{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Очень часто в дизайн-среде встречаются несистемные и необязательные люди», — CEO и CPO об аутсорсинге

Среди продуктовых компаний есть стереотип, что студии делают только корпоративные сайты или второстепенные проекты. В свою очередь студии пытаются изо всех сил подтвердить свою экспертизу и готовность проектировать цифровые продукты.

Мы спросили у CEO, CPO и Head of R&D известных продуктовых компаний, готовы ли они доверять студиям серьезные проекты и, если нет — что их останавливает.

Все эксперты статьи — члены жюри соревнования по проектированию продуктов для дизайн-студий и digital агентств Position Oneum.

У нас в компании были пока только единичные случаи обращения к аутсорсингу разработки продуктов. Например, когда мы приступили к цифровизации клиники «Скандинавия», посчитали аутсорсинг оптимальным вариантом для создания первых версий продуктов, пока идет найм разработчиков. Потом мы стали поддерживать и развивать продукты самостоятельно. В медицине очень специфичный набор систем, да и отрасль не из простых. Поэтому получается, что регулярное вовлечение аутсорсеров, учитывая, что нужно погрузить их во все особенности и дать время на выход на нормальную скорость, выходит дороже, чем своя команда, которая со временем нарабатывает компетенции и становится только круче и быстрее. Плюс, мы строим целостное клиентское решение в соответствии со стратегией, и нам важен полный контроль, ownership и гибкость.

Главное предубеждение в работе с дизайнерами на сложных проектах — не учтут специфику отрасли и предложат нерелевантное решение. Хотя все, с кем мы работали, много инвестировали на старте в то, чтобы лучше разобраться, что такое медицина, поэтому предубеждения не находили отражения в реальности.

В тех случаях, когда мы обращаемся к студии, смотрим на соотношение цены и предлагаемого конечного продукта, на компетенции и портфель студии. Иными словами, сможет ли студия добавить ценности в предлагаемой задаче, привнести новый взгляд, и будет ли эта ценность стоить этих денег. Например, аутсорсинг отрисовок, которым часто пользуемся, помогает экономить время и повышает скорость и качество наших коммуникаций.

Антон Бойко, CPO в Севергрупп Медицина

Я буду отвечать исходя из прошлого опыта работы в МТС. Когда в 2014 году я приходил в компанию, разработка полностью была на аутсорсе. Только в 2018 году мы начали формировать внутренние команды. На момент моего ухода из компании на аутсорсе оставалась часть работ.

Мы не могли в момент перейти на inhouse, так как еще не были полностью набраны команды и собрана достаточная экспертиза, последние два года это была смесь inhouse и аутсорсинга. С подрядчиками уже были налажены процессы, они хорошо понимали продукт и могли справиться с любыми задачами.

Мое главное предубеждение против аутсорсинга — зачем вкладываться в отношения и человека, который в любой момент может выйти из проекта. Дизайнер в команде полностью включен в инфопотоки между владельцем задачи и разработкой, он может влиять на мысли и действия Product Owner и девелоперов. Дизайнер из студии не настолько включен по разным причинам, из-за этого может теряться часть ценности, которую он в итоге привнесет.

Когда я выбираю студию, то смотрю на экспертизу, которой обладает команда помимо дизайна, спрашиваю рекомендации и знакомлюсь с портфолио, но не конкурсным, а тем, что на бою. В конечном счете нам же нужен не дизайн, а позитивный опыт клиента. Агентство должно это осознавать, предлагать инструменты и решения. Если конкретнее — учитываю подход к исследованиям, аналитике, тестированию, свежий взгляд и включённость.

Гордей Бородин, Head of R&D в Yota

До Skyeng у меня был опыт работы с агентствами, когда обращались за экспертизой по мобильной разработке и интернет-маркетингу (в частности, email-маркетинг + аудиты, например, по SEO). В Skyeng мы редко обращаемся к аутсорсингу. Экспертиза по всем ключевым направлениям находится внутри: разработка продуктов, дизайн, аналитика, контент. За время моей работы в компании видел только один кейс — когда делали ребрендинг.

