«Надо просто классно делать свою работу». Пётр Сутупов о работе Head of Design, профессиональном росте и найме дизайнеров

Пётр Сутупов — дизайнер с 15-летним опытом, бывший арт-директор РИА Новости и Arzamas, который также с нуля сделал Яндекс.Лавку. Сейчас он Head of Design в крупном дубайском финтехе Tabby, где мы работаем вместе. Мы провели интервью и поговорили о том, что помогло ему вырасти до хэда, где учиться дизайну и как сейчас развиваться в профессии.

В интервью Петя рассказал:

• Каким был его старт в дизайне

• Чем занимается Head of Design

• Почему он не выступает и не ведёт каналы

• Как учиться дизайну и почему не надо покупать дизайн-курсы

• Какие тулы он использует в работе

• Как устроен найм дизайнеров

• Продуктивна ли работа в офисе и как сделать виртуальный офис

• Каким человеком нужно быть, чтобы расти в дизайне

«Надо просто классно делать свою работу». Пётр Сутупов о работе Head of Design, профессиональном росте и найме дизайнеров

Первый опыт в дизайне

— Расскажи, с чего ты начинал, как это было? Первый коммерческий дизайн — что это?

В начале дело было скорее не в коммерческости. Дело было в том, что в начале нулевых появился из просторов Карибского бассейна фотошоп. Можно было рисовать разные приколы, было очень интересно. И я тогда просто баловался, делал какие-то wallpaper’ы. Нравилась мне такая вот эстетика свободного придумывания всякого барахла.

Потом потихоньку это переросло в помощь и проекты для друзей, когда можно сайт оформить. И только когда уже учился на последнем курсе, попал на первую работу — вот те самые РИА Новости. Я там просто был веб-дизайнером, мы делали разные медиа-сайты. Это была работа очень далекая от того, что мы делаем с тобой сейчас, потому что там происходило… ну, такое скорее оформительство. Не было вообще никакого UX, и в целом непыльное было время.

Но зато там познакомился со своим будущим товарищем Ильёй Бирманом, который был арт-директором всего концерна РИА Новости. И когда мы уже оттуда ушли в 2014 году, мы начали делать совместные проекты. А через него я уже попал в другой медиа-мир: Филипп Дзядко, Илья Красильщик. Мы работали с Медузой и с Арзамасом, куда я потом и попал.

Просветительский проект Arzamas получает премию на конкурсе «Книга года» за интернет-проект «Вся русская литература XIX века в 230 карточках». 
Источник: Агентство городских новостей «Москва» 
Просветительский проект Arzamas получает премию на конкурсе «Книга года» за интернет-проект «Вся русская литература XIX века в 230 карточках». Источник: Агентство городских новостей «Москва» 

Чем занимается Head of Design

— Что сейчас интересного у тебя в работе происходит? Что вообще делает хэд дизайна?

— Ничего не делает. Где-то отдыхает, конечно же. *смеётся*Ну, прежде всего, я вовлекаюсь во все стримы. Вот у тебя, например, есть один твой продукт, ты им занимаешься и глубоко в него копаешь. У меня всё сильно наоборот, потому что я участвую во всех стримах. Конечно, я в работу наших коллег не влезаю так глубоко, как они сами. Но мне постоянно нужно держать в голове, как всё это работает.

И в этом есть сложности — например, иногда мой день состоит из 8 зумов подряд, и все на абсолютно разные темы. Ты просто моментально уходишь с одного созвона на другой, и обсуждаешь вещи, которые никак не связаны друг с другом. И в итоге приходится заниматься систематизацией этих данных у себя в голове.

В последнее время я больше всего участвую в финансовом стриме, потому что там наиболее сложные и непонятные вещи происходят с новыми продуктами. Но вообще я могу объяснить детали про почти любые бизнес-процессы, про любой продукт и любой проект. И так всё это в голове укладывается, и ты приносишь пользу понемножку во всех местах. А по факту, конечно, всё делают ребята типа тебя: дизайнеры, дизайн-лиды. Молодцы.

— А ты не скучаешь по крафту?

— Честно говоря, нет. Я, ты знаешь, как-то принял для себя этот…

— Путь менеджера.

— Путь менеджера, да. Просто есть ребята, которым это вообще некомфортно и не нравится. Возможно, у них это и не получается, и они хотят быть полностью в крафте. А я всегда был какой-то hand zone, насколько возможно.

