Как дизайнеру сохранить баланс: отличия между коммерческими и имиджевыми сайтами
Современный дизайн — понятие, охватывающее не только и не столько тренды и новейшие подходы к решению задачи, сколько комплексный взгляд на весь бизнес, а не только на сайт. В процессе такой работы неизбежно встаёт вопрос о позиционировании на сайте: он больше про продажи или про имидж? Но в чём разница? Что выбрать? И нужно ли выбирать?
MIKHAILOV studio уже 8 лет разрабатывает и упаковывает сайты с маркетинговой точки зрения. 36 проектов попали в подборку #madeontilda — лучших сайтов с современным дизайном.
Меня зовут Алина, я работаю дизайнером в MIKHAILOV studio. Сегодня вместе с вами пытаюсь разобраться в вопросе и не дать вам заскучать по дороге.
Чем отличается коммерческий сайт от имиджевого
Если смотреть на эти две категории сайтов с точки зрения различий, то их найдётся не так уж и много:
1. Ключевое действие в коммерческих сайтах — покупка или заявка. В имиджевых — повышение статуса или узнаваемости компании на рынке, привлечение инвестиций, партнёров, etc.
2. Общая строгость в следовании правилам и догмам дизайна. В то время как коммерция теряет часть пользователей с каждым экраном по скроллу и стремится разместить наиболее релевантную информацию в первых блоках, создатели имиджевых сайтов могут себе позволить некоторую вольность.Пример — большинство сайтов конструкторских и архитектурных бюро.
3. Во внешних признаках это часто количество кнопок CTA, всплывающих окон, открытых форм и попапов: коммерция тянет к тебе все 8 щупалец, имиджу скорее всё равно, как сытой домашней кошке.
Что общего между коммерческим сайтом и имиджевым
Однако мы не встретились бы в этой статье, если бы можно было достать измерительную рулетку, проложить категоричную ватерлинию и однозначно отделить одно от другого. Как не существует «чистых» типов личности по Юнгу, так сложно себе представить сайт, в котором мы найдём исключительно коммерческие черты или исключительно имиджевые.
Трагедия и комедия всего нашего дизайнерского существования в том, что так называемый «имиджевый» сайт будет продавать вам не продукцию, но идею. Это может быть идея взаимодействия с компанией, партнёрства, инвестиций, — чего угодно. А так называемый «коммерческий» сайт — доказывать выгоду от приобретения своих товаров за счёт имиджевых составляющих. Например, большого объёма производства или эксклюзивного ручного, именитых партнёров и пройденных сертификаций качества.
Так к кому же обратить вопль отчаяния, во что верить, — вспомним нетленное от Ги де Мопассана и постараемся разобраться.
Баланс между коммерцией и имиджем: на что обратить внимание
На мой взгляд, проблематика баланса, или даже скорее процентного соотношения, черт имиджа и коммерции в дизайне упирается в старый, как мир, вопрос: кто целевая аудитория?
Отталкиваясь от него, дизайнер может не увязать в этом зыбком положении и нащупать почву под ногами. Она будет строиться и на понимании потребностей пользователя, его ключевого запроса: решение ему нужно здесь и сейчас или в перспективе когда-нибудь потом?
Пример, за которым не нужно далеко ходить (на случай, если почва под ногами всё ещё зыбкая, сами понимаете): приложение для вызова такси. Один из частых кейсов в подобных агрегаторах: человек вышел из магазина, в одной руке у него 3 пакета общим весом как он сам, в другой телефон. Он хочет есть, пить, спать и желательно одновременно, потому что завтра на работу. Короче — ему нужно быстро вызвать такси с учётом всех этих вводных. Именно поэтому приложения для вызова такси проектируются так, что ими можно воспользоваться одной рукой и в два клика: минимум действий и вовлечённости.
«Если вы можете запомнить какие-то данные или заранее выбрать наиболее релевантную опцию, сделайте это» (Cognitive load and UX Design, Litarowicz M., Fundament, 2024). Лишняя информация, дополнительные дифирамбы о том, как комфортно и безопасно его довезут из точки А в точку Б, анимация во весь экран и непонятные крутилки будут здесь неуместными и раздражающими. Закон Хика: чем больше вариантов доступно пользователю, тем больше времени уходит на интерпретацию и оценку имеющихся вариантов, т.е. на принятие решения.
Однако мы не можем сказать того же о человеке, который, допустим, выбирает недвижимость для инвестиций. Напротив, здесь пользователь будет вдумчиво изучать контент: сравнивать имеющиеся на рынке варианты, считать потенциальную выгоду и оперировать сложными процентами. Стилистика подачи контента так же будет существенно отличаться: обещания быстрой прибыли в 300% уже послезавтра скорее вызовут недоумение, чем заинтересуют. А вот лаконично изложенная информация, индивидуальный подход и открытые финансовые отчёты, наоборот, позволят вызвать доверие.
Если же обратиться к более тонким материям вроде дизайна сайта студии, то путь к трезвости ума и светлой памяти дизайнера будет лежать через понимание всё тех же ключевых элементов.
Характеристики предложения: что делает студия? брендинг, сайты, наружная реклама или всё вместе; дорого, средне, дёшево.
Характеристики запроса целевой аудитории: «мы тестируем идею, сайт нужен вчера, бюджет ниже среднего», «мы заметный игрок на рынке, рассматриваем и оптовые продажи, и привлечение инвестиций в проект. Ещё географию было бы неплохо расширить и запартнёриться с кем-то покрупнее нас, бюджет выше среднего».
Генри Форд говорил: «Если бы я спрашивал клиентов, что им нужно, они бы ответили: “Более быструю лошадь”». Перед началом работы стоит задать себе вопрос: а ту ли проблему я решаю? Нам нужны более быстрые машины или лучшее качество перевозки? Телевидение с лучшими эффектами или большим набором развлекательных программ? (Change by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation, Tim Brown, 2009).
Обобщая сказанное
Управлять балансом имиджа и коммерции в дизайне можно, как штурвалом самолёта, направляя в нужную сторону и регулируя уровень наклона. Координатами на карте будут служить понимание потребностей целевой аудитории и достаточное погружение в специфику продукта.
Берегите себя и своих близких.
Познакомиться с моими рассуждениями на непростые вопросы, отвечать на которые люблю в формате чёрного юмора и самоиронии можно здесь https://t.me/tildabyalina
Мы поможем выстроить процессы так, чтобы вы на достаточном уровне погружались в бизнес клиента и не тратили на это много времени.
Вы сможете предлагать более комплексное решение вашим клиентам и повысить стоимость своей работы. А также консультация будет полезна в рамках клиентского сервиса, маркетинга, построения бизнес-процессов и нахождения точек роста. Подробнее о консультации.
Начнем сотрудничество?)
Наш сайт: https://mikhailov.studio/
Тг-канал студии: https://t.me/mikhailov_studio
Связаться с арт-директором в тг: https://t.me/fedor_mikhailov
Почему одни компании легко привлекают премиальную аудиторию и делают большие продажи, в то время как другие с похожими предложениями остаются незамеченными?
Аналитика — важный инструмент, на основе которого необходимо принимать решения в маркетинге и бизнесе. Какие показатели отслеживать? Как найти проблемные места? Как понять, что сайт коммерчески успешен? Это и многое другое обсудим в статье.
Почему одни сайты цепляют с первых секунд, а другие остаются незаметными? Узнайте, как мелкие детали в дизайне делают сайт удобным, стильным и запоминающимся.
Предприниматели, послушайте внимательно. Если вы думаете, что вам нужен дорогой дизайнерский сайт, чтобы начать зарабатывать, остановитесь.
Грузы из Китая в Россию везет перевозчик — крупная транспортная компания, которых на рынке всего 3-5 штук. Именно к ним для доставки обращаются десятки посредников, которые работают с Китаем. Поэтому повлиять на срок доставки посредник/ВЭД-компания не может.
Когда речь заходит о создании сайта, многие клиенты думают, что всё ограничивается красивым дизайном и наполнением текста. Однако, чтобы сайт работал эффективно и действительно приносил результат, недостаточно просто сделать его «красивым». В этой статье я, как руководитель дизайн-студии с пятилетним опытом, расскажу, что нужно учесть, чтобы ваш са…
Через какие шаги вы погружаетесь в специфику клиента?
Анализируем не только ключевых конкурентов, но и всю его нишу: с какими болями сталкивается аудитория, какие решения предлагают конкуренты, сильные и слабые стороны их предложений, изучаем соц. сети заказчика, а так же все точки, в которых можем дотянуться до целевой аудитории.
Комментарий удалён модератором
Если заказчик не понимает своё позиционирование, то и за сайтом, скорее всего, не придёт)) Если позиционирование и цели сайта разнятся — думаю, здесь можно побрейнштормить вместе с заказчиком и найти общий знаменатель между этими пунктами, т.к. вряд ли они будут несовместимыми
Может ли имиджевый сайт на длинной временной дистанции принести компании гораздо больше денег?
Vожет, конечно, и если речь идёт о долгой дистанции, нужно вдвойне более внимательно подходить не только к разработке сайта, но и ко всей маркетинговой стратегии. помните, что сайт — лишь звено большой цепи инструментов для работы над ростом компании/