От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Привет, меня зовут Евгений Вакулич, 3D-дженералист студии Akademia. У меня разноплановый пул задач: рисую концепты, моделирую, потом настраиваю текстуры и в анимацию могу. В общем, занимаюсь всем, что связано с 3D-графикой. Хочу поделиться историей своего профессионального пути: обучение, разочарование и поиск работы. Думаю, это поможет избежать ошибок и новичкам, и тем, кто, как и я, во взрослом возрасте и состоявшейся карьере, решил все изменить и войти в сферу дизайна.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Как и откуда меня занесло в 3D

До того как прийти в профессию, я работал в банке менеджером клиентского сервиса. Ездил на встречи и открывал счета для клиентов. Это занимало почти весь день: с утра до вечера, с небольшим промежутком времени для семьи. Все началось случайно: однажды я наткнулся на работы одного 3D-художника. Это было в 2017 году. Его стилизованные лоупольные модели меня буквально заворожили. Но понятия не имел, в какой программе он работает. Я знал популярные программы вроде Cinema 4D или 3D Max, но его стиль сильно отличался. Это интриговало и я начал поиски.

В параллель основной работе начал изучать векторную графику, освоил Adobe Illustrator, прошел платный курс. Но что-то не пошло. Я думал, буду создавать логотипы или макеты для сайтов, но удовлетворения от процесса не было. Тогда наконец наткнулся на Blender. И тут все сложилось: оказалось, что тот самый художник, чьими работами я восхищался, работал именно в нем. Я начал изучать Blender самостоятельно.

Как войти в профессию: ступень 0

Хочу сразу сказать: у меня нет никакого художественного образования. Это важный момент, потому что многие думают, что для работы с 3D нужно уметь рисовать. Я же рисую ужасно, мои дети справляются лучше.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Войти в профессию можно с любым стартовым капиталом. Даже если нет художественных навыков или пришел в 3D совсем из другой сферы. У меня в этом смысле бинго.

Главное, это любовь к визуалу и насмотренность. Для того чтобы получить первые азы в 3D достаточно базового курса, который в среднем длится месяца 3, а дальше уже вопрос способности к обучению, софт-скилов и стратегии — об этом и поговорим подробнее.

Ищите коммьюнити

Я начал изучать Blender с базовых уроков в свободном доступе, но довольно быстро понял, что этого недостаточно. Продвижение шло медленно и я чувствовал, что буксую на месте. Тогда я решил пойти учиться, на этот раз в одну из онлайн-школ. В итоге я получил даже какой-то диплом по окончании, но после завершения курса столкнулся с реальностью: я повторял уроки, но не знал, что делать дальше. Самостоятельные работы выходили ужасными. В какой-то момент я понял, что мне не хватает поддержки и общения с другими 3D-художниками. Я решил присоединиться к одному 3D-сообществу и купил у них базовый курс, больше ради комьюнити. Общение с другими новичками, которые тоже только начинали путь, стало для меня настоящим прорывом. Я начал оценивать их работы, давать советы, получать обратную связь — и это помогло мне значительно вырасти.

Не ждать быстрых результатов

Только спустя 2 года с момента прохождения первого обучения произошли серьезные успехи. Одна из моих работ по 2D-концепту принесла мне звание лучшего Blender-артиста года по мнению Blender Artists Community.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Это был важный момент — я бросил работу в банке и полностью посвятил себя 3D и тогда я уже почувствовал, что начинаю что-то понимать и уметь.

К этому моменту я усвоил один из главных уроков, — не рассчитывать на быстрый результат. Я долго ждал прогресса и это сильно меня демотивировало. По жизни я быстро учусь, но мне всегда было трудно принимать поражения. Если что-то не получалось с первого раза, я мог бросить это, решив, что дело не моё. Сейчас, с возрастом и опытом, я стал терпимее к неудачам. Главное, не сравнивать себя с более опытными мастерами, потому что это только демотивирует. Да, нужно развивать насмотренность, но не требовать от себя такого же результата на старте, как от профи из индустрии. Важно дать себе время и трезво оценивать, в какой точке ты сейчас находишься.

Регулярность

Для многих сложно интегрировать обучение в свою жизнь. Но без регулярной практики вы будете стоять на месте, поэтому лучше заниматься каждый день понемногу, чем раз в неделю, но подолгу. У меня есть семья, дети, две собаки, и я выбрал время, когда жена укладывала детей. В этот час я садился за компьютер и занимался 3D. Даже полчаса в день — уже шаг вперед. Главное, делать это регулярно.

