Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

Всем привет! Меня зовут Аня Шумахер, больше десяти лет я руковожу агентством, одно из основных направлений которого — коммерческая иллюстрация.

Сразу хочу сказать, что мой обзор на востребованные стили касается индустрии рекламы. Если вы работаете с книгами или в геймдеве, то мои выводы и примеры наверняка покажутся вам не самыми адекватными. Выбирая стили, которые я считаю востребованными на сегодняшний день, я опираюсь на два основных источника.

1. Во-первых, это мой личный опыт и проекты моей команды.

Как дизайн агентство широкого спектра услуг, мы день за днем рисуем иллюстрации для рекламы, упаковки, тестирования концепций, использования в веб-дизайне и по прочим очень конкретным коммерческим направлениям. В нашей практике редко встречаются книги, хотя иногда такое бывает. Мы редко рисуем для журналов и периодики, почти никогда не рисуем для конкурсов, выставок или просто для души. Думаю, в целом понятно, с какими направлениями я работаю. Кратко всё это можно назвать “коммерческая иллюстрация”. Безусловно, в издательском деле или в игровой индустрии художники тоже получают деньги за свою работу и их деятельность относится к коммерческой, но в этих направлениях совсем другие стили, принципы работы и даже терминология. О них я судить не берусь.

2. Второй источник знания о востребованных стилях для меня — наблюдение за работами коллег по индустрии.

Причем как российских и зарубежных коллег, а также чтение блогов представителей агентств. Обычно это только подкрепляет мои выводы о трендах, так как в их работах я редко вижу что-то, чего не бывает в нашей практике. С завистью могу заметить, что в некоторых агентствах есть авторы по направлениям, которые у нас не закрыты. Рассказывать буду и о них тоже, а не только о том, что есть в нашем портфолио.

Сразу хочу оговориться, что я делюсь своими знаниями из практики агентства, не претендую на академичность и полную объективность. Поэтому если вы хотите поспорить про термины вроде “это не стиль, а техника! не направление, а жанр”, то даже не начинайте. Статья не для учебника, а для тех, кому интересно, что сейчас актуально в коммерческой иллюстрации, и как рисовать, чтобы находить заказы. Я выделила несколько направлений, актуальных на мой взгляд.

Флэт (flat design)

Она же “плоская” иллюстрация. Популярность флэта не проходит, и вряд ли пройдет в ближайшее время. Стиль востребован благодаря универсальности, легкости создания, легкой воспроизводимости в серию и скорости создания иллюстраций. Его можно исполнить в растре или векторе, можно поменять иллюстратора, если прошлый уехал в отпуск, можно легко редактировать. Классно, что флэт может быть очень разным — более модным, авторским, стильным. А может быть совсем простым. Изящно простым и близким к минимализму или“тупо”простым во всех смыслах.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?
Иллюстрация для <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F186660355%2Filljustracii-dlja-psb-korporativnaja-programma&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ПСБ Банк</a>.
Иллюстрация для ПСБ Банк.

Флэт хорош для веб-дизайна, элементов интерфейса, всяких иконок или небольших графических элементов, поэтому в этом стиле часто рисуется иллюстрация для сайта. Впрочем, использование может быть любым. Создать интересную иллюстрацию, разработать стильных персонажей, сделать не примитивно, а прямо хорошо в этом стиле тоже можно.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

Реализм в иллюстрации

Можно иметь сколько угодно авторов и стилей в портфолио агентства, все равно найдутся проекты, когда понадобится реализм. Академичное, правильное, не искаженное изображение объектов или персонажей почти всегда зачем-нибудь нужно. Конечно, реализм может выглядеть по-разному.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

Это может быть акварельный рисунок, может быть карандаш или имитация каких-то материалов, может быть цифровой рисунок. Сама суть реалистичного рисунка сводится к умению рисовать, которое есть далеко не у всех дизайнеров и иллюстраторов. Если вы успешно закончили художественное учебное заведение, а потом к своим навыкам добавили владение фотошопом (или другими инструментами), то успех в коммерческой иллюстрации почти гарантирован.

