Карьерный рост для дизайнеров: 4 шага к быстрому повышению

«Хочешь повышения — прояви инициативу». Знакомый совет? Вы работаете сверхурочно, предлагаете идеи, вас хвалят, но к повышению не приближаетесь. Если это ваш случай — давайте разберём, как проявлять инициативу, которая действительно приведёт к карьерному росту.

Карьерный рост для дизайнеров: 4 шага к быстрому повышению

Ситуация, которая описана, мне знакома не понаслышке: я проходил через этот опыт. На тот момент я работал в Яндексе. В компании раз в полгода проходило ревью. Если дизайнер соответствовал ожиданиям — то сохранял свой грейд. Если превосходил — получал повышение.

Превзойти ожидания — значит решить важные для бизнеса задачи, взявшись за них по собственной инициативе. Правда, «важность для бизнеса» можно трактовать по-разному. В начале своей карьеры я был уверен, что достаточно внимательно всмотреться в продукт и придумать решение боли пользователей, которую до меня никто не вылечил. Казалось бы, вот он, быстрый путь к повышению: нашёл проблему – решил ее – доказал свою ценность.

По такой схеме я создал концепты для двух продуктовых проблем, потратив 72 часа свободного времени. Я провёл интервью с пользователями, собрал прототипы, подготовил презентацию и запитчил идеи руководству. И в итоге… не получил никаких осязаемых результатов. Ничего не было реализовано — у компании были другие приоритеты.

Концепт Яндекс.Музыки на Apple Watch — тот самый проект на 72 часа
Концепт Яндекс.Музыки на Apple Watch — тот самый проект на 72 часа

Наступив на грабли пару раз, я решил проанализировать, что делал не так. В конце концов, я понял: корень проблемы – в том, как я понимал пользу для компании. Замечать проблемы пользователей и предлагать их решения — это хорошо, но недостаточно.

Важно применять продуктовый подход не только к продукту, но и ко внутренним процессам компании — уметь слышать и понимать существующие проблемы, которые разделяют или уже пытаются решить ваши коллеги. Это и есть — правильно проявлять инициативу.

Далее я расскажу, с кем стоит говорить, чтобы выявить проблемы, и как поступать с результатами вашего исследования, чтобы превратить их в реальность – и наконец получить повышение.

Шаги

  1. Поиск идей
  2. Интервью с коллегами
  3. Реализация
  4. Анализ проделанной работы

Шаг 1: поиск идей

Прежде всего нужно найти проблему, решение которой и вам, и бизнесу принесёт пользу. На этом этапе постарайтесь собрать как можно больше идей.

Выпишите сложности, с которыми сами сталкивались в ходе работы, поспрашивайте коллег об их рабочих болях, загляните снова в цели компании. А ещё посмотрите отзывы пользователей в Appstore и Google play. Имеет смысл почитать не только про ваш продукт, но и про продукты конкурентов. Так вы узнаете об интересных и популярных фичах, которые можно было бы позаимствовать, а также о косяках и проблемах, которых стоит избегать и вам.

Далее – приоритезация собранных идей. Отсортируйте их по следующим параметрам:

  • сложность реализации
  • ценность для компании
  • ценность для вас

Ищите проекты, которые закрывают как можно больше потребностей – и ваших, и компании.

Пример: у вас есть две задачи. Первая — обновить пак иконок, что вы уже делали не раз. Вторая — организовать дизайн-систему, в работе с которой у вас пока недостаточно опыта. Обновление иконок будет полезным для продукта, но не даст вам роста как специалисту. А вот работа с дизайн-системой принесёт пользу и компании, и вам: вы улучшите свои дизайнерские и управленческие навыки.

Шаг 2: интервью с коллегами

Итак, вы собрали идеи, которые, на ваш взгляд, могли бы помочь бизнесу. Теперь, следуя заветам продуктового дизайна, следует их проверить, а заодно узнать о проблемах вашей команды. Это можно сделать, общаясь с коллегами по компании. В целом, процесс такой же, как у интервью с пользователями, но есть пара нюансов.

1. Не составляйте список вопросов — принципиально важны три:

  • Что хочется исправить в первую очередь и зачем — как в коммуникации с дизайн-командой, так и в компании в целом?
  • Что точно не стоит менять?
  • Какие цели вы ставите перед собой и как определяете, когда они успешно достигнуты?

В остальном – стройте диалог по ситуации. Следуя заранее составленному списку вопросов, вы только ограничите себя и коллег. Заданные вами рамки могут помешать найти ценные инсайты, поскольку проблемы не всегда находятся там, где вам кажется. Дайте как можно больше свободы вашему собеседнику – и внимательно его слушайте.

2. Не начинайте со своей гипотезы

Сперва выслушайте коллегу и узнайте о его проблемах и целях. Так вы сможете расширить и уточнить картину происходящего в компании. Оставить обсуждение вашей гипотезы можно на вторую половину разговора.