То, как я пытался повторить 2D-артистов. Слева 2D, справа — моя работа в 3D 
То, как я пытался повторить 2D-артистов. Слева 2D, справа — моя работа в 3D 

Сначала мне было сложно начать. Я часто сидел перед пустым экраном, не зная как подступиться. Тогда я стал брать простые 2D-референсы и переводить их в 3D. Это помогло мне понять пропорции, стилистику, научиться работать со светом. Со временем, я начал понимать, как правильно выставлять свет, создавать красивую картинку и это стало приносить результаты.

В какой-то момент осознал, что важно не только повторять, но и применять знания на практике. Я старался создавать свои работы, даже если они сначала выходили не очень удачными. Так я нарабатывал опыт, который впоследствии привел меня к первым успехам.

Работа 2021 года 
Работа 2021 года 

Как правильно копировать

Когда пытаешься воспроизвести работу в 3D один в один, ты получаешь результат, но копию, если и можно положить в портфолио, то навыки самостоятельного создания работы с 0 это не развивает. В начале своего пути я воссоздавал 3D на основе 2D-работ, и это помогло мне начать развивать свой стиль. Кстати, это отличный способ популяризировать свой бренд, особенно если работаешь по концептам известных авторов.

Работа по концепту Арманда Серрано — художника, рисующего для Disney, Marvel, Sony 
Работа по концепту Арманда Серрано — художника, рисующего для Disney, Marvel, Sony 

Многие создатели откликаются, особенно если им нравится твоя версия. Порой они даже делают репост твоей работы, что даёт тебе мощный буст в сообществе, также, тебя могут отметить работодатели. Я помню, как однажды сделал работу по концепту художника, который рисовал для Disney, Skydance, Marvel, Sony. Когда он репостнул мою работу, я почувствовал невероятный прилив мотивации.

Формирование портфолио

Если бы мог вернуться назад, я бы иначе формировал портфолио, работал и выкладывал больше работ. Я думал, что двух работ хватит, чтобы меня заметили, но это оказалось совсем не так. Каждая работа, которую ты выкладываешь в портфолио, может принести отклик. Важно не бояться выкладывать то, что далеко от идеала. Это помогает преодолеть страх критики, который очень стопорит на самом старте.Регулярная публикация работ увеличивает шансы на предложения о работе, и я заметил, что каждый новый кейс приносит волну активности. Опять же, здесь важна регулярность.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Диверсификация площадок

Один из ключевых моментов в продвижении — это диверсификация. Важно не распыляться на все платформы подряд, а выбрать несколько, которые подходят именно вам.

Для медийного присутствия и пиара я выбрал Instagram* (деятельность организации запрещена на территории РФ). Эта платформа отлично подходит для создания движухи вокруг вашего бренда. Профессиональные контакты я предпочитаю искать на Behance — здесь чаще всего работодатели обращают внимание на работы. ArtStation, например, больше ориентирован на гейм-индустрию, которая меня интересовала на начальных этапах. Однако со временем я понял, что мне туда не нужно, хотя продолжаю выкладывать свои работы.

Когда я накопил определенное количество работ, решил попробовать другие площадки. Dribbble, например, показал низкую конверсию — один-два лайка под работой, и я понял, что это не моя платформа. Возможно, дело в оформлении работ или просто неудачное попадание в аудиторию. В итоге я забросил Dribbble.

Одной из неожиданных платформ стал Pinterest. Я долго сомневался, стоит ли использовать его в качестве портфолио, так как у меня там не было подписчиков. Но, как оказалось, если алгоритмы платформы «подхватывают» ваш пин, это может привести к тысячам просмотров. Однажды один из моих пинов набрал десятки тысяч просмотров, что привело к значительному трафику на мой сайт (ссылку на него я цеплял в каждом посте).

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Хотя я не выкладываю работы на Pinterest так активно, как на других платформах, я продолжаю поддерживать там присутствие. Интересно, что иногда даже в инкогнито-режиме мне попадаются мои же работы, когда я что-то ищу на Pinterest — это мотивирует продолжать.

