной площадки и снижению уровня стресса у жителей района, где идет стройка. Используют масштабную роспись с отсылкой к бренду и его смыслов или визуализацию жилых объектов с ключевыми посланиями бренда.

Это информационно, но не единственное решение.

Вот несколько примеров от современных художников (и Россети), когда забор стал инсталляцией, привлекающей внимание неподготовленного зрителя, то есть прохожего.

Апгрейд советского наследия, легендарного забора Лахмана

Развеска кроватей на бетонном заборе эстетики 70-х в районе метро Волжская в паблик-арт-программе «Спальный район». Это проект на открытой территории одного из спальный районов Москвы, в Люблино, где около 70 художников представили уникальные арт-объекты из обыкновенной железной кровати.

"Cфотографируй меня на фоне матраса с глазами. Маме отправлю".
"Cфотографируй меня на фоне матраса с глазами. Маме отправлю".

Среди них инсталляция «Постель из роз» художника Марины Звягинцевой с колючей проволокой и цветами: символ красивой, но часто жестокой жизни — сверху розочки, лепесточки, а внизу колючки.

Самое опасный и коварный арт-объект на выставке.
Самое опасный и коварный арт-объект на выставке.

Вариант использования: Инсталляция-контраст может стать вдохновением для переосмысления заграждений с колючей проволокой. Арт-объекты, которые выходят из плоскости в пространство, дают визуальный и смысловой рельф зрителю.

Художник Марина Звягинцева: куратор программы «Спальный район», автор инсталляции «Постель из роз» (2009 год)

Проявление исторического и культурного слоя места

Художник Александр Жунёв на заборе-рабице создавал стрит-арт-инсталляции из цветного скотча. Чаще всего это были портреты известных людей, связанных с местом расположения заграждения. Например, портрет поэта-футуриста Василия Каменского в селе Троица рядом с домом-музеем. Инсталляция просматривается с двух сторон в зеркальном отражении: и с фасада, и с внутреннего двора. Таким способом можно "росчерком по небу" выделить в ландшафте города социально-культурные объекта и показать современным визуальным языком исторический бэкграунд .

Портрет футуриста Василия Каменского из цветного скотча на сетке. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fprojectstart.ru%2Fprojects%2Fview%2F2864%2F&postId=1291008" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Портрет футуриста Василия Каменского из цветного скотча на сетке. Источник

Художник Александр Жунёв, фестиваль стрит-арта и граффити «Экология пространства» (2014 год)

Наполнение природой и цветами места неприятные

Вязанная инсталляция «Цветник на Садовой улице» в Тюмени художника Ульяны Розовой продолжает художественные поиски работы с забором-рабицей. Автор вместе с 70 горожанами вышивала на сетке природные и цветочные мотивы, заимствованные в деревянном зодчестве Тюмени.

Фото: жительница Тюмени. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmomenty.org%2Ftravel%2F22993&postId=1291008" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фото: жительница Тюмени. Источник

Художник Ульяна Розова, паблик-арт фестиваль «Морфология улиц» (2023 год)

Варианты использования: сам прием «вышивки на рабице» может быть заимствован для переноса других сюжетов или этнических полотен на сетки спортивных площадок, зон ремонтных работ и др.

Панно-раскраска

Еще одна партиципаторная стена с вовлечением зрителя создана как панно-раскраска на мероприятии A3 Retail Group. Художник Вова Nootk создал контур сюжета с забавными персонажами в мультипликационной эстетики. И дальше как картину по номерам раскрашивали гости.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ffga.art%2F%23%2Fa3retailgroup&postId=1291008" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a> стрит-арт платформа FGA
Источник стрит-арт платформа FGA

Кстати, по запискам Отто Шперлинга от 1621 года, подобный прием использовал Рубенс. Вот что он написал после посещения мастерской художника: «В нем много молодых художников, работающих над различными полотнами, для каждого из которых Рубенс сделал рисунок, тут и там с указанием цвета». К слову о честности: Рубенс при продаже своих произведений всегда указывал в сопроводительном письме, кем написана картина: им лично или в соавторстве с учениками.

После мероприятия панно-раскраска в разобранном виде стало частью интерьера компании.

Художник Вова Nootk и стрит-арт платформа FGA (2017 год) по заказу A3 Retail Group

Варианты использования: для вовлечения жителей ЖК в оформление внутренней территории или для создания временного объекта/сменной панели как арт-терапия для жителей мегаполисов.

Забор, который не разделяет, а соединяет.

Народный фольклор на заборе под кураторством художника может стать вместо «Здесь был Вася» постоянным арт-объектом, о котором заботятся жители. Так в поселке Григорчиково художник Марина Звягинцева во время локдауна, когда гулять можно было строго по расписанию, создала на заборе сетку для пазлов. Сами пазлы для росписи, выступающие в роли холста, а также краски и кисти раздали жителям поселка.

Фотография от жителя поселка Григорчиков с ностальгией по зиме в родном Надыме.
Фотография от жителя поселка Григорчиков с ностальгией по зиме в родном Надыме.

Через неделю зеленая стена, разделяющая два поселка, покрылась живописью от людей, некоторые из которых последний раз держали кисть лет 20 назад. В создание инсталляции «Вместе» включились и дети, и взрослые.

Гигантский пазл-инсталляция на заборе поселка Григорчиково.
Гигантский пазл-инсталляция на заборе поселка Григорчиково.

Паблик-арт-инсталляция длиной 42 метра живет уже 4 года и постоянно наполняется новыми арт-высказываниями жителей. Любят они свой забор.

Художник Марина Звягинцева, персональный проект (2020 год)

Вариант использования: пазл — универсальная игра вне возраста. В случае с инсталляцией "Вместе" имеет смысл обратить внимание даже не на саму форму, а на создание сетки для выражения зрителя. Фактически, это равносильно сигналу "можно", как на стендах для размещения объявлений. Тогда забор теряет первичную функцию заграждения-разъединения и срабатывает инверсия - забор начинает объединять и соединять людей.

Шерринг-искусство: как разделить обед с соседом

В тот же 2020 год другой петербургский художник Loketski создал инсталляцию «Спокойствие» на строительном заборе Парнаса. Буквы в прозрачных пакетиках с крупой сложились в поддерживающее «Спокойствие». Со слов художника, на создание арт-объекта ушли все его стратегические запасы гречки и перловки, которые удалось найти дома. Так житель Петербурга приободрил соседей и предложил воспользоваться НЗ ("неприкосновенным запасом еды") в случае чрезвычайной ситуации.

Призыв соблюдать спокойствие на заборе в Петербурге. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.spb.kp.ru%2Fdaily%2F27106%2F4180930%2F&postId=1291008" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фотографии</a>
Призыв соблюдать спокойствие на заборе в Петербурге. Источник фотографии

Вариант использования: нет ничего более понятного любому зрителю, чем еда. Поэтому любой арт-объект из продуктов вызывает сильный эмоциональный отклик. Данная инсталляция не содержит прямых механизмов для повтора, но принцип социальной поддержки, которая может прозвучать с заградительного ограждения, проверено, вызывает теплые чувства у жителей района.

Инсталляции-иллюзии, открывающие глаза на ландшафт города

Эксперименты с металлическими ограждениями с перфорацией или световыми зазорами, как нативная реклама, хорошо вписываются в контекст. Не всегда такие инсталляции считываются на бегу, но для городского жителя, который живет в агрессивной среде рекламной развески, это более щадящее решение.

Как пример, инсталляции-анаморфозы от немецкой группы Zebrating-Art, которые при удалении от забора при взгляде под определенным углом складываются в портреты, пейзажи или целые сюжетные картины. Стоит отметить, что черно-белые иллюзии смотрятся гармоничнее и пронзительнее, чем цветные. В своих работах Zebrating-Art используют элементы городской среды: навесы, перилла, фасады домов.

Zebrating Art (2020 год)

Подобные конструкции есть и в Москве, они работают как цветной естественный фильтр даже без росписи. Посмотрите на этот мост, где алюминиевый профиль дает синее свечение и эффект портала:

Наземный пешеходный переход над Рублевским шоссе. Фото автора.
Наземный пешеходный переход над Рублевским шоссе. Фото автора.

Варианты использования: данный прием более подходит для оформления индустриальных объектов — нефтяные заводы, производства, где высокие требования к пожаробезопасности, но сама площадка гомогенна и скучна. Людям, кто на ней работает, тоже нужна эмоциональная разрядка.

Снижение стресса горожан от летних строительных работ

На свете и тени тоже можно создать искусство. На фотографии «тиражная работа» от Россети Московского региона — деревья, отбрасывающие тень, в местах строительных работ. Перфорации напросвет дают проекцию на плитах и это гораздо лучше и эстетичнее, чем рваная, сползающая зеленая сетка.

Россеть Московского региона (2024 год)

Вариант использования: возможность создать визуальную иллюзию на пустом, ровном месте, где идут строительные работы и еще нет зеленых насаждений. Использовать разные сюжетные линии, а не один паттерн.

Выводы

Самое главное отличие инсталляций на заборе от муралов и брендинга — это возможность двусторонней коммуникации, а не одностороннего высказывания. Во всех работах мы видим диалог со зрителем или его вовлечение в создание произведения.

Выход в объем всегда приближает искусство к человеку: не важно, выходим ли мы за периметр световой иллюзией или выступающим арт-объектом.

Если бы Том Сойер жил в наше время, он обязательно придумал бы что-то интересное, что-то большее, чем просто покрасить забор.

Присылайте свои вопросы на inga.shturman@gmail.com о влиянии паблик-арта на большие и малые города и как через искусство можно преобразовать среду.

22
реклама
разместить
4 комментария

Уважаемый автор, поправьте, пожалуйста, фамилию Саши Жунёва)

Вот еще одна его чудесная работа из скотча: https://www.perm.kp.ru/daily/26716.4/3741210/

1

Спасибо за комментарий и ссылку на работу! Прошу прощение за допущенную ошибку.

1

Впечатляет подход к использованию различных материалов и техник для создания уникальных произведений

1

Да, искусство расширяет поле для экспериментов. У художников меньше рамок, особенно уличных, меньше денег, поэтому для них всё вокруг — холст. С материалами тоже приходится выкручиваться, чтобы пережили снег, дождь и ураган.