3. Говорите с разными отделами

Чем больше точек зрения, тем проще вам будет сложить глобальную картину и компенсировать собственные слепые пятна. Скажем, вы знакомы с болью разработки, но устранять ее будет долго и сложно. Пообщавшись с другим отделом, вы, возможно, найдёте проблемы, которые будут более острыми и при этом не такими трудными для решения.

Пример: Коллеги из QA рассказали, что в мобильном приложении часто находят визуальные баги уже после релиза. Оказалось, что дизайнеры пропускают этап проверки готовой верстки, так как уведомления теряются в потоке рабочих писем. Чтобы это исправить, мы с коллегой из QA создали Telegram-бота, который напоминал команде о необходимости финальной проверки. В результате бета-версии всегда проходили ревизию у дизайнеров перед релизом.

4. Общайтесь с руководителями

Хотите получить мета-взгляд на стратегию и проблемы бизнеса? Идите к руководителям. Они могут рассказать о своих задачах и направлениях работы. На этом этапе вы сможете собрать проблемы, которые прежде не замечали, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы и заручиться поддержкой коллег, желающих решить те же проблемы, что и вы.

Шаг 3: реализация

Окей, вы собрали гипотезы и готовы приступать. Впереди самое главное: много часов труда и непредвиденные сложности. И всё это в свободное от работы время — прощайте, выходные и крепкий сон.

Поделюсь несколькими лайфхаками, которые помогли мне не выгореть и не сдаться на середине этого пути.

1. Не теряйте связь с реальностью

Поставьте для себя промежуточные цели – и сверяйте их с актуальной ситуацией в компании. Ведь приоритеты и острые боли могут меняться, а вместе с ними и ценность выбранной вами проблемы. Хорошей идеей будет договориться с арт-директором и спрашивать у него фидбек по вашим текущим результатам. Так вы сможете убедиться, что движетесь в верном направлении.

Если вы чувствуете, что подул ветер перемен, попробуйте подстроиться под него или выберите новую идею. Это лучше, чем делать то, что бизнесу не пригодится, убеждая себя в обратном.

2. Обращайтесь за помощью

Если ощущаете, что силы постепенно вас покидают, предложите коллаборацию коллеге, которому нравится трудиться над утомительными задачками.

Если у вас нет чёткого понимания, как решать задачу, обратитесь к экспертам. В корпорациях это редко практикуется – и потому ещё более ценно. Наверняка, кто-то из коллег уже работал над похожим кейсом и может дать вам совет.

Пример: менеджер поручил мне редизайн главной страницы Авто.ру (часть Яндекса). Я начал собирать референсы, но этого было недостаточно — мне хотелось понять логику решений за макетами. Коллеги подсказали, что команда Яндекс Go уже работает над похожей задачей. Я встретился с их арт-директором, и он поделился опытом и метриками. Это помогло нам ускорить процесс и избежать ошибок.

3. Наладьте тайм-менеджмент

Сайд-проекты имеют обыкновение растягиваться. Поэтому закладывайте время на проект с запасом.

Чтобы не перегрузить себя, начните с одного сайд-проекта параллельно основной работе, даже если он небольшой и состоит из небольшой задачи на несколько часов. Спустя некоторое время попробуйте взять ещё одну задачку — так вы постепенно нащупаете комфортный для себя уровень нагрузки.

4. Подготовьте коллег

Люди часто сопротивляются переменам, даже если те направлены на улучшение. Чтобы избежать негативной реакции, заранее выясните, насколько коллеги готовы к изменениям и вашей инициативе.

Для этого можно использовать матрицу «Отношение — осведомлённость». Она покажет, на каком этапе вы находитесь: узнавание, интерес или поддержка. Ваша задача — плавно провести команду через эти стадии, вовлекая коллег в процесс. Так вы улучшите отношение к вашим идеям и избежите конфликтов и недопониманий.

Карьерный рост для дизайнеров: 4 шага к быстрому повышению

Пример: когда новый дизайнер предложил изменить дизайн-систему, все были рады. Но он не учёл, что команду нужно подготовить: показать результат и собрать фидбэк. Радикальные изменения оказались слишком внезапными, ведь с ними почти не советовались. И коллеги их не приняли. Конфликт удалось разрешить только когда наладили регулярную коммуникацию: все знали, что происходит, и могли вовремя давать обратную связь.

Шаг 4: анализ проделанной работы

Вы провели исследование, смогли заручиться поддержкой коллег и реализовать проект. Вы молодец. Но пока рано расслабляться и отдыхать. Чтобы и дальше расти, нужно понять, что получилось хорошо, а каких ошибок впредь стоит избегать. И ещё не забудьте рассказать о своих успехах другим.

  1. Определите, помог ли проект решить проблему. Если да, смело готовьте описание кейса для ближайшего ревью, чтобы повысить свой грейд. Лучше всего, если помимо описания у вас будут какие-то метрики, позволяющие оценить результаты. Если нет, доработайте проект, чтобы достичь нужных результатов.
  2. Поделитесь своими достижениями. Не стесняйтесь показывать успешные кейсы на встречах с командой дизайна и другими отделами. Это поможет вам заручиться поддержкой коллег и продвинуться по карьерной лестнице. Подкрепите рассказ аналитикой. Если её нет, показывайте результат и расскажите, как к нему пришли (например, провели 20 интервью). А ещё поделитесь своими идеями о будущем проекта. Возможно, у вас даже есть концепты, которые вы также можете показать.
  3. Сохраняйте историю задач. Продолжайте анализировать свои действия и работайте над ошибками. Если ваш проект оказался неудачным, выясните, где всё пошло не так, и определите, как избегать подобных промахов в будущем. И пробуйте снова.