Поиск работы: прощание с иллюзиями

В этом пункте потребуется жирный дисклеймер: я уволился из банка ради работы в 3D, но никому не советую повторять мой опыт! Да, после этого у меня пошло развитие, но вместе с тем пришел долгий период поиска работы и разочарование. Когда я начинал свой карьерный путь, я наивно верил в обещания курсов о «гарантированном трудоустройстве». Но реальность оказалась иной — никто ничего тебе не гарантирует. После курсов ты оказываешься наедине с рынком труда, где всё зависит только от тебя. Поэтому не делайте резких движений, научитесь встраивать новую профессию в свой график и сделайте этот переход максимально плавным, насколько это возможно.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Первые отказы: как не сдаваться

Когда сталкиваешься с первыми отказами, это всегда тяжело. Причем, даже когда ты уже прошел определенный путь, отказы могут все так же сильно бить по самооценке. Были моменты, когда я чувствовал себя полностью разбитым и думал, что ничего не добьюсь. Был случай, когда я был уверен на все 100%, что меня возьмут. Обсудили с компанией условия, я выполнил тестовое, а потом работодатель заявил, что здание выполнялось слишком медленно, а я попросил слишком много денег. Я был в шоке, ведь никаких дедлайнов они не ставили, а я не спрашивал, и все этапы работы утверждались без нареканий. Это был момент, когда руки просто опустились, и я начал сомневаться в себе.

Но знаете что? Такие ситуации проверяют вашу внутреннюю силу. Важно не сдаваться, даже когда, кажется, что все идет не так. Да, поддержка близких людей очень помогает.

С женой Олей
С женой Олей

Моя жена всегда была моим главным фанатом, оставляла восторженные комментарии под каждой моей работой, что очень поддерживало меня. Но одной поддержки извне недостаточно, потому что важно самому верить в себя.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Поддержка сообщества и самоподдержка

Когда ты получаешь позитивные отзывы от коллег, это вдохновляет и помогает не опускать руки. У меня есть друг, который делал модели для Microsoft Flight Simulator. Когда он хвалит мои работы, особенно за освещение, это очень мотивирует. Но для этого нужно продолжать выкладывать свои работы, даже если они кажутся тебе неидеальными. «Идеальное — враг хорошего» — стоп-слово на случай 30-го круга полировки модели.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Мы все знаем, что иногда приходится выкладывать «какашки», как я их называю. Эти недоделанные проекты, которые я считал неудачными. В какой-то момент они накопились, я решил, что пора их закончить. И знаете, когда я начал доделывать эти работы, я понял, что они не такие уж плохие. Важно хвалить себя за усилия, даже если результат не идеален.

T5 // Rockorder. 2023 год 
T5 // Rockorder. 2023 год 

Иногда делаю работы, которыми очень горжусь, но они не всегда получают большой отклик в соцсетях. Это может расстраивать, но главное помнить, что поставленная задача выполнена круто и это важно для вас. Иногда я пересматриваю свои работы и думаю: «Неужели это я сделал? » Это помогает двигаться вперед и не бросать начатое.

Нужно продолжать работать над собой и своим мастерством. Путь к успеху не всегда прямой и важно принимать свои ошибки и неудачи как часть процесса. Каждый шаг на пути к цели важен, даже если он кажется маленьким и незначительным.

The Pony Project. 2024 год 
The Pony Project. 2024 год 

Почему пошел в студию, а не остался на фрилансе

Когда я фрилансил до Akademia, все было довольно комфортно. Сам выбираешь проекты, сам решаешь, что делать и кайфуешь от свободы. Например, был заказ на карту в стиле 80-х в изометрии — легкие деньги и минимум усилий. Но если честно, профессионального роста от таких задач почти не было. Деньги-то заработал, но вот реально чему-то новому не научился.

Работа в студии — совсем другая история. Тут уже не отвертишься от сложных и порой неудобных задач. Но именно такие челленджи и дают реальный рост. Это как тренировка: хочешь стать сильнее — бросай себе вызовы. В студии получаешь проект, который никогда раньше не делал, и ты такой: «Окей, придётся разбираться, учиться новому, пробовать, ошибаться и снова пробовать». И в конце концов, ты становишься на шаг ближе к мастерству.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

На фрилансе у тебя есть выбор: хочешь — бери задачу, хочешь — откажись. Но в студии всё по-другому. Ты в команде и не взять задачу просто невозможно. Плюс, в студии всегда есть поддержка и обратная связь, которые реально важны. Учишься каждый день, даже на таких мелочах, как добавление царапинки на текстуре по совету арт-директора.

На фрилансе можно было просто отказаться от сложной задачи, если не уверен в своих силах. В студии это не вариант. И даже если проект тебе не по душе, ты всё равно растешь как специалист. Например, делаешь фирменный стиль для компании, который тебе не нравится. Это неудобно, но зато ты выходишь из зоны комфорта и расширяешь свой арсенал навыков.

