Брендбук.

В процессе своей профессиональной деятельности я успел работал с десятками брендбуков. Видел отличные, хорошие и откровенно никакие (таких, к сожалению, большинство). В этой статье я подробно разберу что такое брендбук, что в нем должно содержаться, чего быть не должно и как со всем этим работать.

– Дайте мне вон ту фарфоровую кису.
– Это не киса, это Семён Михайлович Будённый!
Об идентичности брендов до степени смешения

Дисклеймер: Автор не использовал для написания данной статьи AI. Автор использовал в данной статье только те материалы, с которыми или над которыми работал в процессе своей профессиональной деятельности.

Задачи и цели

Brandbook, Brand Guide, Brand Manual, Brand Guidelines, VIS/CIS (Visual/Corporate Identity System), Design Guide. По сути, названия одного и того же. Цели и задачи брендбука наиболее точно, на мой взгляд, отражает термин Visual Identity System (Система визуальной идентификации). Брендбук - это документ, регламентирующий, в первую очередь, визуальную сторону бренда и, соответственно, это документ про дизайн бренда для сотрудников департаментов управления брендом.

Задача брендбука состоит в том, чтобы ваш бренд всегда однозначно визуально идентифицировался потенциальным покупателем, пользователем, клиентом и вызывал стойкую ассоциативную связь с производимыми вашей компанией (компанией клиента) товарами/услугами под брендом, описанном в брендбуке

Цель брендбука – поддержание и укрепление степени узнаваемости бренда на рынке товаров/услуг.

Далее по тексту я сокращаю слово брендбук до ББ, как его всегда и называют в разговорах между собой маркетологи, бренд-менеджеры, дизайнеры и т.д.

Безусловное содержимое

ББ по содержимому можно разделить на три группы:

С. Малый бизнес
Небольшой производящий/продающий услуги/товары бизнес, основная часть продвижения которого приходится на Web и электронные презентации. Минимум полиграфии и мерча.

B. Средний бизнес

Продвижение услуг/товаров по всем основным каналам. Web, наружка, ТВ, участие в отраслевых ивентах, необходимость оформления офисов, производственных помещений, торговых площадок в реале, производство в значимых количествах мерча и раздаточного материала.

А. Крупный бизнес
Национальные и наднациональные/международные организации. Безусловное участие в международных ивентах, периодическая организация собственных ивентов международного уровня, продвижение по всем доступным каналам. Нужно отметить, что, как правило, ББ крупных компаний, работающих в сегменте B2B, меньше, чем, к примеру, ББ средних компаний работающих в B2C. Причины объяснять не стану - тут и так всё очевидно. Но для компаний работающих в одном сегменте характерно правило: А=А+В+С, В=В+С, С=С. То есть, чем крупнее бизнес, тем больше информации, как правило, содержит в себе документация регламентирующая бренд.

Далее разбираю по порядку что должен содержать ББ:

1. Логотип. Вертикальный+горизонтальный варианты.

Реализация отображения логотипа в FIFA World Cup Russia 2018 Brand Manual Core Assets
Реализация отображения логотипа в FIFA World Cup Russia 2018 Brand Manual Core Assets

2. Эмблема (если есть). Вертикальный+горизонтальный варианты.

3. Эмблема+лого. Вертикальный+горизонтальный варианты.

4. Варианты лого и эмблемы для любых вероятных видов отображения:

  • CMYK-версия
  • RGB-версия
  • Pantone-версия
  • B/W-версия
  • Greyscale-версия
  • 1 Color-версия

5. Цвета логотипа и эмблемы

Реализация описания цветов логотипа и эмблемы в UEFA EURO 2020 Brand Guidelines. Обратите внимание, что полноцветная версия отличается от остальных наличием в ней градиентов.
Реализация описания цветов логотипа и эмблемы в UEFA EURO 2020 Brand Guidelines. Обратите внимание, что полноцветная версия отличается от остальных наличием в ней градиентов.

