Концептуальная модель или почему Яндекс Диск хорош, а Яндекс 360 — не очень?

Увлекся чтением книги Дона Нормана — Дизайн привычных вещей.И меня заинтересовала глава про концептуальные модели, так как меня самого настигло не очень удачное решение построения такой модели, что вылилось в некоторые сложности.

Что такое концептуальная модель?

Концептуальная модель (англ. conceptual model) — это модель, которая состоит из понятий и связей между ними. Она определяет смысловую структуру предметной области или конкретного объекта, который рассматривается.
Простым языком — это объяснение того, как что-то работает. Когда пользователь видит устройство, он предполагает как оно работает и строит в голове концептуальную модель.

Пример: любая ОС, где есть иконки в виде папок, в которых есть иконки в виде документов. На самом деле в компьютере нет никаких папок — это концептуальное представление, упрощающее взаимодействие с файлами на компьютере.

Иногда иконки могут запутать: если в облачном сервисе используются те же значки папок и документов, что и на вашем компьютере, то может показаться, что все файлы хранятся локально. Но на самом деле они находятся в облаке, на отдельном сервере.

Рассмотрим на примере

Яндекс Диск информирует пользователя иконкой облачка рядом с файлами, когда файл находится только на Диске, т.е. в «облаке». Точно так же, если файл загружен на компьютер и находится непосредственно на физическом диске вашего компьютера, Яндекс Диск информирует об этом иконкой галочки. Это и есть концептуальная модель, причем, хорошая.

Однако у Яндекса есть определённые сложности с концептуальной моделью сервиса Яндекс 360. Проблема заключается в том, что Яндекс 360 имеет два направления: Яндекс 360 для физлиц и Яндекс 360 для бизнеса. У каждого направления есть свои тарифы.

<i>Иконки в Яндекс Диске, информирующие о расположении папок</i>
Иконки в Яндекс Диске, информирующие о расположении папок

Когда пользователь подключается к тарифу как для физического лица, так и для бизнеса через один и тот же Яндекс ID, сервис не предлагает объединить два тарифа в один. Из-за этого возникает путаница, и в некоторых случаях пользователи могут тратить деньги впустую.

Кроме того, на сайте нет чёткого разделения двух направлений через дизайн и явного указания на поддержку, чтобы можно было быстро решить возникающие вопросы. В результате приходится оставлять заявку на звонок, как будто вы только подключаете сервис, и уже с оператором решать этот вопрос. Это пример плохой концептуальной модели.

А какие примеры вы можете привести? 🤔

Начать дискуссию