В студии работаешь с разными большими заказчиками — Сбер, Альфа-Банк, Росатом. Это не только крутое портфолио, но и бесценный опыт, который на фрилансе не получишь. А когда видишь свою работу на билборде или по телевизору, осознаешь, что сделал что-то реально значимое. Это вдохновляет и дает силы продолжать.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

На фрилансе ты можешь выполнить что-то крутое, но даже не узнать, где и как это использовали. Просто получил деньги и всё, работа исчезла в неизвестности. А в студии делаешь графику для крупного заказчика, видишь её на огромных экранах или в телеке, и понимаешь — это видел весь город, а может, и вся страна. И это невероятно круто.

Анимация для центрального экрана в рамках форум-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» в Гостином дворе

Как я попал в студию Akademia

Здесь дам один важный совет новичкам: не бойтесь откликаться на вакансии, даже если они вам кажутся неподходящими. Я когда-то тоже старался искать идеальные для себя предложения, где прямо так и написано: «3D-моделлер». Создавал «удобные» резюме на Headhunter, искал и ждал, но таких вакансий практически не было. В итоге я начал креативить, создал кучу разных резюме под разные названия: 3D-дизайнер, 3D-художник, 3D-артист и начал откликаться на всё подряд.

Я помню как наткнулся на вакансию в Akademia. Прошло какое-то время мне написал Иван (Иван Пронин — дизайн-директор студии Akademia), говорит: «Слушай, я тут разгребал входящие сообщения и нашел твой отклик, который ты отставлял. Не хочешь попробовать выполнить тестовое?» Я уже и забыл, что когда-то откликался на вакансию, которая вообще была не по моему профилю — они искали motion-дизайнера, а я в основном 3D занимаюсь. Да и работаю я в Blender, а у них весь пайплайн в Cinema 4D. Думаю, ну всё, шансов нет.

Но Иван мне сказал: «Вот тебе тестовое задание, сделай, посмотрим, что у тебя получится.» Я взялся, сделал, ему понравилось. И вот он мне пишет: «Добро пожаловать в Akademia!». Мы договорились, что со временем я перейду на Cinema 4D, хотя до сих пор не уверен, как это у меня получится. Зато я точно понял одну вещь: важно не бояться и пробовать себя в новом, даже если, кажется, что не потянешь.

Процесс найма в Akademia запомнился мне больше всего. В отличие от других мест, где нужно было строго следовать ТЗ, здесь была творческая свобода. Иван сказал: «Сделай концепт так, чтобы тебе не было стыдно положить его в портфель». Никаких жёстких рамок, только референс и свобода творчества. Оценивать работу он обещал субъективно, просто по принципу «Круто или не круто». И это было так ново после всех тех бюрократических требований, с которыми я сталкивался.

От экономиста до 3D-дженералиста: моя история профессиональной трансформации

Теперь я выполняю в студии разные задачи: от концепт-дизайна до 3D и motion-дизайна. И забавно то, что я оказался на позиции, на которую, как мне казалось, вообще не подхожу.На самом деле, это история о том, как важно быть упорным. Я разослал сотни резюме, большинство из них просто проигнорировали, некоторые отказали, но в итоге один из моих откликов был замечен. Возможно, к тому моменту я уже дозрел до нужного уровня, и вот оно — предложение, которого я ждал.

Еще один совет для новичков: не расстраивайтесь, если никто не хочет брать вас без опыта. Это стандартная ситуация, все хотят готовых специалистов. Я сам, когда закончил экономический факультет, пытался найти работу по специальности, но везде требовался опыт, а у меня его не было. В итоге пошел работать в кальянную. Потом были годы работы в банке, но всё это время продолжал учиться, искать себя и возможности, лишь бы получить шанс. И вот, в Akademia этот шанс мне дали.Суммируя все сказанное — дайте себе время. Не спешите и не «сжигайте мосты», просто планомерно бейте в одну точку и тогда не может не получиться. Окружите себя людьми из проф.коммьюнити, но соревнуйтесь только с собой. Смотрите смело в лицо отказам, но продолжайте откликаться на вакансию и однажды вы найдете свою «Akademia».

1010
55
11
3 комментария

Очень красивые работы🔥

3
Ответить

спасибо🖤

Ответить

Сообщество, регулярность, делать то что нравится 🔥

2
Ответить