Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Заказчик взыскал со студии миллион убытков за использование чужого шрифта

Расскажу о деле, в котором заказчик взыскал с дизайн-студии убытки из-за использованного в макетах и логотипе шрифта стороннего правообладателя без разрешения. И расскажу, что делать дизайнерам, чтобы не оказаться в такой ситуации.

Меня зовут Василий Рождествин, я адвокат по интеллектуальной собственности. Занимаюсь в том числе правами на шрифты. Например, я выиграл дела о шрифтах на упаковках «Азерчая», книгах «Эксмо», водках «Росспиртпрома» и многие другие.

Заказчик взыскал со студии миллион убытков за использование чужого шрифта

Фабула дела. Студия создала для заказчика фирменный стиль, логотип и некоторые макеты. Как и было предусмотрено договором между студией и заказчиком, студия передала исключительное право на весь дизайн в полном объеме. Но при этом логотип и макеты были набраны сторонним шрифтом и он же был указан в брендбуке как константа стиля. Заказчик использовал дизайн, что обнаружил правообладатель шрифта и предъявил претензии. В итоге заказчик приобрел лицензии на шрифт, но стоимость лицензий потребовал взыскать со студии.

Суд первой инстанции и апелляция отказали в иске. Не буду утомлять нюансами: стороны спорили о квалификации договора, определении результата и так далее. Вряд ли вас это заинтересует.

Оговорюсь, что в рассматриваемом деле я принимал участие только частично, но в том числе на определяющей стадии - в процессе пересмотра решения в Суде по интеллектуальным правам. Именно этим судом в процессе кассационного рассмотрения были сформулированы правовые позиции, важные для этого и всех последующих подобных дел.

Суд по интеллектуальным правам отменил решение и согласился с нашей позицией:

«Поскольку из материалов дела явно усматривается, что ответчик осуществил соответствующие работы по договору и передал истцу результат, явно не свободный от прав третьего лица (ответчиком не оспаривалось, что у него отсутствуют какие-либо права на использованный им шрифт), и использование данного шрифта нашло прямое воплощение в переданных по договору объектах, выводы судов о том, что общество передало результаты, свободные от прав третьих лиц, прямо противоречат имеющимся в деле доказательствам.»

Постановление СИП от 25.04.2024 по делу А40-67147/2023

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции взыскал убытки. Решение пока не вступило в законную силу, но это не имеет значения, так как правовые позиции Суда по интеллектуальным правам в силу вступили.

Что делать дизайнеру, чтобы не оказаться в такой ситуации? Ниже альтернативные варианты по мере убывания привлекательности:

1. Первым и очевидным решением будет приобретение необходимых лицензий на шрифт у правообладателя. (Лицензии нужно приобретать на имя заказчика – большинство лицензий для дизайнера не дает заказчику права использования шрифта. Лицензии должны охватывать все предполагаемые способы использования шрифта. Как-нибудь напишу о сложившихся на рынке шрифтовых лицензиях и их нюансах.)

2. Но лицензии могут быть дорогостоящими и заранее настолько увеличивать стоимость проекта может быть неразумно. Да и сам шрифт может быть выбран только в процессе исполнения договора. В таком случае внесите в договор условие о том, что права на использованные шрифты очищаются заказчиком самостоятельно, а в акте укажите наименования и правообладателей использованных шрифтов.

3. Если такое условие внести в договор невозможно (например, по причине использования заказчиком утвержденных форм договоров), то нужно оговорить хотя бы в актах, что в результатах работ (макетах, веб-сайте и т.п.) использован сторонний шрифт, на который необходимо приобретать лицензию. Такой вариант не исключает предъявления к вам претензий относительно качества и стоимости работ, но хотя бы уменьшает вероятность того, что с вас регрессом взыщут убытки за нарушение авторских прав.

Если кому-то вдруг захочется почитать тексты судебных постановлений по делу, то номер дела А40-67147/2023.

Если вам интересны вопросы правовой охраны шрифтов, то предлагайте в комментариях интересующие темы, которые можно осветить в рамках небольших статей

66
реклама
разместить
1 комментарий

Суммы впечатляют! Взяла себе в пост для соцсетей ваш кейс, в последнее время прямо бороться и доказывать приходится заказчикам, что лицензирование это важно

2
Как я помогла веб-дизайнеру получить 128 000 рублей за разработанный им сайт, выиграв спор с заказчиком в суде

Привет, я — Александра, юрист для digital-агентств и фрилансеров. Сегодня на примере своего кейса расскажу о том, как мой договор спас веб-дизайнера в суде.

33
реклама
разместить
Милфа может стать брендом? IP-разбор by Евгений Костромин
Горячие юридические события, которые влияют на бизнес и нас всех, ищите в моем телеграм-канале <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fcontractcreation&postId=1768437" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ContractCreation | Юридический консалтинг</a>

Привет! Я Евгений Костромин, юрист и основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin. СМИ массово пишут - мол, скоро всех нас ждет бренд с визуально различимым элементом - MILFA. Что ждет заявку? Мое мнение далее.

11
Платеж в Китай застрял или отклонен: что делать и как минимизировать риски
Платеж в Китай застрял или отклонен: что делать и как минимизировать риски

Китайские банки неохотно принимают платежи из российских банков — боятся попасть под ограничения. В первую очередь, это касается переводов из банков, которые попали под санкции, оплат за санкционные товары и товары двойного назначения. По регламенту китайские банки в праве удерживать перевод на проверке в течение 40 дней, и даже после этого платеж…

Наглость без границ: американцы атаковали нас судебным иском на 6 000 000 рублей

Претензий и исков по авторским правам всё больше, счет идет уже на десятки тысяч дел в год. Иск на много миллионов может прилететь даже за случайное использование чужой картинки или названия.
Вот и нас угораздило попасть в такую историю. Скорее всего, вы или ваши знакомые тоже с таким когда-нибудь столкнетесь. Расскажу, что заранее стоит знать на т…

Наглость без границ: американцы атаковали нас судебным иском на 6 000 000 рублей
2626
1717
22
22
11
11
11
11
11
Липовые отзывы крушат карточки товаров: как действовать селлеру?

Порядка 60% обращений в патентное бюро “Железно” поступает от продавцов маркетплейсов. Мы из первых уст знаем о том, с какими сложностями приходится сталкиваться селлерам в борьбе за свой бренд. И вот одна из них - недобросовестные конкуренты закидывают карточки товаров липовыми негативными отзывами. В результате товар теряет рейтинг, а продавец -…

Липовые отзывы крушат карточки товаров: как действовать селлеру?
1414
📱 Интеллектуальные права на дизайн интерфейсов: как защитить уникальные UI/UX-решения? 📱

Довольно часто в своей практике я сталкиваюсь с вопросом о том, как сохранить свои права на дизайн интерфейса (UI/UX). Сами дизайнеры обеспокоены возможностью плагиата и/или параллельного творчества, а заказчики дизайна, в свою очередь, переживают насчет возможных претензий к полученному ими дизайну. Так как же защитить уникальные дизайн-решения? П…

📱 Интеллектуальные права на дизайн интерфейсов: как защитить уникальные UI/UX-решения? 📱
99
Дизайн между искусством и ремеслом: как найти свой путь в профессии и не выгореть
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Filyavsky&postId=1832824" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Studying in BDSR | Part 1</a>
6 миллионов под угрозой: как мы защитили бизнес клиента от необоснованных требований за нарушение товарного знака?

Вчера, в день юриста, мы завершили сложный и важный процесс в арбитражном суде. Наш клиент столкнулся с иском на сумму более 6 миллионов рублей. Истец обвинил его в незаконном использовании товарного знака S&P и потребовал компенсацию в размере 2 х от всех продаж нашего клиента. Мы разобрали ситуацию по полочкам и доказали, что требования оппонента…

6 миллионов под угрозой: как мы защитили бизнес клиента от необоснованных требований за нарушение товарного знака?
11
[]