Заказчик взыскал со студии миллион убытков за использование чужого шрифта

Расскажу о деле, в котором заказчик взыскал с дизайн-студии убытки из-за использованного в макетах и логотипе шрифта стороннего правообладателя без разрешения. И расскажу, что делать дизайнерам, чтобы не оказаться в такой ситуации.

Меня зовут Василий Рождествин, я адвокат по интеллектуальной собственности. Занимаюсь в том числе правами на шрифты. Например, я выиграл дела о шрифтах на упаковках «Азерчая», книгах «Эксмо», водках «Росспиртпрома» и многие другие.

Заказчик взыскал со студии миллион убытков за использование чужого шрифта

Фабула дела. Студия создала для заказчика фирменный стиль, логотип и некоторые макеты. Как и было предусмотрено договором между студией и заказчиком, студия передала исключительное право на весь дизайн в полном объеме. Но при этом логотип и макеты были набраны сторонним шрифтом и он же был указан в брендбуке как константа стиля. Заказчик использовал дизайн, что обнаружил правообладатель шрифта и предъявил претензии. В итоге заказчик приобрел лицензии на шрифт, но стоимость лицензий потребовал взыскать со студии.

Суд первой инстанции и апелляция отказали в иске. Не буду утомлять нюансами: стороны спорили о квалификации договора, определении результата и так далее. Вряд ли вас это заинтересует.

Оговорюсь, что в рассматриваемом деле я принимал участие только частично, но в том числе на определяющей стадии - в процессе пересмотра решения в Суде по интеллектуальным правам. Именно этим судом в процессе кассационного рассмотрения были сформулированы правовые позиции, важные для этого и всех последующих подобных дел.

Суд по интеллектуальным правам отменил решение и согласился с нашей позицией:

«Поскольку из материалов дела явно усматривается, что ответчик осуществил соответствующие работы по договору и передал истцу результат, явно не свободный от прав третьего лица (ответчиком не оспаривалось, что у него отсутствуют какие-либо права на использованный им шрифт), и использование данного шрифта нашло прямое воплощение в переданных по договору объектах, выводы судов о том, что общество передало результаты, свободные от прав третьих лиц, прямо противоречат имеющимся в деле доказательствам.»

Постановление СИП от 25.04.2024 по делу А40-67147/2023

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции взыскал убытки. Решение пока не вступило в законную силу, но это не имеет значения, так как правовые позиции Суда по интеллектуальным правам в силу вступили.

Что делать дизайнеру, чтобы не оказаться в такой ситуации? Ниже альтернативные варианты по мере убывания привлекательности:

1. Первым и очевидным решением будет приобретение необходимых лицензий на шрифт у правообладателя. (Лицензии нужно приобретать на имя заказчика – большинство лицензий для дизайнера не дает заказчику права использования шрифта. Лицензии должны охватывать все предполагаемые способы использования шрифта. Как-нибудь напишу о сложившихся на рынке шрифтовых лицензиях и их нюансах.)

2. Но лицензии могут быть дорогостоящими и заранее настолько увеличивать стоимость проекта может быть неразумно. Да и сам шрифт может быть выбран только в процессе исполнения договора. В таком случае внесите в договор условие о том, что права на использованные шрифты очищаются заказчиком самостоятельно, а в акте укажите наименования и правообладателей использованных шрифтов.

3. Если такое условие внести в договор невозможно (например, по причине использования заказчиком утвержденных форм договоров), то нужно оговорить хотя бы в актах, что в результатах работ (макетах, веб-сайте и т.п.) использован сторонний шрифт, на который необходимо приобретать лицензию. Такой вариант не исключает предъявления к вам претензий относительно качества и стоимости работ, но хотя бы уменьшает вероятность того, что с вас регрессом взыщут убытки за нарушение авторских прав.

Если кому-то вдруг захочется почитать тексты судебных постановлений по делу, то номер дела А40-67147/2023.

Если вам интересны вопросы правовой охраны шрифтов, то предлагайте в комментариях интересующие темы, которые можно осветить в рамках небольших статей

55
1 комментарий

Суммы впечатляют! Взяла себе в пост для соцсетей ваш кейс, в последнее время прямо бороться и доказывать приходится заказчикам, что лицензирование это важно

1
Ответить