Личный бренд и публичность

— Вот ты такой супер-опытный, сто лет в дизайне, делал очень крутые штуки. Почему ты нигде об этом не пишешь? Не выступаешь на конфах, не пишешь в телеграм-канале или ещё где-нибудь?

— Ну, во-первых, мне лень. Я не знаю, зачем этим заниматься, если у меня есть много работы, которую я лучше поделаю. А после неё лучше отдохну. Я никогда не был публичным, и мне не очень интересно выступать.

Но в Яндексе, например, у нас были внутренние мероприятия. Мы называли их книжный клуб, когда дизайнеры из соседних юнитов собирались и рассказывали друг другу лекции на любые темы. Про какой-нибудь свой проект или про то, как ты подбирал линзы для своего фотоаппарата. Мы просто собирались, пили вино, рассуждали. Такой абсолютно неформальный подход, и вот он мне нравился.

А ходить куда-то, рассказывать… Всё уже рассказано, или другие уже про это рассказывают.

Неформальные мероприятия с коллегами из Яндекса. Источник: инстаграм Пети
Неформальные мероприятия с коллегами из Яндекса. Источник: инстаграм Пети

Как и где учиться дизайну

— Расскажи, как учиться? Где учиться? Вот я хочу быть дизайнером, что мне делать?

— Я вообще думаю, что платное дизайн-образование — это фейк. Я рекомендую просто заниматься самообразованием, смотреть на красивые вещи, смотреть всякие бесплатные туториалы на ютубе.

— А как себя трекать?

— Можно найти ментора, который будет тебя трекать. Это лучше, чем ходить на образовательные программы по дизайну. Любой инструмент ты можешь выучить бесплатно и очень легко, как раз на ютубе. Для этого точно не нужно ничего покупать. А вот с другим человеком в тандеме тебе как раз помогут, и ты сам что-то про себя узнаешь.

У меня всегда была большая нелюбовь к учреждениям типа Британской высшей школы дизайна. Очень много выпускников оттуда приходили на собеседование в Яндекс, например. И мне кажется, проблема в том, что там людям прививают очень много ощущения бесконечной творческой свободы. У них всегда какие-то революционные концепты, они всё время делают какие-то плакаты, на которых написано одно слово с переносами через каждые две буквы…

И вот они такие все окрылённые, «‎сейчас мы будем менять мир». А потом они приходят к тебе на собеседование, и не могут сделать ничего. У них всё ломается. Они не могут понять, как подойти к задаче, или делают её очень криво. И так было почти всегда. Почти со всеми, кто оттуда приходил.

Примеры плакатов, о которых говорит Петя. Источник: сайт Британской высшей школы дизайна 
Примеры плакатов, о которых говорит Петя. Источник: сайт Британской высшей школы дизайна 

Какие тулы нужны в работе

— Что, кроме фигмы, ты учил? Протопай, скетч, ещё что-нибудь?

— Скетч я полностью пропустил из-за того, что у меня был прыжок из фотошопа в фигму. Протопаем я не занимался — у меня никогда не возникало задач по анимированию или созданию сложных прототипов. Этим всегда занимался кто-нибудь другой. А всё, где я сам участвовал, это были немножко другие вещи.

— А какие-нибудь адоб XD, акшур уже не трогал?

— Я пробовал щупать XD, вот ещё где-то там параллельно с тем, как смотрел на фигму. Но нет, в итоге не пришлось.

— Да, сейчас даже графдизайнеры все на фигму стараются переезжать. Ну, кроме сложной графики какой-то.

— На самом деле вот я сам, если у меня есть какая-то векторная работа, вообще не использую иллюстратор. Потому что в фигме можно сделать всё, что угодно. Действительно, очень гибкий редактор.

— С другой стороны, там нельзя всякие сложные бленды делать.

— Может, и не надо их делать тогда. Некоторые ограничения в этом плане у фигмы даже полезны. Она может тебя направить на верный путь, чтобы ты не слишком баловался какими-то излишествами.

Как устроен найм дизайнеров

— Кто идеальный кандидат? Какой набор факторов при найме важен?

— Помимо того, что нам нужен опытный человек, мы смотрим обычно на две истории. Первая — это продуктовое мышление и то, как человек задаёт правильные вопросы. Прежде, чем начать рисовать что-то сразу, он должен разобраться вообще, что происходит и зачем. Вторая сторона — это UI дизайн, который должен быть очень точный, аккуратный, композиционно идеальный. Тут нужен насмотренный глаз, типографика, работа с цветом.

— Сейчас многие говорят про UX, исследования, как будто много приоритета в этом.

— Да, так и есть. Я это как раз вкладываю в понимание продуктовой логики. И чтобы это понимание получить, тебе надо вопросы позадавать: другим людям, пользователям, менеджерам.

Кандидаты бывают разные, с перекосом в одно или в другое. Мы делали разные типы тестовых заданий. Иногда они были чисто визуальные как раз.

— Чтобы проверить слабую сторону?

— Да. Или неочевидную сторону, которую не видно на собеседовании по предыдущему опыту. Если в целом тебе человек нравится, можно сделать мини-тест на чём-то.

— Расскажи пример, как устроено тестовое?

— Например, я брал какие-то наши старые дизайны из Таби, скриншотил их целиком и делал из них одну композицию. Там было много кривостей, ошибок, иногда даже сознательно добавленных. И я давал их человеку на тестовом: вот, перерисуй в фигме эти же экраны, просто пересобери их, чтобы получилось красиво.

И также описывал обязательно, на что мы будем смотреть — такой список deliverables. Допустим, буду смотреть на композиционную аккуратность, на то, чтобы структура слоев была понятная, чтобы не было мусора, и так далее.

Такое тестовое небольшое по объему, чтобы ты за один вечер мог уделить время тому, что мы ищем. И дальше приходят результаты — они тоже бывают очень разные. Иногда ты прямо объясняешь, что будешь смотреть структуру слоев, а там какая-то каша. И это уже что-то говорит о человеке — не только о самой теме задачи, но и о том, как он к ней подошёл.

А бывает наоборот. Например, мы делали тестовое задание в формате whiteboarding session. Мы берем час, придумываем любой фейковый продукт и говорим кандидату: давай прямо сейчас попробуем нарисовать ключевые экраны. Чисто прямоугольниками, варфреймы, без деталей. И ожидается, что человек позадаёт вопросы и первые минут 20 мы проведём чисто в диалоге. Поразбираемся, что на самом деле нам надо, как нашу задачу решить. Дальше начинаем накидывать решения, и тут уже можно какие-то UX-таланты оценить.

Но кто-то вместо этого начинает сразу рисовать главный экран, кнопочку сверху, кнопочку снизу… Слишком фокусируется на деталях. И из-за этого теряет понимание общей картинки.

Политика переездов и найма

— В Таби есть политика, что мы всех продактов сгоняем в Дубай. Что об этом думаешь?

— Это хорошая политика, да. Надо действительно понимать продукт, регион, пользоваться им. И как раз для этого у нас есть поездки. Ты можешь поехать, походить по торговым центрам, вообще увидеть, как сервис существует и работает. Мы всё время так делаем: спрашиваем клерков в магазинах или даже случайных людей, и узнаём то, что нам нужно.

— Вот ты говоришь, что важно быть ближе к рынку. Есть стартап Salmon — финтех от тиньковцев на Филиппинах. У них в вакансиях дизайнеров написано: только в Маниле, только on-site 5/2. Как думаешь, норм подход? Кого ты наймёшь с таким подходом?

— Не знаю, поэтому мы так не нанимаем. Поэтому у нас гибко. Но я думаю, это важная часть. Это же не случайно, что вот так можно взять и поехать Дубай. Это наш подход к продуктовой команде, что можно и нужно регулярно ездить и смотреть.

— Но такой формат тебе даёт всё равно какую-то свободу. То есть ты можешь и всё посмотреть, и пожить, где тебе хочется.

— Ну, в распределённой команде проблемы могут быть разве что от часовых поясов. И не то, чтобы серьёзные проблемы, потому что в целом все подстраиваются друг под друга. Это нормально работает.

Офис, удалёнка или гибрид

— Есть мнение, что офис — самый продуктивный формат работы. Правда или нет? Или удалёнка и гибрид тоже хороши?

— Это зависит в том числе от твоей роли. Мне очень нравится формат офиса.

— Но бываешь ты нечасто в офисе?

— Да, потому что живу в другом городе. Но я сам себе организую регулярные поездки в дубайский офис. В моём случае это точно нужно, потому что там находятся все люди, с которыми я сижу на зумах. И в офисе всё намного быстрее: ты идёшь мимо, кого-то дёрнул за плечо, быстро обсудили. Ты не делаешь для этого новый звонок, не пишешь сообщения долго. Это супер-тема.

— Ну, если ты менеджер, то у тебя провести весь день, болтая с кем-то — это базовый день.

— Конечно, если мне нужно сидеть крафтить, то мне намного спокойнее делать это одному дома. Меня никто не трогает, есть фокус. Но и в офисе тоже все могут сидеть по своим углам и работать, а в нужный момент сказать: «‎эй, дай совет, подойди сюда, посмотри». Вот это прикольно.

— А если он сидит там в фулл фокусе, а ты его оторвал?

— Нет-нет, сам человек может попроситься. Короче, нормально, это тоже может работать. Но навязывать это нет смысла.

Ещё есть интересный гибридный формат, приложение называется Gather. Это веб-приложение, его можно скачать на комп. Там такой пиксельный мир, где есть помещение офиса, и туда подключаются разные люди. Они появляются аватарками, которые ходят. Вокруг тебя есть зона из квадратиков, в которых ты слышишь звук в наушниках. И когда ты подходишь к кому-то ближе, ты можешь с ним говорить прямо сейчас. Когда ты отходишь дальше, ты уже никого не слышишь. Ты можешь сесть за столик, и там у тебя фокус-зона, где никто не может тебя потрогать или должен постучать.

И мы даже думали такой формат попробовать. В идеале, это заменит тебе зум полностью. Если вся твоя команда там тусуется, то вы просто с утра запускаете этот мир, и в нём сидите, каждый за своим столом. Ты можешь просто взять, быстренько подойти к другому человеку и начать с ним говорить.

Интерфейс приложения Gather. Источник: https://www.gather.town 
Интерфейс приложения Gather. Источник: https://www.gather.town 

Как расти в дизайне

— Как расти в дизайне и повышать грейд?

— Тут нет никакого правильного ответа. Нет чек-листа, надо сделать, чтобы стать следующим грейдом. Никто тебе не скажет, что конкретно нужно предпринять. Надо просто классно делать свою работу и быть человеком, на которого другие могут положиться. Чем больше ты становишься автономным, чем больше закрываешь потребностей, чем больше вылезаешь за рамки своих основных задач и помогаешь где-то ещё — тем больше тебя замечают. И тогда тебя похвалят, конечно же, и денег дадут, и грейд повысят. Всё это органически происходит.

— А если тебе прям прямым текстом сказали: у нас ожидания такие, если ты их выполнишь, то вырастешь. Это не работает?

— Ну, такое может быть в ситуации, когда нужно, чтобы дизайнер стал руководителем команды. Если ты ему предлагаешь это, тогда да. Но не всегда так происходит. В основном я всем предлагаю просто быть классными, любопытно лезть куда-то, помогать другим, и всё будет хорошо.

— Меня обычно все хейтят, когда я говорю «хорошо делай, хорошо будет».

— Я тебя не буду хейтить за это, я согласен. Как вот я про себя рассказывал, мне просто становится скучно. Я же не ищу каких-то прям карьерных шагов. Они вообще со мной всегда происходили сами, случайно.

— Ну, у тебя ещё и нетворкинг мощный.

— Но видишь, в Таби я попал абсолютно без нетворка. Я не знал никого, ни одного человека в компании. Меня просто с нуля нашли. Я думаю, это было связано с Лавкой в резюме, потому что было релевантно.

— А репортёр русскоязычный был?

— Да. Компания наша всё-таки наполовину русскоязычная, и люди... Все понимали, что нужен подход такой, который оказался очень близким к яндексовому для меня.

— Интересно. Я просто когда-то зарубился, что я никогда не пойду в Яндекс. А сейчас я пришёл в Таби, который, как ты говоришь, похож на Яндекс.

— Да, но это было тогда. Всё потом меняется у тебя в жизни. Ты не можешь строить план, с которым будешь жить 20 лет.

— Я после 2022-го понял, что планы — это вообще такая очень эфемерная история в основном.

— Поэтому надо просто вайбить, здорово проводить время, делать классные штуки, и всё с тобой будет хорошо.

Авторы

Роман Хмелев
Автор и ведущий интервью. Старший продуктовый дизайнер в Tabby
Софья Хмелева
Редактор статьи. Контент-продюсер, маркетолог

Это интервью из проекта «Делай хорошо» — подкаста о дизайне и людях, которые умеют делать его хорошо. Без лишнего пафоса и с любовью к крафту.

Полный выпуск можно посмотреть на ютубе:

Или послушать в аудио-формате: https://horoshodelay.mave.digital/ep-2

ТГ-канал про дизайн, продукт и коммуникацию: https://t.me/khmlvdsn

99
Начать дискуссию