Я попросил коллегу, Александру Кононенко, руководителя контент-продакшен и медиа, рассказать подробнее об этом опыте: «Перед нами стояла довольно масштабная задача по ребрендингу, мы не хотели оставлять ее задачей по реайдентике (просто перерисовыванию логотипа), потому что бизнесу было пора перепозиционироваться в связи с запуском нового детского бренда. Экспертизы внутри у нас не было, и как взрослый бренд мы обратились к лучшим студиям, провели своего рода исследование. Мы работали не в агентском формате «заказчик-исполнитель», а командно, вместе с фаундерами, директором по маркетингу, другими топами и дизайнерами составили структуру бренда. Опираясь на опыт, студия продумала будущую дизайн-систему. Мы взяли их дизайн-концепцию и базовый гайд за основу, чтобы в будущем запускать новые продукты с наименьшей инвестицией в разработку визуала. Дальше уже внутри адаптировали и развивали дизайн-систему в соответствии с нашей реальностью».

У меня нет каких-то особенных предубеждений против аутсорсинга. На практике может быть сложно встроить внешнего дизайнера в регулярный продуктовый процесс: синки с командой, кастдевы пользователей, итеративное внесение изменений. И, наоборот, легко, если есть некий законченный проект: выпуск приложения, ребрендинг и так далее.

При выборе студии я бы смотрел на качество выполненных проектов, спрашивал фидбек внутри компании и у знакомых профи.

Евгений Троицкий, CPO в бизнес-юните Adults в Skyeng

Я ни разу не обращался к услугам аутсорсинга разработки. У меня есть куча предубеждений на этот счет, которые укрепляются тем, что я вообще не знаком с этим рынком.

Самый главный стереотип, который мне мешает всерьез рассматривать аутсорсинг разработки — это то, что там оплата по часам, соответственно, есть сомнения в том, как аутсорс команда горит результатом проекта, под который я их нанимаю. Второе, что меня останавливает — специфика продуктов, с которыми я работал: это очень инфраструктурные продукты, требующие глубочайшей экспертизы и кучи RND, потому что под такие узкие задачи лучших практик не наработано. Подобную экспертизу лучше выращивать внутри.

Если говорить про аутсорсинг дизайна, мы используем подрядчика для масштабирования исследований и UX тестов, но дизайн проектируем своими силами. Можем отдавать только какие-то небольшие куски, где не требуется доменная экспертиза или контекст продактов и дизайнеров, которые живут продуктом.

С критериями выбора у нас было очень просто, потому что мы закинули запрос, по-моему, в четыре студии, но только одна нормально его отработала. Две вообще потеряли нашу заявку и так и не связались с нами. Так что определяющим критерием был профессионализм в работе с лидом.

Святослав Васильев, CPO в CoMagic

Если говорить про R&D, мы никогда не отдаем ничего вовне. Очень важно аккумулировать всю экспертизу и компетенции внутри компании. Команда и есть главный актив, а не продукт и не другие IP. Тем не менее недавно совместный проект с одной очень крупной компаний мы решили делать внешними силами, при этом внешний подрядчик получил возможность монетизировать свою разработку в дальнейшем. Это важный критерий, чтобы продукт, в котором обе стороны были непрофильными заказчиками, мог поддерживаться и развиваться.

Зато если говорить про задачи маркетинга, мы достаточно часто отдаем что-то на аутсорс, просто потому что содержать внутри компании узкие экспертизы, которые требуются несколько раз в год — невозможно. Новый бренд мы полностью разрабатывали на аутсорсе с привлечением двух внешних команд.

Когда я выбираю подрядчика, то в первую очередь смотрю на портфолио и на то, получилось ли воплотить все эти проекты в жизнь на стороне клиентов. Затем обращаю внимание на команду, насколько в ней выстроены процессы и насколько она про бизнес. Очень часто в дизайн-среде встречаются несистемные и необязательные люди.

Юрий Петров, CEO YClients

Что в итоге: почему продуктовые компании редко обращаются к услугам аутсорса

Два главных предубеждения CEO и CPO: у студий нет нужной нам отраслевой экспертизы и нам придется инвестировать много времени в настройку слаженной работы. Некоторые подчеркивают, что с меньшими сомнениями готовы отдавать на аутсорсинг:

  • небольшие проекты, где не требуется глубокое знание продукта;
  • задачи, где нужны специалисты, которых нет смысла держать в штате все время.

При выборе студии продуктовые компании смотрят на последние реализованные проекты и готовность дизайнеров думать о проблемах бизнеса, а не только о графике.

Больше о взаимодействии продуктовых компаний и студий — в тг-канале P1.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда