{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Виды трудоустройства для дизайнера. В чем разница и что выбрать?

Что видит начинающий пассионарный дизайнер, только что прошедший курс молодого бойца от Geekbrains или прослушавший очередной вебинар от Skillbox, когда открывает сайт с вакансиями? Как выбрать подходящий вид взаимоотношений с будущими работодателями и клиентами? В этой статье я постараюсь объяснить что такое фриланс, аутсорс, аутстаффинг и продуктовая компания, разобрать основные плюсы и минусы каждого из подходов, а также поделюсь личным опытом.

Фриланс

Работа фрилансера окутана вуалью романтизма. В массовой культуре образ фрилансера — это модный и независимый миллениал с макбуком, работающий из ближайшего Старбакса и зимует на Бали благодаря преимуществам удаленной работы. На деле всё далеко не так безоблачно, хотя плюсов хватает. Начинающий дизайнер-фрилансер на первых этапах своей карьеры будет испытывать дефицит опыта, из-за чего будет вынужден выполнять самую примитивную работу, за которую более опытные дизайнеры просто не хотят браться. Также недостаток опыта будет сильно сказываться на продуктивности, а следовательно — на доходах. Новички всегда работаю много, а получают мало, что по началу сильно демотивирует. Примерно через 6–12 месяцев, когда дизайнер уже поднабрался опыта, оброс полезными связями, а его портфолио пополнилось несколькими интересными кейсами, он подходит к первому важному шагу — к большому проекту с крупной компанией. Но многие компании не хотят работать с фрилансерами и предпочитают работать на основе контракта. На этом этапе многие дизайнеры идут по одному из двух путей — регистрируют себе юридическое лицо или переходят в штат компании.

Фриланс — это в первую очередь про ответственность, самостоятельность и планирование. Над вами не стоят проджект менеджеры и арт директора, которые могут прикрыть. Вы сами договариваетесь о стоимости своей работы и сами планируете свой график. И только на вас лежит вся ответственность за неустойки и ошибки.

  • Порог входа: Выпускник онлайн-курсов;
  • Плюсы: Свобода и независимость, работа из любой точки мира;
  • Минусы: Низкий доход на первых этапах, высокая степень ответственности, стирание границы между работой и личной жизнью, крупные компании не очень хотят отдавать фрилансерам серьезные проекты;
  • Доход: $–$$$

Аутсорс

Старт карьеры в студии разработки — отличное начало для дизайнера-новичка, который нуждается в обмене опытом. Особенность такого вида занятости в том, что на должность джуниора компании готовы брать сотрудников, не обремененных большим опытом, но с перспективой обучения сотрудника под нужды компании.

В аутсорсинговые агенства за разработкой обращаются как маленькие, так и крупные международные компании, что является отличной возможностью получить опыт работы, не доступный обычным фрилансерам. Работа в студии дает возможность поработать в команде под присмотром опытного наставника, научиться новым технологиям и инструментам, собрать сильное и диверсифицированное портфолио. Если вы попали в быстрорастущую студию с хорошей репутацией, то имеете все шансы за год-полтора из джуниора вырасти до крепкого миддла. К тому же, диджит агенство — отличная школа переговоров, ведь в компанию постоянно приходят новые клиенты, с которыми нужно взаимодействовать: участие в пресейлах и дискавери, защита концептов, согласование макетов и еще множество других активностей. Все это очень позитивно скажется на вашем навыке красноречия, а также даст вам более глубокое понимание того, как изнутри устроен процесс разработки.

Аутсорсинг — это огромное количество разных проектов, разных рынков и всё очень сильно зависит от конкретного заказчика — некоторые компании приходят за результатом, который они себе могут представлять совсем не так, как его представляете вы. Клиент всегда прав и последнее слово всегда за ним. Если ваша работа выполнена с приминением лучших практик и учитывает все потребности бизнеса, но клиент чем-то недоволен, то вы будете вынуждены подстраиваться под его мнение и вносить правки. В приоритете каждого проекта, который получает компания-исполнитель, стоит скорость, а не качества. Заказчик платит деньги за определенное количество часов работы и за результат который должен понравится ему, а не конечным пользователям.

Еще один минус — это бэнч (англ. bench). Иногда бывает, что сотрудник уже закончил текущий проект, но компании еще не успела подобрать следующий. Таким образом у него образуется свободное окно, которое нечем заполнить. Такое случается когда компания нанимает больше работников, рассчитывая на скорый запуск новых проектов, но из-за накладок какие-то проекты так и не были запущены. Стоит понимать, что бэнч — это не внеплановый отпуск и вам всё равно нужно будет приходить в офис и чем-то занимать 8 часов рабочего времени. Некоторые компании могу предоставить вам курсы повышения квалификации на этот срок, но чаще всего вы будете просто заниматься внутренней рутиной или подчищать хвасты на чужих проектах.

  • Порог входа: Уверенный Junior;
  • Плюсы: Работа в команде под руководстом опытного арт-директора, разнообразие проектов, отличная возможность быстро поднабраться опыта;
  • Минусы: Приоритет скорости, необходимость подстраиваться под субъективное мнение заказчика, бэнч;;
  • Доход: $$$

Аутстаффинг

Сразу отмечу, что данный тип трудоустройства может рассчитывать только специалист, уже имеющий за плечами определенный багаж опыта. Компаниям не выгодно на нанимать новичков, которых им потом будет сложно продать.

Если объяснять вкратце, то аутстаффинг —компания-посредник сдает в аренду рабочую силу другой компании под определенный проект на определенный срок. Иными словами, ты подписываешь контракт с одной компанией, а работаешь в другой. Знаю, звучит это крайне непривлекательно, но и у этого типа трудоустройства есть свои преимущества. Преимущества компаний-клиентов очевидны–у них нет необходимости искать специалиста, оформлять его в штат, платить ему зарплату или повышать его квалификацию–этим всем занимается компания-наниматель. Это сильно экономит средства и снижает риски. Но какие преимущества получаете вы как специалист?

В первую очередь — это возможность работать в команде разработки разнообразных компаний без необходимости устраиваться в них. Часто работа на аутстаффе подразумевает командировки в другие страны. При этом у вас нет необходимости оформлять рабочие визы — зарубежные командировки обычно планируются на такой срок, чтобы работник мог находиться по туристической визе, не превышая лимит прибывания. Возможность работы с иностранными заказчиками — это отличный опыт, но на этом плюсы заканчиваются.

Теперь о минусах: даже если вас заонбордят на проект для Google или Amazon, не стоит рассчитывать, что вы будете заниматься флагманскими продуктами компании. Чаще всего внешних специалистов нанимают для выполнения рутинных и неинтересных задач, на которые компания не хочет отправлять высокооплачиваемых штатных сотрудников. Также стоит понимать, что ваша зарплата будет кардинально отличаться от зарплаты сотрудников, работающий в штате компании, даже если вы выполняете одну и ту же работу с равной эффективностью. Это происходит от того, что компания-аустаффер живет за счет того, что платит вам только часть тех денег, которые получает за сдачу вас “в аренду”. Такое неравенство может подорвать вашу самооценку и демотивировать сотрудника.

Еще один минус — большинство заказчики требуют от компании-исполнителя полного отчуждением прав после завершения разработки. Этот факт может ударить по одной из главных нематериальных потребностей любого дизайнер–публикуемости и признании его трудов. Постоянный приоритет скорости работы и отсутсвие регулярной возможности публиковать результаты проделанной работы могут привести быстрому выгоранию.

  • Порог входа: Middle или Senior
  • Плюсы: Возможность работать в разных продуктовых командах без необходимости менять работодателя, заграничные командировки;
  • Минусы: Зарплата ниже, чем в среднем по рынку, осознание того, что для работдателя ты–рабочий ресурс, который нужно подороже сдать в аренду, маленькая вероятность попасть на интересный проект;
  • Доход: $$

Продуктовая компания

В продуктовой компании дизайнер не просто ресурс или исполнитель, а полноправный член команды разработки. Если в аутсорсе бывают случаи, когда разработка и верстка происходит на стороне заказчика и вы, как дизайнер, не имеет возможности контролировать качество реализации, то в продуктовой компании разработчики — это ваши коллеги, с которыми вы тесно сотрудничаете. Вы вольны предлагать решения и демонстрировать свое видинее продукта — инициативка снизу не наказуема, а наоборот приветствуется, если в итоге это может положительно повлиять на продукт. В отличии от остальных типов компаний, на сдаче макетов в разработку ничего не заканчивается. Дизайнер регулярно проводит ревью, следит за разработкой и тестирует гипотезы на пользователях. Продуктовая компания может себе позволить разработку с прицелом на инновационность и пользу для конечного пользователя, а не на скорость. Когда у вас нет прямого заказчика с жесткими временными рамками и субъективным мнением о том, что такое “хорошо”, у вас появляется гораздо больше пространства для креатива и экспериментов.

Попадая в штат, вы становитесь представителем компании, что дает определенные бенефиты — публикации от лица компании, участие в конференциях и ивентах, но и дополнительную ответственность—ваши неэффективные решения напрямую влияют на иммидж и прибыль компании (все ведь помнят “успешный” редизайн Кинопоиск в 2015?).

Работа над продуктов — это не линейный процесс, а бесконечный замкнутый циклы: MVP → тестирование → имплементация нового функционала → тестирование → редизайн → тестирование и т.д. Как и в аутсорсе, в продукте бывают периоды, когда задач оказывается меньше, чем дизайнером и тогда кому-то точно придется перекрашивать кнопки и разбирать запылившиеся задачи из бэклога.

В продуктовых компаниях нет такой ротации проектов, как в аутсорсе и поэтому к выбору компании нужно относиться крайне серьезно. Если вы пришли в продукт, в котором вы не заинтересованы как пользователь, то, вероятнее всего, рабочий процесс быстро превратится для вас в рутину и обязанность сидеть на рабочем месте с 10:00 до 18:00.

  • Порог входа: Middle или Senior
  • Плюсы: Глубокое понимание продукта и вовлеченность в каждый этап разработки, чувство причастности к большим проектам, всевозможные бенефиты;
  • Минусы: Медленный профессиональный рост, работа по поддержке продукта может быть скучной и крайне однообразной;
  • Доход: $$$$

Итог

Мой путь дизайнера начался со стартапа — это было тяжело, неприбыльно, но очень интересно. Это позволило мне понять ценность времени и доверительных отношений в коллективе, а также сделать вывод — научиться чему-то можно только совершая ошибки. Единственный способ понять, что из вышеперечисленного вам подходит больше, это пройти через это самостоятельно. Регулярная смена компаний и вида деятельности стали нормой в современном мире, а также отличной возможностью расширить свой кругозор, список полезных контактов и получить разносторонний опыт.

Дерзайте! ✌

0
2 комментария
DareToExplore

Получается, что у человека после курсов а-ля гикбрейнз нету пути кроме фриланса, но сейчас много стажировок (мало хороших, но все же), после которых можно остаться в продуктовой компании джуном

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин
Автор

Не только. Условно говоря, после курсов и практики, ученика можно классифицировать как джуна, которого спокойно можно брать в студию на позицию стажера

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда