Дизайн и архитектура лучших домов мира. Вилла Евгения (Биариц).

Источник: http://progolftour.ru/tours/international-biarritz-golf-trophy-2/
Источник: http://progolftour.ru/tours/international-biarritz-golf-trophy-2/

Жил да был один король.

Одна из самых романтических вилл Франции была построена благодаря любви императора Наполеона III к своей супруге, считавшейся самой красивой женщиной 19 века.

Проспер Мериме назвал последнюю французскую императрицу , прекрасную Евгению де Монтижо — «белоснежной Нереидой» за цвет ее кожи, глаз и светлые волосы. Это была одна из женщин, определявших стиль и моду на столетия вперед.

Евгения де Монтижо ввела во Франции, а затем и во всем мире моду на блондинок, она создала образ женщины-ангела с кокетливыми завитками золотистых прядей. Мерилин Монро уже в середине 20 века лишь продолжила этот образ, приземлив его и сделав более сексуальным .

В 1853 г. императорская чета приехала в замок Граммон вблизи тогда еще мало известной рыбацкой деревушки Биарриц. По существу это было их свадебное путешествие, ведь королевское бракосочетание состоялось всего год назад в 1852 году.

История этого брака похожа на приключенческий роман. Большую часть юности Евгения провела со своей матерью в путешествиях под именем графиня Теба. В 1851 году, появившись на балу в Париже, она производит сенсацию своей красотой. Принц Луи Бонопарт влюбляется в нее, и спустя год , будучи уже императором женится на таинственной красавице -графине.

В воспоминаниях императора и его супруги – это было лето полное любви.

Они без свиты гуляли по пустынным пляжам скалистого побережья, находили уединенные бухточки с россыпями белоснежного бархатного песка. Евгения ощущала себя просто влюбленной женщиной, а не императрицей одной из самых могущественных стран мира.

Возможно, и для Наполеона III это были лучшие дни, наполненные покоем, любовью, романтикой.

Источник: https://dzen.ru/a/X1fj62kqkGzQb0o_
Источник: https://dzen.ru/a/X1fj62kqkGzQb0o_

Спустя десять месяцев, почти как дитя любви, на пляже, на небольшой скале вдающейся в океан, была возведена или родилась Вилла «Евгения» .

Из окон спальни императрицы видна была бесконечная морская гладь. Вечером солнце садилось прямо напротив, образуя волшебную картину океанского заката. Розовые, красные, желтые и оранжевые облака окружали нарядную и пышную как кремовый бисквит бело-красную виллу, стоявшую, в пене прибоя. В ветреную погоду волны захлестывали окна первого этажа.

Отдых в новой приморской резиденции входит в привычку французского двора, и на протяжении 16 лет эта местность рядом с мистической страной басков , вблизи Пиренеев, где воды Атлантики расходятся к Испании и Франции, делается особенно популярной.

Вслед за Наполеоном III и Евгенией в Биарриц хлынула мировая знать, и начались бесконечные празднества, балы, фейерверки, круизы и дипломатические встречи. Среди титулованных особ здесь были Леопольд II Бельгийский и королева Испании, правители Португалии и принц Жером Бонапарт, князь Меттерних и «железный канцлер» Бисмарк в сопровождении русской княгини Орловой, писатель Проспер Мериме. Во французских садах виллы «Евгения» с мраморными статуями устраиваются живые картины, шарады и модные тогда спиритические сеансы.

Источник: http://www.universal-tours.ru/hotels/hotel-du-palais/
Источник: http://www.universal-tours.ru/hotels/hotel-du-palais/

Но начинается война 1870 г. Осенью Евгения вынуждена бежать из Франции в Англию под именем графини Пьерфон. Впоследствии она переживет своего мужа и сына, напишет знаменитые «Мемуары» последней французской императрицы. Но история виллы «Евгении» на этом не кончается….

Опять власть меняется.

А во Францию на смену Империи приходит Республика.

Замечена странная закономерность: после военных переворотов дворцы обычно используют как тюрьмы или революционные штабы. После буржуазных «бархатных» революций дворцы, на первом этапе, используют как казино.

Не избежала этой участи и вилла «Евгения». Она была преобразована в казино.

Роскошь и романтический ореол бывшей императорской виллы по-прежнему привлекает к себе европейскую аристократию: сюда приезжают королева Виктория и Эдуарда VII, великая княгиня Екатерина Юрьевская и австрийская императрица Сисси. Осенью, когда открывался Русский сезон, в Биарице было особенно много русской знати. Блистали роскошные одежды, сверкали драгоценности, стоившие немыслимых денег, лились реки шампанского.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Villa_Eug%C3%A9nie_%C3%A0_Biarritz_(Basses-Pyr%C3%A9n%C3%A9es)-_Fonds_Ancely-_B315556101_A_GORSE_2_011.jpg
Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Villa_Eug%C3%A9nie_%C3%A0_Biarritz_(Basses-Pyr%C3%A9n%C3%A9es)-_Fonds_Ancely-_B315556101_A_GORSE_2_011.jpg

На рубеже веков в период очередного передела собственности в отеле, как водится, возник пожар. Здание восстанавливается заново, теперь уже в статусе роскошного отеля «Дю Палас».

В начале нового века, в «сумасшедшие» годы, когда все жаждали забыть ужасы войны, слава отеля «Дю Палас» гремела на всю Европу. В 1922 г. маркиз Д'Арканг устраивает в большой ротонде отеля незабываемый «Бал II Империи» с участием короля Альфонса XIII и персидского шаха. За этим событием следуют другие на манер «Тысячи и одной ночи»: «Verbena del Amor» и «Бал Петрушки» в честь Дягилева и русских балетов. В стенах «Дю Пале» звучит новая музыка американского происхождения: джаз, а вместо старого доброго вальса с мазуркой теперь в моде чувственные танцы – танго, чарльстон и румба. В Биаррице появляются знаменитые писатели, музыканты, актеры: сначала Равель, Сара Бернар и Стравинский, а позже Чаплин, Жан Кокто, Хемингуэй.

Затем до побережья басков докатилась Вторая мировая война. Реквизированный отель «Дю Пале» служил общежитием для немецких офицеров. Мундиры и сапоги вместо вечерних платьев. Но в 1950-е гг. жизнь нормализуется, и бывшая вилла «Евгения» вновь принимает у себя знаменитостей с мировыми именами.

Архитектурный стиля Наполеона III.

Как-то рассматривая новее здание, императрица Евгения, спросила у архитектора: "Что же это за стиль?". Тот, не растерявшись, ответил: "Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении". Именно такое название было дано этому наиболее помпезному в истории архитектуры стилю.

Историки иногда называют этот архитектурный стиль – второй ампир или стиль второй империи (франц. empire – империя). Этот стиль, завершил эпоху французского классицизма, относившуюся ко временам Первой Империи Наполеона I (1804-1815).

Вторая империя была провозглашена во Франции в 1852 году, когда на выборах президента республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. Он стал императором под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала 18 лет, до 1870г. Покровителями нового художественного стиля были сам император Наполеон и императрица Евгения, стремившиеся вдохнуть новую жизнь в торжественное и помпезное искусство первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта.

Источник: https://www.luxuszeit.com/hotels/hotel-du-palais-biarritz-79
Источник: https://www.luxuszeit.com/hotels/hotel-du-palais-biarritz-79

Евгения де Монтижо была ярко выраженным лидером и законадательнецей моды во всех областях светской жизни. Помпезный архитектурный стиль нравился новой аристократии, которая сожалела о былой роскоши уходящего времени. Второй ампир льстил и новой буржуазии, еще не создавшей для себя своего стиля в лице ломавшего все каноны Ар Нуво ( Модерна) .

Императрица была поклонницей Марии-Антуанетты и вновь ввела в моду стиль Людовика XVI в соединении с элементами Ампира, "неоренессанса" и Барокко. Такая гремучая смесь объединяла все самое пышное в архитектуре. Так появился "стиль Наполеона и Евгении".

В моде были максимально роскошные интерьеры, картины в богатых рамах, тяжелые занавеси, "дворцовая" мебель, огромные сияющие хрусталем и золотом люстры, разноцветный мрамор. Гипс и дерево тонировались "под золото или бронзу", а на новую бронзу наводилась искусственная патина.

Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), "наполеоновские пчелы", дорические, покрытые пышной позолотой колоны.

Второй Ампир был обращен в прошлое.

Возрождение старых монархических" стилей в аристократических домах стало правилом. Все это делалось, что бы подчеркнуть знатность рода и его историческое богатство.

Живопись эпохи Второго Ампира — это искусство парижских Салонов — эклектичное, пышное, с яркими красками. Особенно модными были стилизации под античность в стиле "неогреции" . Собственно с этого времени стало нарицательным выражение "салонное искусство".

Источник: https://www.booking.com/hotel/fr/hoteldupalaisbiarritz.html
Источник: https://www.booking.com/hotel/fr/hoteldupalaisbiarritz.html

Что хочет женщина, то хочет Бог…

Многие исторические явления начинаются с каприза женщины. Так и Евгения де Монтижо положила начало периоду эклектики в искусстве и архитектуре. Продолжая ее идеи, потом в моду вошел романтический историзм, и, наконец, на рубеже 19-20 веков мир захватил волшебный и не знавший границ в своей чувственной фантазии — модерн.

Если проанализировать конец 19-начало 20 века, то большинство новаторских идей того периода создавали именно женщины. Ну, в крайнем случае, руководимые ими мужчины. Но это уже другая история…

Отрывок из книги "Знаменитые дома, усадьбы, замки"

44
1 комментарий

Интересная, наверное, книга. Беру в свой лонг-лист на прочтение…

Ответить