6. Охранные зоны логотипа

Реализация отображения охранных зон в FIFA World Cup Russia 2018 Brand Manual Core Assets
Реализация отображения охранных зон в FIFA World Cup Russia 2018 Brand Manual Core Assets

7. Минимально допустимые размеры логотипа для всех вероятных видов отображения (см. п. 4)

Дополнительно, для ББ для категорий А и В необходимо добавить минимально допустимые размеры логотипа и эмблемы и примеры использования для таких видов нанесения, как тиснение, конгрев, фольгирование, печать по невпитывающим поверхностям, шелкография/тампопечать, вышивка, гравирование по нестандартным материалам (кожа, стекло и т.п.) в зависимости от потребностей клиента.

8. При необходимости, для категорий А и В можно добавить логотип на языках, отличных от оригинала.

Реализация представления национальных лого в Coca-Cola Identity Standarts.
Реализация представления национальных лого в Coca-Cola Identity Standarts.

9. Цвета бренда (они могут отличаться от цветов логотипа и эмблемы)

Fanta. Color Palette. Visual Identity System and Execution Guidelines 2009. RGB отсутствует. Реализована палитра фирменных цветов крайне бестолково. Вертикальные, плохо читаемые текстовые описания цветов не облегчают использование данного документа. 
Fanta. Color Palette. Visual Identity System and Execution Guidelines 2009. RGB отсутствует. Реализована палитра фирменных цветов крайне бестолково. Вертикальные, плохо читаемые текстовые описания цветов не облегчают использование данного документа. 

Современные стандарты подразумевают минимальное цифровое описание цветов бренда в следующих видах (для ББ категории C):

  • CMYK
  • RGB
  • HEX
  • Pantone

Для ББ категорий А и В могут понадобиться дополнительные описания цветов в палитрах:

  • TCX (текстиль)
  • Madeira (полинеоновые нити для вышивки)
  • RAL (самоклеящиеся плёнки, краски и многое др.)
  • TPX/TPG (Текстильные красители на бумаге)

10. Элементы бренда

FIFA Confederations Cup Russia 2017 Official Look. Очень грамотная послойная система отображения элементов бренда: Background/Action/Foreground.
FIFA Confederations Cup Russia 2017 Official Look. Очень грамотная послойная система отображения элементов бренда: Background/Action/Foreground.

11. Запреты. Правильно/Неправильно

Данных разделов в ББ может быть несколько: для логотипа и эмблемы, для элементов бренда, для фотоматериалов, для примеров оформления сувениров/полиграфии/объектов и т.д.

Don'ts. Sprite Identity System. 2010
Don'ts. Sprite Identity System. 2010

12. Примеры оформления

  • Web
  • Полиграфия
  • Мерч
  • Презентации
  • Оформление документов (бланк, визитка, конверт)
  • Применение фотоматериалов

Для ББ категорий А и В могут быть добавлены примеры оформления (в зависимости от потребностей) для:

  • Мероприятий
  • Партнёрских программ
  • ТВ-отбивок
  • Выставочных стендов
  • Торговых точек
  • Интерьеров офисов и представительств
  • Наружной рекламы
  • И пр.
ББ партнёрской программы Coca-Cola | Sochi 2014. В данном случае описание визуализации партнёрской программы было вынесено в отдельный ББ. 2010
ББ партнёрской программы Coca-Cola | Sochi 2014. В данном случае описание визуализации партнёрской программы было вынесено в отдельный ББ. 2010

13. Шрифты.

Шрифты могут быть отрисованы на заказ по вашим эскизам или взяты из открытых источников (Google Fonts), но они должны быть отражены в ББ в рамках тех начертаний, которые могут быть использованы для представления данного конкретного бренда. Количество начертаний может быть небольшим. Например, если выбранная вами для текстовых блоков гарнитура имеет 18 начертаний, трёх-пяти начертаний может оказаться вполне достаточно. Зависит от задач.

