Хэй-хэй! На связи Cedro. Чаще всего к нам приходят за большими и сложными продуктами. Вроде корпоративных порталов и сервисов с кучей интеграций. Если разрабатывать такой проект сразу целиком — уйдут годы и тонна денег. Поэтому мы предлагаем клиентам двигаться итерациями и стартовать с MVP. Как, зачем и почему — рассказали в этой статье.Парочка слов о насCedro — международная дизайн-студия. Создаём цифровые продукты и сервисы для web 3.0, недвижки и e-commerce. Среди клиентов — Сбер, Самолет, Skillbox, GeekBrains, Hochland и завод, который выкупил производство IKEA в России. Ведём телеграм-канал на приколе и развиваем своё реалити-шоу для молодых студий.Что такое итеративностьЭто принцип в разработке. Суть такая: делим проект на части, ранжируем их по важности и запускаем функционал итерациями. Сначала то, без чего бизнес не заработает. Потом — то, что существенно улучшит пользовательский опыт или процессы. В конце — придаём финальный лоск.Как это работает у насС большими проектами мы на берегу предлагаем клиенту двигаться итерациями. Прям ещё на пресейле. Сценария два: клиент приносит тз с описанным функционалом на годы разработки;чёткого тз нет вообще, все вводные в голове у клиента, и смэтчиться по видению проекта сложно.И в том, и в другом случае мы активируем свою экспертизу не только в разработке и дизайне. А ещё в бизнесе: погружаемся в процессы клиента, изучаем рынок и узнаем, как заказчик планирует зарабатывать на продукте.А затем — подсказываем, как оптимизировать разработку. Чтобы быстрее запуститься и раньше заработать на продукте. Потратить меньше денег на проверку гипотез. И не растянуть сроки так, что сервис будет уже не нужен пользователям. Пример: уточняем, кто потенциальная аудитория и точно ли есть спрос на продукт. И если всё строится только на предположениях — предлагаем сначала разработать промо-лендинг и запустить рекламную кампанию. Чтобы оценить, насколько продукт будет востребованным.А уже потом — переходить к разработке платформы, сервиса или другого цифрового продукта.Все договорённости фиксируем в концепции проекта и выделяем там границы релизных версий. В каких случаях итеративность мастхэвКогда у дедлайна серьёзная причина В прошлом году к нам залетел бренд экошуб — ONLY ME. Задача — полностью переупаковать интернет-магазин. Дело было летом. А успеть нужно к середине осени, потому что шубы — это сезонная одежда. И чем больше времени бы ушло — тем сильнее бренд просел бы в деньгах.Поэтому мы начали с MVP: запрототипировали сайт, отрисовали дизайн, разработали магазин и настроили только самые важные интеграции — с 1С, платёжными системами и СДЭК. На всё ушло 4 месяца, поэтому клиент успел с релизом в срок.А уже потом мы вернулись к доработкам: прикрутили к сайту личный кабинет, отрисовали второстепенные контентные страницы и настроили анимации. А ещё — закончили с интеграциями. Когда продукт трендовый (а тренды быстро устаревают) Maclear — это краудлендинговая платформа. Для справки: краудлендинг — это когда частные инвесторы скидываются на заём бизнесу. Потом бизнес возвращает долг с процентами, а инвесторы получают свои денежки с учётом вложенного. Раньше Maclear брались только за фиатные займы (в обычных деньгах). Недавно захотели ещё залететь в крипту. А там в трендах Humster Kombat и другие тапалки. Так появилась идея сделать свою игру.Клиент хотел что-то со сложными анимациями и механиками. Мы отговорили. В итоге стартовали с MVP — и релиз игры уже со дня на день. Тапалки — всё ещё актуальная штука, клиент успеет залететь в тренд, а ко всяким лидербордам и навороченному функционалу мы ещё вернёмся.Чтобы обойти узкие места в разработке Иногда релиз сдвигается, потому что клиент не успевает вовремя отдать данные разработке. Пример: если у разрабов нет данных для 1С, они не могут настроить интеграцию. Нет интеграции — нет релиза. Или как было у нас на проекте с магазином стройматериалов — Востоктехторгом. Там клиент хотел привязать к сайту сразу несколько платёжных систем. С PayKeeper всё прошло гладко. А с «Долями» застопорилось на этапе с бумажками.Но мы договорились не ждать «Долями» и релизнуть проект только с PayKeeper. А к интеграции других платёжек вернуться, когда клиент уладит бумажные вопросы. И никаких узких мест. Чтобы проверять гипотезы не за миллионы Например, какая из услуг будет самой востребованной. В этом случае MVP — это самый дешёвый способ обкатать продукт и понять, где и что пофиксить. Пример из наших кейсов — сайт агентства элитной недвижимости PRIME. На проекте мы были не единственным подрядчиком: кроме нас с PRIME работали ещё маркетологи и SEO-спецы. У коллег было много предложений. Поэтому сначала мы релизнули MVP — и теперь клиент использует сайт ещё и как инструмент для проверки SEO-гипотез.Плюс сайт уже привлекает лиды. PRIME зарабатывает. Бонус: заказчик уложился в бюджет на разработку, потому что мы двигались постепенно. Чтобы начать зарабатывать на продукте как можно раньше Например, как было с Oh!Really — сервисом покупки люксовой одежды, обуви и аксессуаров от брендов, которые ушли из России.В планах было сразу запустить веб-версию с браузерным расширением, чтобы добавлять товары с сайтов брендов — прямо в корзину Oh!Really. А для мобильных устройств — разработать приложение.В итоге мы выделили в MVP веб-версию сервиса и сделали так, чтобы добавлять товары в корзину можно было чуть сложнее, зато без расширения. Расширение вошло во вторую итерацию. А приложение — в третью. В итоге сервис уже работает, а заказчик зарабатывает.Какой профит получаем мыПоказываем клиенту свою экспертизу и то, насколько погрузились в его бизнес. А тот видит, что мы не стремимся допродать что-то ненужное. А наоборот — делаем всё, чтобы он максимально эффективно потратил деньги. Как итог — клиенты доверяют нам и ценят нашу экспертизу. Поэтому остаются с нами надолго или уходят, но возвращаются с проектами ещё больше предыдущего и советуют нас другим компаниям. Делились мудростьюРома Родионов — арт-директорДима Балыкин — директор по развитиюКатя Пузыня — лид бэкендаКурилка Цедры