Дизайн для разных культур: как создаются интерфейсы для глобальной аудитории

freepik.com
freepik.com

Когда вы создаете интерфейс, вы не просто проектируете красивые кнопки и блоки текста — вы проектируете опыт. И этот опыт должен быть таким же понятным и комфортным для человека, будь он из Индии или США.

Почему важно учитывать культурные особенности, традиции и предпочтения пользователей?

Потому что то, что работает в одной стране, может не сработать в другой. Давайте подробнее разберемся, как создаются интерфейсы, которые не просто функционируют, но и создают комфортное, интуитивно понятное взаимодействие для людей по всему миру.

1. Локализация vs глобализация: как не ошибиться?

Когда мы говорим о дизайне для разных культур, то сталкиваемся с двумя ключевыми понятиями: локализация и глобализация.

Локализация — это глубокая адаптация продукта для конкретной страны или региона. Это не просто перевод текста, а изменение интерфейса с учетом языка, традиций, поведения пользователей, а также юридических и культурных особенностей.

Глобализация, с другой стороны, предполагает создание продукта, который подходит для разных стран, без необходимости разработки совершенно отдельных версий для каждой из них. Это как создание универсального ключа, который подойдет к дверям различных культур.
Например, в одной части мира кнопку "Отправить" можно сделать яркой и заметной, в другой — она должна быть более сдержанной и не привлекать излишнего внимания. Зачастую, идеальный дизайн для западного мира не всегда будет работать в странах Азии или Ближнего Востока, потому что у людей могут быть совершенно другие ожидания и восприятие.

Но как сделать так, чтобы продукт был удобен и востребован в разных странах? Всё начинается с понимания: в каждой культуре восприятие контента, цветов, шрифтов, изображений может сильно различаться. И если мы игнорируем эти особенности, продукт может не только стать неэффективным, но и вызвать недовольство пользователей.

2. Цвет в дизайне: культура и восприятие

Красный — один из самых ярких и насыщенных цветов, но его значение в разных странах может сильно отличаться. В западной культуре красный часто ассоциируется с энергией, страстью и любовью. Это цвет, который часто используют в маркетинге для привлечения внимания и создания ощущения срочности. В США или Европе красный часто используют для кнопок «Купить» или предупреждений о срочных предложениях.

Однако, в Китае и Южной Корее красный цвет имеет более положительную коннотацию, символизируя удачу, счастье и процветание. Например, красный — это основной цвет на китайский Новый год, и он считается цветом успеха. С другой стороны, в Японии и на Ближнем Востоке красный может быть связан с опасностью и конфликтами, создавая сильное эмоциональное напряжение.

Синий — это универсальный цвет, который почти всегда воспринимается как символ надежности и стабильности. В Западных странах, таких как США и Великобритания, синий ассоциируется с доверием и профессионализмом. Именно поэтому многие бренды, работающие в финансовом секторе, выбирают этот цвет для своих логотипов и интерфейсов.

В Тайване, Гонконге и других странах Азии синий имеет сходное значение, символизируя спокойствие и безопасность. Но вот в некоторых странах Востока, например в Индии, синий цвет может нести негативные ассоциации. Это связано с тем, что в индийской культуре синий также может ассоциироваться с одиночеством и депрессией.

Таким образом, несмотря на то, что синий воспринимается как безопасный выбор в большинстве случаев, важно учитывать, как он может быть воспринят в некоторых странах.

Зеленый — это цвет природы, здоровья и роста, и в целом он вызывает положительные ассоциации в большинстве стран. Он символизирует гармонию и свежесть, что делает его идеальным для брендов, которые хотят передать свои экологичные или здоровые ценности.

Однако, в западных странах зеленый также может ассоциироваться с завистью (смотрим на выражение «зеленый от зависти»), и это следует учитывать при выборе этого цвета для интерфейсов в таких странах. В то время как в Исламском мире зеленый является священным цветом и символизирует плодородие, благословение и изобилие.

Таким образом, этот цвет имеет определенную универсальность, но также имеет культурные нюансы, которые могут повлиять на восприятие.

Желтый — это яркий, энергичный цвет, который часто ассоциируется с оптимизмом и счастьем. В западных странах желтый обычно воспринимается как цвет радости и тепла, например, в логотипах таких брендов, как McDonald's и Ikea.

Тем не менее, в некоторых странах Азии желтый может быть ассоциирован с чем-то более серьезным. В Китае желтый был исторически связан с императорами, монархией и властью. Однако в Таиланде и некоторых мусульманских странах желтый может быть связан с предупреждением и даже с опасностью, так как в этих культурах он часто используется для маркировки опасных зон.

Белый — это цвет чистоты и простоты, который используется во многих культурах как символ нового начала. В Западных странах белый часто ассоциируется с чистотой, свадьбами и новыми возможностями. Этот цвет считается синонимом элегантности, а минималистичные белые дизайны часто используются в интерфейсах, чтобы создать легкость и понятность.

Однако, в Азии белый имеет немного другой символизм. Например, в Китае, Индии и Южной Корее белый цвет может ассоциироваться, удивительно, но с трауром и смертью.

Черный — это универсальный цвет, который часто ассоциируется с элегантностью, силой и стилем. Он широко используется в высококлассных брендах, таких как Apple или Chanel, чтобы подчеркнуть премиальность и сдержанность. Черный также часто ассоциируется с тайной, элегантностью и формальностью.

Тем не менее, в некоторых странах Востока, например, в Китае и Индии, да и у нас, черный может быть связан с мраком и негативными эмоциями.

3. Шрифты: подходящее решение для каждого

Шрифт (далее — гарнитура) — это не просто внешний вид текста. Он может восприниматься по-разному в зависимости от культуры. Гарнитуры без засечек популярны в Европе и США, потому что они выглядят чисто и современно. А вот в странах Востока и Азии часто предпочитают шрифты с засечками, которые кажутся более авторитетными и традиционными.

В западных странах гарнитуры с засечками, такие как наш любимый Times New Roman, часто ассоциируются с профессионализмом и серьезностью. Они традиционно использовались в печатной продукции, книгах и газетах. В интерфейсах они могут восприниматься как надежные и подходящие для юридических, финансовых и официальных сервисов. В то же время гарнитуры без засечек, такие как Helvetica или Montserrat, олицетворяют современность, универсальность и функциональность, и поэтому часто используются в мобильных приложениях и сайтах для улучшения читабельности.

В странах Азии, например, в Китае, Японии и Корее, шрифты могут иметь уникальные визуальные стили, которые отличаются от западных. Основные тенденции похожи на западные, но, например, в Японии, Китае часто используют гарнитуры, которые включают как латинские символы, так и иероглифы, найти какое-то разнообразие таких гарнитур для проекта задачка непростая.

4. Изображения и символы: как не ошибиться?

Выбор изображений — это всегда вопрос тонкой настройки. Важно помнить, что то, что считается нормой в одной культуре, может быть воспринято совершенно иначе в другой.

Фотографии людей

В западных странах изображения людей часто ассоциируются с активностью, молодостью и успехом. Например, популярны фотографии счастливых, динамичных людей в разных жизненных ситуациях (все мы видели этих счастливчиков на идеальных стоковых фото).

В то время как в странах Востока, таких как Япония или Китай, предпочтение отдается более сдержанным, спокойным изображениям, отражающим традиционные ценности, такие как уважение к семье и труду.

Жесты в разных культурах

  • Палец вверх: В США и большинстве европейских стран этот жест символизирует одобрение или согласие. Однако в некоторых странах, таких как Греция или Австралия, этот жест может быть воспринят как крайне оскорбительный. В других странах, таких как Индия или некоторые арабские страны, такой жест также может вызывать негативные ассоциации.
  • Жест "ОК" (пальцы, сложенные в круг): В западной культуре этот жест символизирует "всё в порядке" или "окей", но в странах, таких как Бразилия или Турция, он может быть воспринят как ругательство.
  • Приветственный жест: В некоторых азиатских странах, например, в Японии, приветствие традиционно осуществляется через поклон, а не через рукопожатие, что важно учитывать при проектировании интерфейсов для этих рынков.
  • Указание на что-то пальцем: В некоторых культурах указание на что-то пальцем считается грубым и некультурным. Например, в арабских странах для указания на объект часто используют целую ладонь, а не один палец.

Изображения животных в дизайне

  • Лев: В западной культуре лев часто ассоциируется с силой, властью и храбростью. Он является символом многих компаний и брендов. Однако в некоторых странах, например, в Индии, лев может ассоциироваться с мифологическими существами и божествами, что придает ему особое значение в религиозных контекстах.
  • Свинья: В арабских странах и странах с преобладанием мусульманского населения свинья является табу, поэтому изображение свиньи может вызвать сильное отторжение. Это важно учитывать при создании интерфейсов, которые могут использовать изображения животных или символику.
  • Птицы: В некоторых культурах птицы воспринимаются как символы свободы и полета, в то время как в других странах они могут ассоциироваться с плохими предзнаменованиями или же использоваться в религиозных контекстах. Например, в Японии журавль является символом долгой жизни и счастья, а в европейских странах — символом мира.
  • Дракон: В Китае это символ силы и удачи. В то время как на Западе этот же дракон может ассоциироваться с мифами или даже быть антигероем.

5. Язык и текст: как адаптировать послание для разных культур?

Идиомы и фразы: Английские фразы типа «Click here» или «Get started» на других языках часто теряют смысл. Идиоматические выражения, которые популярны в одной культуре, могут быть абсолютно непонятны или даже странными в другой. Например, выражение “easy as pie” в русском языке не имеет аналогов, и если его перевести дословно, оно может поставить пользователя в тупик.
Культурные реалии. Зачастую маркетинговые фразы, такие как “бесплатно” или “скидка”, могут восприниматься по-разному в разных странах. Нужно знать, как именно воспринимается такой контент в той или иной культуре, чтобы не создать ненужных ассоциаций.

В различных странах фразы, связанные с оплатой, могут быть восприняты по-разному. Например, фраза "Оплата отклонена" может быть воспринимаема по-разному в зависимости от страны. В Европе она воспринимается как стандартная проблема при оплатах, а в некоторых странах Азии может вызвать нервозность и панику у пользователя, так как здесь существует большое внимание к честности и правильности финансовых операций. Лучше использовать более мягкие и успокаивающие выражения, такие как "Попробуйте еще раз" или "Возникла ошибка при оплате".
В этом пункте сложно охватить все тонкости, их на самом деле может быть еще очень много.

Как популярные бренды локализируют своим бренды в разных культурах?

На примере Airbnb для разных стран:
В США и Европе Airbnb использует легкие, воздушные цвета и большие фотографии, которые призваны вдохновить на путешествия. В Японии всё намного сдержаннее: цвета — пастельные, а дизайн — более «чистый» и минималистичный. В Мексике же бренд использует яркие и насыщенные оттенки.

В арабских странах Airbnb меняет направление текста с слева направо на справа налево. В некоторых странах, как в Индии, интерфейс оптимизируют под мобильные устройства, так как это основной канал для использования интернета. Кнопки, формы и даже картинки адаптируются под местные особенности — удобство и привычный стиль общения.

Заключение

Дизайн — это искусство и наука, основанные на глубоком исследовании, эмпатии и внимании к каждой детали. Эти знания нужны для создания эмоциональной связи с пользователями.
Адаптация интерфейсов для разных культур — это не просто модный тренд, а необходимость, ведь только создав продукт, который учитывает все эти нюансы, вы сможете действительно достучаться до пользователей по всему миру.

11
Начать дискуссию