Почему Apple больше не заботится о дизайне?

Почему Apple больше не заботится о дизайне?

Первые несколько лет iPhone менялся каждый год. Потом все возмущались, что 6, 6s и 7 почти не отличались. Три года без большого редизайна. С выхода iPhone X (2017) всё, что мы получили — это заострение краёв. А потом снова небольшое закругление. 7 лет без глобального редизайна и 4 года (с выхода остроугольного iPhone 12) без какого-либо заметного обновления внешнего вида. 🤔 Почему дизайн айфона почти перестал меняться?

А почему при этом постоянно меняется задний блок с камерой?

Очевидно, задний блок с камерой — это значок. Как погоны 🎖 Чтобы было видно, что у тебя самый новый айфон.

iPhone X, 2017 год
iPhone X, 2017 год

Но почему тогда у Pro моделей задний блок вообще с выхода линейки не меняется? А это 5 лет.

Немного рушит теорию, что Apple нужно каждый год что-то менять, чтобы было видно, что ты купил дорогую и не всегда необходимую вещь. Pro дороже, но в руке человека iPhone 11 Pro от iPhone 16 Pro, особенно в чехле, с первого взгляда не отличишь.

iPhone 11 Pro, 2019 год. Камера меньше, но из-за совпадения формы при беглом взгляде этого не видно. Особенно под углом и/или в чехле.
iPhone 11 Pro, 2019 год. Камера меньше, но из-за совпадения формы при беглом взгляде этого не видно. Особенно под углом и/или в чехле.

И если нужно что-то менять, почему MacBook Air или iPad менялись всего один раз?

А Apple Watch вообще ни разу?

Почему Apple больше не заботится о дизайне?

И вообще, нужен ли редизайн для девайсов, чье железо обновляется каждый год?

Мне все эти вопросы кажутся очень интересными. Независимо от вашего отношения, чисто экономически Apple играет главную роль в сфере дизайна, как софта, так и железа. Не потому что они самые лучшие, а потому что они самые большие. И они задают направление.

А ещё они очень богатые и очень Data-Driven. А значит, скорее всего, под всеми решениями есть какие-то гипотезы и прогнозы. А по скорости наращивания оборотов в разных направлениях можно понять, считают ли они гипотезы успешными или нет.

Сведение этих вопросов до простого «Да это просто маркетинг.» или «Да это просто капитализм, деньги зарабатывают, а инноваций нет.» — это, во-первых, глупо, потому что ни на какие вопросы не отвечает, во-вторых, лишает Apple субъектности, а в-третьих, лишает вас, как дизайнера/маркетолога/гика/интересующегося, попытаться разобраться в интересном пласте способов принятия решений (дизайн-решений) компанией, которая с помощью этих дизайн-решений уже стала лидером (по измеримым параметрам) в нескольких больших отраслях огромных индустрий и продолжает раз в несколько лет выходить и захватывать новые рынки 🎧⌚🥽

(Лайк, если заметил манипулятивный приём «соломенное чучело» 🤭)

Понимаю, длинное вступление. Но очень часто даже среди дизайнеров вижу, что по интересным темам происходит уход в отрицание глубины вопросов. Давайте разберёмся:

а. Вопросы есть.

б. На них нет простых, поверхностных ответов.

в. Ответы эти помогут понять, как устроены самые влиятельные в мире дизайн-решения.

И тут бы я добавил от себя:

г. Нам не нужно залазить в голову стратегам Apple — да и не сможем. Наш анализ может быть совсем в другой плоскости. Но это не лишает его ценности. Это не точные науки, это гуманитарное направление, а значит, границы явлений и объектов нужны для структуры, чтобы было с чем работать, а не как отражение объективных границ.

Явное противоречие — с одной стороны Apple заявление о снижении своего Carbon Footprint, а с другой провоцирует покупать и обновляться каждый год тем, что задерживает выход функций, ограничивает старые модели, и самое важное, каждый год обновляет «символ».

Apple 2030 манифест
Apple 2030 манифест

Обновление символа самое важное. Вспомним средневековую традицию владельцев замков жарить тушу дичи целиком на вертеле. Огромное количество дорогих дров, десятки часов работы прислуги, а качество — часто сомнительное. Но подать такое на стол означало одно: «Я могу тратиться на необязательные вещи 💰».

И это не что-то глупое и пафосное. Символы нам нужны. Мы все люди, и как люди мы не можем не опираться на условности, знаки и форматы. И форматы эти определяем не мы сами, и не рациональным путём. Это просто данность. Отрицаете один формат символического ранжирования? Уверяю вас, участвуете в десятках других “игр”.

Вы же уже много прочитали, наверное и дальше собираетесь? Я устал подбирать картинки, давайте дальше без них, ладно?
Вы же уже много прочитали, наверное и дальше собираетесь? Я устал подбирать картинки, давайте дальше без них, ладно?

Противоречие — с одной стороны, компания заявляет о заботе о природе, а с другой — выпускает обновления, подталкивая нас покупать новые устройства. И традиционный вывод — это лицемерие 🤡 Но это слишком простой подход, правда? Такой вывод мог бы сделать подросток-максималист, у которого мир разделён на чёрное и белое. Мы же с вами понимаем, что мир состоит из оттенков серого (на самом деле коричневого (на самом деле кроваво-красного)).

Добавить сюда можно, что carbon footprint — это по-прежнему не мейнстрим идея:

1 По-прежнему не так много людей вовлечено в это настолько, чтобы это было драйвером покупки.

2 Даже среди вовлечённых не так много готовых просто поверить в зелёные заявления.

3 Базовый ресёрч темы экологии показывает, что рекламные посылы не то чтобы что-то действительно важное для экологии обещают.

Почему тогда Apple делает на это упор?

Очевидно тратит деньги не только на маркетинг, но и на какие-то действия в эту сторону?

Разве не логично было бы, если наплевать на экологию, менять дизайн (и все сборочные процессы) каждый год, и тем самым ещё больше провоцировать продажи?

🧠 Моя теория: Зеленое направление — это более понятная упаковка для других мотивов, которые играют гораздо более экономически важную роль, задевают всех (в отличие от green move) покупателей, но сложнее для объяснения и понимания.

Чем система сложнее, тем чаще и проще она выходит из строя. Поэтому чем дальше (зачеркнуто: в лес) в усложнение, тем аккуратнее надо быть. Тем больше себя подстраховывать и с технологической точки зрения, вводя обновления которые куда-то ведут, но не меняют опыт использования принципиально и резко. И с психологической точки зрения, когда знакомый образ ассоциируется с определённой стабильностью. Привычный дизайн и внешний вид способен даже немного компенсировать потенциальные проблемы 📱

Всё это причина консерватизма. И так вышло, что консерватизм оказалось просто упаковать именно в green. Оказалось бы это ближе к diversity, упаковали бы в это. В отличие от Privacy, в направление, важность которого для позиционирования Apple я верю, как в возможность противопоставляться в очень выгодном ключе, в green move я верю, только как во внешне приятное объяснение более сложных внутренних решений.

Cамое простое — выпускать телефоны раз в 4-5 лет. Для этого есть всё. Кроме финансовой заинтересованности.

Если продолжать философски душнить, то конечно вспоминается Жан Бодрийяр со своими симулякрами и гиперреальностью. В контексте Apple, Бодрийяр бы сказал, что продукты компании — это не просто технологии, а символы и знаки, которые функционируют как симулякры. Это значит, что мы покупаем не столько телефон или компьютер, сколько идею — символ статуса, идентичности, новизны. iPhone становится символом гиперреальности: его реальная функция часто отходит на второй план по сравнению с образом, который он представляет. Люди покупают не телефон, а «мечту», «идею успеха», «принадлежность к элите». И это один из самых дешевых способов купить себе «элитность». Дешевле только паль брендов.

А ещё конечно «Общество спектакля» Ги Дебора. Та же мысль, но немного с другой стороны. Я его тут упоминаю скорее тоже как знак. Типа смотрите, я знаю не только мейнстримных Бодрийяра и Хайдеггера, но и парня, которого вы не знаете, я вот так пытаюсь доказать, что я якобы интеллектуальная элита.

Проблема символов в том, что если их постоянно обновлять, они устаревают. Поэтому, чтобы сохранять их высокую ценность, нужно идти на хитрости, и миксовать циклы обновления и инфляции символов. И мне кажется, у Apple отлично это получается именно на примере iPhone. С другими девайсами так не вышло, а у iPhone сбалансированный, слегка непредсказуемый и многослойный цикл обновления.

Есть базовый уровень — обычный iPhone, которые обновляются и меняют знак каждый год. Но есть ещё один запрос, типа «Я могу себе позволить новый и дорогой айфон, но я также не хочу выглядеть, как тот, кто пытается купить себе дешевый знак успеха 😎 Я нитакусик.» и тут отлично справляется Pro линейка. Которая отличается от всех не Pro девайсов, но при этом сама себя почти без изменений копирует много лет. И вот прямо в этот посыл ровно попадает.

И вот этот баланс, между «ready-to-hand» консерватизмом, и постоянной инфляцией знаков Apple и балансирует. Судя по измеримым финансовым показателям, лучше чем кто бы то ни был. И сложность в том, что предсказать и точно просчитать это заранее нельзя, поэтому Apple выпускают телефоны, и за счёт массовости получают очень яркий сигнал рынка (не обзоров, не мнений, финансов), который умеют читать и интерпретировать.

Поэтому вопросы к вам:

Зачем вам iPhone?

Подпишитесь на мой телеграм канал, где я вот такие вот эссе со своего огромного дизайнерского и преподавательского опыта пишу?

Вы уже понимаете и признаёте ценность айфона, как символа, или продолжаете обманывать себя, придумывая рациональные причины?

22
11
2 комментария

Мне кажется, ежегодное обновление айфонов логично сочетается с декларацией снижения карбонового следа. С одной стороны, это коммерческая компания, цель которой — прибыль. Плюс она работает на конкурентном рынке, и если выпускать обновления раз в 4-5 лет, то обновляющиеся каждый год конкуренты займут большую долю рынка. Плюс это рынок высоких технологий, и если значимых изменений в дизайне и функциональности нет, то люди всё равно каждый год получают более продвинутый продукт, так как отдельные составляющие системы становятся быстрее, энергоэффективнее и так далее. С другой стороны, стремясь снизить карбоновый след, компания показывает, что осознаёт наносимый (ей и всеми остальными, кто играет по сложившимся правилам рынка) вред и даже что-то предпринимает.