Заказчик взыскал со студии миллион убытков за использование чужого шрифта
Расскажу о деле, в котором заказчик взыскал с дизайн-студии убытки из-за использованного в макетах и логотипе шрифта стороннего правообладателя без разрешения. И расскажу, что делать дизайнерам, чтобы не оказаться в такой ситуации.
Фабула дела. Студия создала для заказчика фирменный стиль, логотип и некоторые макеты. Как и было предусмотрено договором между студией и заказчиком, студия передала исключительное право на весь дизайн в полном объеме. Но при этом логотип и макеты были набраны сторонним шрифтом и он же был указан в брендбуке как константа стиля. Заказчик использовал дизайн, что обнаружил правообладатель шрифта и предъявил претензии. В итоге заказчик приобрел лицензии на шрифт, но стоимость лицензий потребовал взыскать со студии.
Суд первой инстанции и апелляция отказали в иске. Не буду утомлять нюансами: стороны спорили о квалификации договора, определении результата и так далее. Вряд ли вас это заинтересует.
Оговорюсь, что в рассматриваемом деле я принимал участие только частично, но в том числе на определяющей стадии - в процессе пересмотра решения в Суде по интеллектуальным правам. Именно этим судом в процессе кассационного рассмотрения были сформулированы правовые позиции, важные для этого и всех последующих подобных дел.
Суд по интеллектуальным правам отменил решение и согласился с нашей позицией:
«Поскольку из материалов дела явно усматривается, что ответчик осуществил соответствующие работы по договору и передал истцу результат, явно не свободный от прав третьего лица (ответчиком не оспаривалось, что у него отсутствуют какие-либо права на использованный им шрифт), и использование данного шрифта нашло прямое воплощение в переданных по договору объектах, выводы судов о том, что общество передало результаты, свободные от прав третьих лиц, прямо противоречат имеющимся в деле доказательствам.»
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции взыскал убытки. Решение пока не вступило в законную силу, но это не имеет значения, так как правовые позиции Суда по интеллектуальным правам в силу вступили.
Что делать дизайнеру, чтобы не оказаться в такой ситуации? Ниже альтернативные варианты по мере убывания привлекательности:
1. Первым и очевидным решением будет приобретение необходимых лицензий на шрифт у правообладателя. (Лицензии нужно приобретать на имя заказчика – большинство лицензий для дизайнера не дает заказчику права использования шрифта. Лицензии должны охватывать все предполагаемые способы использования шрифта. Как-нибудь напишу о сложившихся на рынке шрифтовых лицензиях и их нюансах.)
2. Но лицензии могут быть дорогостоящими и заранее настолько увеличивать стоимость проекта может быть неразумно. Да и сам шрифт может быть выбран только в процессе исполнения договора. В таком случае внесите в договор условие о том, что права на использованные шрифты очищаются заказчиком самостоятельно, а в акте укажите наименования и правообладателей использованных шрифтов.
3. Если такое условие внести в договор невозможно (например, по причине использования заказчиком утвержденных форм договоров), то нужно оговорить хотя бы в актах, что в результатах работ (макетах, веб-сайте и т.п.) использован сторонний шрифт, на который необходимо приобретать лицензию. Такой вариант не исключает предъявления к вам претензий относительно качества и стоимости работ, но хотя бы уменьшает вероятность того, что с вас регрессом взыщут убытки за нарушение авторских прав.
Если кому-то вдруг захочется почитать тексты судебных постановлений по делу, то номер дела А40-67147/2023.
Если вам интересны вопросы правовой охраны шрифтов, то предлагайте в комментариях интересующие темы, которые можно осветить в рамках небольших статей
Привет, я — Александра, юрист для digital-агентств и фрилансеров. Сегодня на примере своего кейса расскажу о том, как мой договор спас веб-дизайнера в суде.
Привет! Я Евгений Костромин, юрист и основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin. СМИ массово пишут - мол, скоро всех нас ждет бренд с визуально различимым элементом - MILFA. Что ждет заявку? Мое мнение далее.
Китайские банки неохотно принимают платежи из российских банков — боятся попасть под ограничения. В первую очередь, это касается переводов из банков, которые попали под санкции, оплат за санкционные товары и товары двойного назначения. По регламенту китайские банки в праве удерживать перевод на проверке в течение 40 дней, и даже после этого платеж…
Претензий и исков по авторским правам всё больше, счет идет уже на десятки тысяч дел в год. Иск на много миллионов может прилететь даже за случайное использование чужой картинки или названия.
Вот и нас угораздило попасть в такую историю. Скорее всего, вы или ваши знакомые тоже с таким когда-нибудь столкнетесь. Расскажу, что заранее стоит знать на т…
Порядка 60% обращений в патентное бюро “Железно” поступает от продавцов маркетплейсов. Мы из первых уст знаем о том, с какими сложностями приходится сталкиваться селлерам в борьбе за свой бренд. И вот одна из них - недобросовестные конкуренты закидывают карточки товаров липовыми негативными отзывами. В результате товар теряет рейтинг, а продавец -…
Довольно часто в своей практике я сталкиваюсь с вопросом о том, как сохранить свои права на дизайн интерфейса (UI/UX). Сами дизайнеры обеспокоены возможностью плагиата и/или параллельного творчества, а заказчики дизайна, в свою очередь, переживают насчет возможных претензий к полученному ими дизайну. Так как же защитить уникальные дизайн-решения? П…
Вчера, в день юриста, мы завершили сложный и важный процесс в арбитражном суде. Наш клиент столкнулся с иском на сумму более 6 миллионов рублей. Истец обвинил его в незаконном использовании товарного знака S&P и потребовал компенсацию в размере 2 х от всех продаж нашего клиента. Мы разобрали ситуацию по полочкам и доказали, что требования оппонента…
Суммы впечатляют! Взяла себе в пост для соцсетей ваш кейс, в последнее время прямо бороться и доказывать приходится заказчикам, что лицензирование это важно