В дополнение к перечислению того, что должен содержать в себе ББ необходимо упомянуть о форме содержания:

  • Оптимальный формат для сохранения ББ - PDF. Лучше, к сожалению, на данный момент не придумали.
  • ББ должен быть максимально векторным. Т.е., если элемент был изначально отрисован в векторе, не стоит его растеризовать. Расчёт на то, что дизайнер работающий с этим ББ, сможет его открыть в Adobe Illustrator и без каких-либо проблем взять оттуда любой необходимый ему элемент.
  • PDF должен быть в RGB, но к нему должна прилагаться папка с рабочими AI-файлами всех описанных в ББ элементов дизайна, эмблем, логотипов в той цветовой системе и с теми значениями цвета, которые описаны в соответствующих разделах ББ c понятными названиями и список этих файлов должен быть отображён в теле документа.
    Например: Logo_ vertical_CMY_positive.ai или Emblem_plus_logo_horizontal_greyscale_negative.ai и т.д.
    Все названия файлов должны быть на латинице и без пробелов и точек, т.к. некоторые виды старого полиграфического оборудования могут просто не понять названия файлов на кириллице или содержащих пробелы, знаки препинания, служебные знаки в названиях, а авторы ББ не могут заранее предвидеть в чьи руки попадёт данный материал и на каком оборудовании его могут обрабатывать. Вместо пробелов в названиях файлов обычно используется нижнее подчёркивание.
  • Конечно же, дополнительно обязательно прилагается папка с файлами описанных в ББ начертаний шрифтов (не более и не менее).
  • ББ должен верстаться в InDesign или в Illustrator. НЕ В COREL!
    Подробнее о причинах такого подхода читайте в моей статье опубликованной ранее.

Чего в ББ быть не должно

Во многих ББ из тех, с которыми я сталкивался в процессе работы, "налита вода". "Вода" это разделы имеющие название "Миссия компании", "Миссия бренда", "Перспективы бренда" и т.п.

Короче, всё, что о стандартном "бла-бла-бла" политруков от маркетинга, PR и высшего руководства к ББ не должно иметь никакого отношения и, уж тем более, не содержаться в нём, так как ББ - это официальный документ о визуальной составляющей бренда. Не о социальной ответственности, не о достижениях к 2100 году, не об экологических инициативах или гуманитарных ценностях. Не стесняйтесь отчётливо говорить "Нет!", когда вас ненавязчиво просят вставить что-то подобное в готовящийся вами документ.
Из моей практики сразу вспоминается случай, когда мне пришлось редактировать ББ, подготовленный агентством для одного мероприятия федерального масштаба. Урезано было около 40 процентов объёма. Создавалось ощущение, что менеджеры агентства по своему (не совсем верно) понимали что такое ББ и специально лили воду для объёма, хотя в целом ББ был вполне качественный в той части, которая касалась описания непосредственно дизайна.

В качестве примера ББ крупных игроков хочу разобрать ББ ЧМ-2018 в России. Он состоял из 7-ми частей, не считая 3-х частей ББ Кубка конфедераций 2017.

1. Assets - первая из двух основных частей ББ. Включала описание логотипа, эмблемы, официального написания наименования мероприятия, кубка и официальных постеров городов-организаторов. 116 стр.

2. Look and Feel - вторая из двух основных частей ББ. Включала описание применения элементов стиля, паттерна, иконок. 133 стр.

3. Stakeholders - включала описание применения лого и эмблемы с партнёрскими лого, эмблем городов-организаторов, партнёрского логострипа, лого кампаний и проектов. 103 стр.

4. Official Mascot - часть включала описание официального талисмана и правила его применения. Была выпущена в свет после выбора и утверждения официального талисмана ЧМ. 95 стр.

5. Guest Management. Отдельный ББ для мероприятий, где был задействован протокол. Свои цвета элементов дизайна и правила оформления пространств, сувениров, раздаточных материалов. 78 стр.

6. Predraw. Отдельный ББ для предварительной жеребьёвки. 36 стр.

7. Самая небольшая часть, стоявшая особняком и касавшаяся использования символики FIFA в Интернет. 13 стр.

ББ ЧМ-2018 по футболу - это лучший ББ из встречавшихся в моей практике. При работе с ним казалось, что не существует ситуаций, которые бы не были описаны в нём, но и сил в его написание было вложено очень и очень немало.

Описанное выше, в рамках данной статьи - это минимальный базовый набор того, что должен содержать нормальный ББ, с которым потом будет удобно работать целевой аудитории – дизайнерам и бренд-менеджерам. Не забывайте о том, что ББ - это живой документ и он может и должен изменяться и дополняться.

Если по прочтению данного материала у вас остались какие-то вопросы, публикуйте их в комментариях, постараюсь ответить максимально полно.

Начать дискуссию