Реалистичная акварельная иллюстрация для упаковки соков Рич. Больше про проект <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F72342297%2FWatercolor-fruits-for-juice-packs&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>.
Реалистичная акварельная иллюстрация для упаковки соков Рич. Больше про проект по ссылке.
Реалистичная иллюстрация лимонов для <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F167793953%2FGin-Lable-Design-for-BASTA-Urban-Italian&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дизайна этикетки</a>
Реалистичная иллюстрация лимонов для дизайна этикетки

Фотореализм и гиперреализм

Продолжение темы реализма, только более гипертрофированное. Популярность фотореализма обусловлена в том числе и тем, что многих заказчикам кажется, что зритель так лучше понимает суть коммуникации. Раньше такие изображения создавались в основном путем коллажирования и ретуши, дорисовок.

Сейчас большую часть работы в этом стиле на себе берут нейронки, человеку остается лишь выбрать генерации и накинуть руками финальные штрихи. Однако на деле это не так просто, как звучит. Никуда не делась необходимость понимать в основах рисунка и композиции, а также вносить серии корректировок от клиентов. Причем работа по комментариям и доработки обычно занимают гораздо больше времени, чем создание самой иллюстрации. В случае с использованием нейросетей это соотношение только смещается в сторону длительности этапа доработок.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

Персонажи

Сфера применения персонажей безгранична — от маскота бренда до героя комикса, от создания упаковки до книжной иллюстрации. Еще одно направление, где сегодня сильно помогают нейросети, особенно на этапе поиска идеи. Дальше начинается серьезная работа. Если персонаж нужен для серийного использования и цикл его жизни не ограничен одним использованием, то понадобится целая библия эмоций и карта поз. Разработка дизайна персонажа — это не просто нарисовать картинку с героем, это создание характера, продуманные состояния и ситуации, глубокий детальный образ.

Разработка персонажа. Процесс
Разработка персонажа. Процесс
Поиск и разработка эмоций персонажа
Поиск и разработка эмоций персонажа
Разработка дизайна персонажа для приложения Додо. Больше про проект <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F186826789%2FMobile-game-illustration-for-Dodo-Pizza&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>.
Разработка дизайна персонажа для приложения Додо. Больше про проект по ссылке.

Стилистика исполнения может быть любой или почти любой. Популярны персонажи в псевдо-3D, в детской стилистике, во флэте, в популярных комиксных стилистиках. Для примера многогранности персонажей и разнообразию стилей, в которых они могут жить, давайте рассмотрим несколько совсем непохожих друг на друга примеров. Ниже приведен пример разработки персонажа для мороженого Salme Jumps. Очаровательная объемная бабуля живет не только на упаковке, про нее даже сняли ролик. Больше материалов проекта можно посмотреть по ссылке.

 Разработка персонажа для упаковки. Очаровательная объемная бабуля живет не только на упаковке, про нее даже сняли ролик.
Разработка персонажа для упаковки. Очаровательная объемная бабуля живет не только на упаковке, про нее даже сняли ролик.

А на следующем примере плоские герои для упаковки Додо Пиццы. Тоже классные, но стиль совсем иной.

Плоские, но харизматичные персонажи для упаковки Додо Пиццы.
Плоские, но харизматичные персонажи для упаковки Додо Пиццы.
Железный Макс. Персонаж, разработанный наши для серии комиксов по заказа РЖД.
Железный Макс. Персонаж, разработанный наши для серии комиксов по заказа РЖД.
Персонажи Эльфы, украшающие коробки конфет несколько лет подряд. Каждый год новые сюжеты.
Персонажи Эльфы, украшающие коробки конфет несколько лет подряд. Каждый год новые сюжеты.
Персонаж рекламной кампании сладостей Барни.
Персонаж рекламной кампании сладостей Барни.

Дудлы

Они же каракули. Популярное направление в иллюстрации, приобретающее новые и новые формы. Если изначально дудлами называли этакие совсем каляки, то со временем стиль преобразовался в более аккуратный, коммерчески привлекательный, но всё еще хаотичный по своей сути. Здесь конечно проще показать, чем рассказать. Давайте посмотрим на примере нескольких работ.