Вероятно, вы сейчас задаётесь вопросом: неужели нельзя как-то иначе, чтобы не жертвовать своими выходными и драгоценным сном?

Отвечаю: выход есть – попробуйте поженить инициативу и рядовые рабочие задачи. Правда, тут понадобится подготовительная работа и некоторая доля везения.

Инициатива как рабочая задача

Первый способ – ищите точки роста в текущих задачах. Попробуйте найти возможности для улучшений в ваших текущих задачах. Начните с вопроса о том, можно ли масштабировать решение. Допустим, вы делаете фильтры для страницы. Присмотритесь к соседним разделам сайта или приложения: вдруг этой функции не хватает и в других местах?

Второй способ не выгореть – превратить свою инициативу в рабочую задачу. Для этого вам нужно убедить менеджмент. Это непросто, но возможно. Приведу пример из своей практики.

Ещё пример: долгое время мы работали над дизайн-системой «подпольно», в свободное время. Но когда понадобился редизайн сайта, стало ясно, что без полноценной системы не справимся — компонентов почти не было даже у разработки. Я подготовил презентацию для топ-менеджеров, объяснил важность системы и план работы. Это сработало: проект включили в рабочие задачи, и команда смогла заниматься проектом в рабочие часы.

Чтобы убедить руководство, заранее подготовьтесь к защите своего решения. Ëмко сформулируйте проблематику и основные тезисы. Особенно хорошо – если вы сделаете простую презентацию, где будут макеты и комментарии. Дизайнерские украшения тут не нужны: главное – чтобы ваши идеи поняли.

Перед защитой я обычно прогоняю своё выступление перед коллегой, который в теме, но не принимает финальное решение. Это позволяет отточить подачу, избавиться от волнения и подготовиться к возможным вопросам.

Третий способ — оптимизируйте свой рабочий процесс. Найдите способы ускорить выполнение задач и освободить время для сайд-проектов в течение рабочего дня. Вот несколько идей:

  • Двигайтесь более короткими итерациями. Находите небольшие окна в течение дня, старайтесь работать регулярно и часто сверяться со своими промежуточными целями.
  • Анализируйте свою продуктивность и отмечайте, где возникают трудности. Если буксуете на этапе концепта, не углубляйтесь в детали — начните с общей идеи. Фиксируйте в календаре, чем занимались в течение дня, и через пару недель проанализируйте собранные данные.

  • Запланируйте исследования. Если вам не хватает контекста для понимания проблемы, инициируйте исследование. Договоритесь об этом этапе с менеджером.

Кстати, подробнее о своих лайфхаках для успешного тайм-менеджмента я рассказывал в статье «Как управлять собой, когда управляешь командой».

One more thing

Собственная видимость в компании — ещё один фактор карьерного роста. Чтобы ваши достижения не остались незамеченными, важно рассказывать о проделанной работе. В четвёртом шаге я уже описывал, как это сделать, но хочу ещё раз подчеркнуть: даже если вы выполните все вышеперечисленные действия, без этого ваши усилия могут просто не заметить — особенно в крупных корпорациях.

Подведём итоги

Перечислим ещё раз все приятные результаты, которых можно добиться, проявляя инициативу правильно.

Повышение ценности в команде

Работая над реальными проблемами, вы облегчаете жизнь коллег и бизнеса. Благодаря этому вы станете на голову более ценным специалистом, а руководитель увидит в вас потенциал для повышения.

Развитие экспертности

Процесс работы над проектом, в котором вы лидер — тяжёлый и включает в себя аспекты менеджерской работы. Вам предстоит решать проблемы, с которыми вы ранее не сталкивались – например, выбивать ресурсы под проект. Хотя нагрузка будет больше, чем обычно, вы приобретете опыт, который выходит за рамки ваших стандартных рабочих задач. А это ценно на любом рынке.

Ценные проекты для портфолио

Проекты, которые вы инициировали — отличный способ продемонстрировать свои умения. Даже если не все идеи удастся реализовать, вы сможете рассказать о проделанной работе и полученных уроках. Это поможет вам выделиться среди других кандидатов.

Интерес к работе и развитию в карьере

В конце концов, все мы хотим чувствовать востребованность и уверенность в своих силах. А когда вы видите, что ваш труд приносит результаты и вас ценят — это мотивирует расти и дальше.

Если статья показалась интересной, рекомендую посмотреть запись вебинара на эту же тему. В нём я более детально разобрал тему, привёл больше примеров и ответил на вопросы участников.

77
11
1 комментарий

Кстати довольно понятно и адекватно описано что нужно сделать

2
Ответить