Плагиат в дизайне: что это, как заимствовать правильно и этично
Арт-директора, дизайнеры и иллюстраторы рассказали, когда можно заимствовать решения у коллег и как создавать уникальные работы. Вы узнаете, как грамотно переиспользовать существующие идеи, сформировать собственный стиль и защититься от случайного копирования чужого дизайна.
Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.
Что такое плагиат
Безыдейный копипаст и демонстрация решения в том же контексте, в котором автор решения делал это в первый раз. Лучше избегать вторичности и придумывать своё.
Создание уникального дизайна
Уникальное появляется там, где контекст решения задачи как плодородная почва: позволяет приёму ожить с новой силой. Так рождается единица смысла, обрастающая ценностью. Способность дизайнера правильно считать контекст и оживить в нём подходящие приёмы и помогает творить нестандартное.
Когда решение украли у вас
Факт кражи — лучшее доказательство востребованности. Воришку стоит пожалеть, понять и простить. Он немощный и безыдейный человечишка с грязной кармой и без солидного будущего в профессии — в отличие от вас.
Если больно от кражи или не понравилась интерпретация вашего решения воришкой, пообщайтесь с юристом. Он подскажет, как получить компенсацию.
Что такое плагиат
Плагиат в дизайне — сложная тема, например, когда речь идёт о логотипах. Многие стремятся к упрощению. Это не значит, что логотипом станет чёрный кружок, хотя и такое решение возможно. Простые формы практичны: их легко масштабировать, они универсальны и удобны для печати. Но чем проще форма, тем больше вероятность, что похожее решение уже существует. Можно ли считать это плагиатом? Нет.
Уникальность бренда — это не только логотип, а система, включающая всё — от стратегии и айдентики до тона общения и клиентского опыта. Представьте двух людей с одинаковой причёской. Они похожи, но черты лица, манера говорить и стиль одежды делают их разными. Так и с брендами: даже если логотип что-то напоминает, система формирует уникальный образ.
Иногда обвинения в плагиате несправедливы. Например, логотип Олимпиады 2020 года в Токио вызвал скандал из-за сходства с логотипом театра в Льеже. Скорее всего, это совпадение: простые формы вроде буквы „Т“ неизбежно повторяются. Но логотип заменили, а репутация дизайнера пострадала. Этот случай показывает, что иногда сложно защитить свою работу, даже если вы ничего не копировали.
Как прокачивать насмотренность
Черпать идеи из множества источников. Если вдохновляться работами лишь одного дизайнера, есть вероятность, что в будущем ваши работы станут похожими. Я думаю, что опыт взаимодействия с разным визуальным контентом быстрее сформирует уникальный стиль.
Копировать в образовательных целях. Копирование удачной шрифтовой пары или цветового сочетания помогает понять структуру дизайна. Чем больше вы анализируете эффектные работы, тем лучше прокачиваете вкус и насмотренность. Но вдохновение требует осмысленного подхода, а не слепого копирования. Выделяйте ключевые элементы, добавляйте своё видение.
Анализировать не только визуальные составляющие, но и философию бренда. Многие считают эталонным дизайн сайта и интерфейсов Apple. За этим дизайном стоят сформированная философия компании и устойчивая бизнес-модель. Оценивая дизайн, смотрите вглубь и пытайтесь разобраться, почему использованы те или иные приёмы и как они соотносятся с ценностями компании. Без погружения и исследования невозможно понять дизайн и законы, по которому он живёт.
Переработка идей — естественная часть творческого процесса. Остин Клеон писал, что ничего оригинального нет, всё результат переосмысления чужого. Важно не только, что вы берёте за основу, но и как адаптируете это под задачи проекта.
Создание уникального дизайна
Уникальному бизнесу — нестандартный дизайн. Отдельные элементы — формы, цвета, композиция — редко оригинальны, но их сочетание создаёт неповторимый результат.
Уникальный дизайн существует — это творение уникального человека в уникальном контексте. Похожего дизайна много, но найти новое возможно.
Чтобы создать особенное, выделяйте время на исследование, вдохновение и эксперименты. Когда сроки жёсткие, опирайтесь на проверенные решения и повторяйте то, что использовали раньше. Уникальность требует труда, поиска и размышлений.
Учитывайте контекст, смотрите на конкурентов и проверяйте, нет ли похожих решений в смежных сферах. Логотипы двух банков с одинаковыми символами или визуально схожие фирменные стили музеев в одном городе запутают пользователей. Не только продумывайте уникальность, но и убедитесь, что ваше решение не дублирует чужое.
Не стесняйтесь брать чужие идеи и используйте лучшие из них. Это особенно актуально в дизайне продуктов, где всё уже придумано, и полезно для бизнеса, цель которого — зарабатывать деньги. Однако если вы дизайнер, которому платят за новые решения, копировать коллег не стоит — это негативно скажется на карьере. Тем более что иногда плагиат слишком очевиден.
Я думаю, что уникальный дизайн сегодня придумывает машина, а не человек: люди уже давно всё придумали и переиспользовали. Не ищите уникальные идеи в своей голове.
Если у вас украли дизайн, значит, вы создали что-то действительно стоящее. Конечная цель любого дизайнера — чтобы его работы все хотели копировать. Ведь крадут только самое удачное — либо остроумное, либо прибыльное.
Дизайнер — вор по определению
Если бы фокуснику после трюка со снятыми часами разрешили оставлять их себе, он бы назывался дизайнером. Задача дизайнера — сначала украсть внимание, затем — время, и в конечном итоге — деньги аудитории под её же аплодисменты.
Но воровать у себя — тупо
Бонусом к перечисленному мы получаем навык, опыт и репутацию. Или не получаем — если использовали чужой готовенький дизайн.
Красть идеи — можно и нужно
Это стимулирует остальных делиться не идеями, а результатами. Или хотя бы молчать о своих идеях, что тоже делает мир лучше.
Если вы случайно взяли чужое
Таким образом нельзя украсть что-то ценное, только — лежащее на поверхности и всем доступное. Это достаточный повод не использовать такой дизайн.
Логотип напоминает клиенту другой логотип
Чем лаконичнее дизайн, тем с большей вероятностью найдётся миллион на него похожих. Дизайнер создаёт не форму и не цвет, а контекст, в котором они обретают смысл. Мой любимый пример — логотип Ярославля, где банальная стрелка превратилась в узнаваемую букву «Я».
Как относиться к воровству вашего дизайна
Во-первых (и это ворованная мысль), как к показателю востребованности. Но на деле всё равно обидно, поэтому, во-вторых, заранее смиритесь, что часть ваших достижений будет присвоена другими людьми, подобно тому, как из ресторана к концу месяца будет украдена часть вилок. Можно приставить к каждому гостю по наблюдающему и разориться, а можно заложить в бизнес-план процент расходов на вилки и сосредоточиться на приготовлении вкусной еды. Дизайнеру, который стабильно и с запасом выдаёт хороший результат, плагиат только на руку.
Что такое плагиат
Я считаю плагиатом дословное копирование чужого труда ради прибыли. В иллюстрации это чаще всего проявляется как копирование изображения с сохранением сюжета и пластического композиционного решения. Реже встречается заимствование характерных стилистических приёмов, которые стали визитной карточкой другого иллюстратора.
Доказать факт кражи бывает сложно. Зато плагиат может свидетельствовать о высоком уровне оригинала: значит, стиль и идея действительно достойны внимания.
Копирование не всегда преступление
Поиски стиля в обучении. Заимствование — ценный инструмент в обучении. Например, в упражнении «Рисование в ценностях двух художников» анализируют характерные приёмы известных авторов, чтобы объединить их и создать что-то новое.
В начале иллюстраторского пути я столкнулся с подобным, работая с журналами. Иногда мне предлагали рисовать в стиле других художников, чаще западных, если они были заняты или недоступны для российских изданий. Я заимствовал определённые аспекты — их называют «ценности»: технику, цветовую палитру, особенности композиции — и совмещал их со своими навыками.
В результате получались работы в новом для меня стиле, где отсылка к другому художнику была практически незаметна, но техника и интонация полностью соответствовали запросу заказчика.
Иногда я ощущал лёгкое разочарование: мой собственный стиль оказывался на втором плане. Но позже я понял, насколько этот опыт расширил мой стилистический арсенал и помог стать более универсальным и гибким художником.
Создание пастишей. Пастиши — это ремейки известных произведений искусства. В них меняют стиль исполнения, сюжет или смысл оригинала и на выходе получают цитату, творческую игру с классикой. Это не плагиат, а переосмысление.
Даже природа занимается плагиатом
На нашей планете миллиарды людей, и у большинства есть глаза, которые находятся в определённом месте лица. Их два, у каждого есть зрачок и так далее. Издалека кажется, что глаза у всех одинаковы. Но при ближайшем рассмотрении мы увидим, что каждый глаз уникален, имеет свой цвет, уникальную сетчатку и размер. Получается, что сама природа совершает плагиат, переиспользуя часть тела.
В дизайне мы часто умышленно или неумышленно переиспользуем чужие паттерны или решения. Но как только мы применяем их для своего продукта или добавляем что-то своё, решение перестаёт быть плагиатом и становится уникальным.
Как создавать уникальное
Уникальный дизайн в 2025 году заключается в деталях, микроинтеракциях, персонализации и идее. Часто оригинальность там, куда все боятся или стесняются посмотреть: это что-то нестандартное или даже ненормальное.
Например, первый iPhone. Форма и функционал всем были понятны. Но Джобс смело пошёл в уникальность и убрал кнопки. В то время этот телефон не хейтил только ленивый, а сегодня — посмотрите вокруг — большинство держит в руках смартфон без кнопок.
Будьте смелыми и расширяйте свои границы, чтобы превращать плагиат в нечто уникальное.
Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.