Пример использования дудлов в дизайне упаковки. Больше <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F191653091%2FMatrix-Package-illustrations&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">про проект по ссылке</a>.
Пример использования дудлов в дизайне упаковки. Больше про проект по ссылке.
Процесс создания <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F83053327%2FPoster-for-Dodo-Pizza&postId=1487405" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дудлов</a> от эскиза до чистового лайна. 
Процесс создания дудлов от эскиза до чистового лайна. 

Многофигурная иллюстрация. Виммельбух

Это даже не стиль, а скорее подход, ставший трендом в иллюстрации и дизайне. Граничащая с дудлами история, если рассматривать ее с точки зрения наполненности. Многофигурная иллюстрация может быть выполнена во многих стилях и техниках, дудлы не уникальны для нее. Это может быть любая графика, изометрия и даже пиксель арт. Суть этого тренда сводится к тому, что в плотной многофигурной иллюстрации легко “залипнуть”, потому что ее хочется рассматривать. Обилие деталей затягивает зрителя в историю, зашитую в иллюстрацию. Бренды удачно используют это свойство, чтобы создавать цепляющую упаковку, принты, а также проводить различные акции и активации с запрятанными в сюжетах призами.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?
Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

3D иллюстрация

Последние несколько лет наблюдаю восходящий тренд на 3D иллюстрацию. Запросы на нее когда-то были редкими, сейчас же мы смотрим по сторонам и постоянно ищем новых авторов. Это направление в нашем агентстве требует больше талантливых рук, так что я буду рада получить новые хорошие портфолио. Среди прочего, 3D иллюстрация активно используется в веб-дизайне. Также про рост тренда можно судить по тому, что сейчас многие дизайнеры и иллюстраторы имеют среди своих навыков как минимум основы создания 3D иллюстрации (а иногда и анимации), что еще лет пять назад трудно было себе представить.

Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?
Стили иллюстраций. Мода, спрос, тренды. Что покупают, а что нет?

Что еще? А еще много всего, например, минимализм, детская иллюстрация, гравюра, наив, имитация ретро иллюстрации, комиксы всех мастей, от аниме до Марвела и обратно. Плюс всегда есть то, что нельзя отнести к какому-то конкретному стилю или направлению, что можно назвать авторским стилем или комбинацией стилей. И это что-то может ни к чему не относиться, не соответствовать трендам и моде, но быть таким классным, что заказчик все равно найдется. О стилях иллюстрации можно говорить бесконечно. В статье я постаралась рассказать о самых актуальных стилях на сегодняшний день, но тренды регулярно меняются.

Пишу это для того, чтобы иллюстраторы, если они меня читают, не бросали свои любимые направления и не гонялись за трендами. Это стоит делать, только если вы действительно универсал и вам нравится стилизоваться под разные стили. Или если один из них вам хорошо дается.

Пример авторского стиля. Иллюстрация Саши Ломатченко
Пример авторского стиля. Иллюстрация Саши Ломатченко

Узнать больше про иллюстрацию или подискутировать о стилях можно в моем канале для авторов.

Если вы хотите заказать иллюстрацию или обсудить проект, то приглашаю вас в канал нашего агентства.

Буду рада вашим комментариям или примерам популярных стилей, о которых я не упомянула. Если я упустила что-то действительно востребованное сегодня, напишите мне, я с удовольствием дополню статью.

1414
3 комментария

Еще очень интересен вопрос, что популярнее растр или вектор? По ощущениям все-таки вектор, потому что его можно легко масштабировать без потери качества - когда персонаж нужен и на этикетку, и на билборд, например. Растр же с такой задачей не справится …

Ответить

Для разных задач разные форматы. Нельзя сказать однозначно, что популярнее. Вектор действительно легко масштабируется, но не припомню ситуации, чтобы кто-то хотел использовать на билборде ту же самую иллюстрацию, что и на упаковке. Скорее всего все равно будет переработка и адаптация под формат. И растр, и вектор востребованы по разным причинам. Там и вес файла, и стилистические особенности, и возможности использования.

Ответить