Плагиат в дизайне: что это, как заимствовать правильно и этично

Плагиат в дизайне: что это, как заимствовать правильно и этично

Арт-директора, дизайнеры и иллюстраторы рассказали, когда можно заимствовать решения у коллег и как создавать уникальные работы. Вы узнаете, как грамотно переиспользовать существующие идеи, сформировать собственный стиль и защититься от случайного копирования чужого дизайна.

Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.

Евгений Панов
Арт-директор Студии Артемия Лебедева

Что такое плагиат

Безыдейный копипаст и демонстрация решения в том же контексте, в котором автор решения делал это в первый раз. Лучше избегать вторичности и придумывать своё.

Создание уникального дизайна

Евгений: «Я рассказываю о троих дизайнерах, каждого из которых можно обвинить в плагиате и вторичности. Но третий дизайнер умело использовал контекст и превратил вандализм в интерактивную инсталляцию»

Уникальное появляется там, где контекст решения задачи как плодородная почва: позволяет приёму ожить с новой силой. Так рождается единица смысла, обрастающая ценностью. Способность дизайнера правильно считать контекст и оживить в нём подходящие приёмы и помогает творить нестандартное.

Когда решение украли у вас

Факт кражи — лучшее доказательство востребованности. Воришку стоит пожалеть, понять и простить. Он немощный и безыдейный человечишка с грязной кармой и без солидного будущего в профессии — в отличие от вас.

Если больно от кражи или не понравилась интерпретация вашего решения воришкой, пообщайтесь с юристом. Он подскажет, как получить компенсацию.

Марина Кондратенко
Бренд-дизайнер, арт-директор, соосновательница студии Moscow Mule

Что такое плагиат

Плагиат в дизайне — сложная тема, например, когда речь идёт о логотипах. Многие стремятся к упрощению. Это не значит, что логотипом станет чёрный кружок, хотя и такое решение возможно. Простые формы практичны: их легко масштабировать, они универсальны и удобны для печати. Но чем проще форма, тем больше вероятность, что похожее решение уже существует. Можно ли считать это плагиатом? Нет.

Уникальность бренда — это не только логотип, а система, включающая всё — от стратегии и айдентики до тона общения и клиентского опыта. Представьте двух людей с одинаковой причёской. Они похожи, но черты лица, манера говорить и стиль одежды делают их разными. Так и с брендами: даже если логотип что-то напоминает, система формирует уникальный образ.

Иногда обвинения в плагиате несправедливы. Например, логотип Олимпиады 2020 года в Токио вызвал скандал из-за сходства с логотипом театра в Льеже. Скорее всего, это совпадение: простые формы вроде буквы „Т“ неизбежно повторяются. Но логотип заменили, а репутация дизайнера пострадала. Этот случай показывает, что иногда сложно защитить свою работу, даже если вы ничего не копировали.

Логотип Олимпиады 2020 года в Токио
Логотип Олимпиады 2020 года в Токио

Как прокачивать насмотренность

Черпать идеи из множества источников. Если вдохновляться работами лишь одного дизайнера, есть вероятность, что в будущем ваши работы станут похожими. Я думаю, что опыт взаимодействия с разным визуальным контентом быстрее сформирует уникальный стиль.

Копировать в образовательных целях. Копирование удачной шрифтовой пары или цветового сочетания помогает понять структуру дизайна. Чем больше вы анализируете эффектные работы, тем лучше прокачиваете вкус и насмотренность. Но вдохновение требует осмысленного подхода, а не слепого копирования. Выделяйте ключевые элементы, добавляйте своё видение.

Анализировать не только визуальные составляющие, но и философию бренда. Многие считают эталонным дизайн сайта и интерфейсов Apple. За этим дизайном стоят сформированная философия компании и устойчивая бизнес-модель. Оценивая дизайн, смотрите вглубь и пытайтесь разобраться, почему использованы те или иные приёмы и как они соотносятся с ценностями компании. Без погружения и исследования невозможно понять дизайн и законы, по которому он живёт.

Переработка идей — естественная часть творческого процесса. Остин Клеон писал, что ничего оригинального нет, всё результат переосмысления чужого. Важно не только, что вы берёте за основу, но и как адаптируете это под задачи проекта.

Создание уникального дизайна

Уникальному бизнесу — нестандартный дизайн. Отдельные элементы — формы, цвета, композиция — редко оригинальны, но их сочетание создаёт неповторимый результат.

Уникальный дизайн существует — это творение уникального человека в уникальном контексте. Похожего дизайна много, но найти новое возможно.

Чтобы создать особенное, выделяйте время на исследование, вдохновение и эксперименты. Когда сроки жёсткие, опирайтесь на проверенные решения и повторяйте то, что использовали раньше. Уникальность требует труда, поиска и размышлений.

Учитывайте контекст, смотрите на конкурентов и проверяйте, нет ли похожих решений в смежных сферах. Логотипы двух банков с одинаковыми символами или визуально схожие фирменные стили музеев в одном городе запутают пользователей. Не только продумывайте уникальность, но и убедитесь, что ваше решение не дублирует чужое.

Миша Грин
Руководитель направления «Внедрение ИИ в контент» в Альфа-Банке

Не стесняйтесь брать чужие идеи и используйте лучшие из них. Это особенно актуально в дизайне продуктов, где всё уже придумано, и полезно для бизнеса, цель которого — зарабатывать деньги. Однако если вы дизайнер, которому платят за новые решения, копировать коллег не стоит — это негативно скажется на карьере. Тем более что иногда плагиат слишком очевиден.

Я думаю, что уникальный дизайн сегодня придумывает машина, а не человек: люди уже давно всё придумали и переиспользовали. Не ищите уникальные идеи в своей голове.

Если у вас украли дизайн, значит, вы создали что-то действительно стоящее. Конечная цель любого дизайнера — чтобы его работы все хотели копировать. Ведь крадут только самое удачное — либо остроумное, либо прибыльное.

Олег Стукалов
Арт-директор Студии Артемия Лебедева

Дизайнер — вор по определению

Если бы фокуснику после трюка со снятыми часами разрешили оставлять их себе, он бы назывался дизайнером. Задача дизайнера — сначала украсть внимание, затем — время, и в конечном итоге — деньги аудитории под её же аплодисменты.

Но воровать у себя — тупо

Бонусом к перечисленному мы получаем навык, опыт и репутацию. Или не получаем — если использовали чужой готовенький дизайн.

Красть идеи — можно и нужно

Это стимулирует остальных делиться не идеями, а результатами. Или хотя бы молчать о своих идеях, что тоже делает мир лучше.

Если вы случайно взяли чужое

Таким образом нельзя украсть что-то ценное, только — лежащее на поверхности и всем доступное. Это достаточный повод не использовать такой дизайн.

Логотип напоминает клиенту другой логотип

Чем лаконичнее дизайн, тем с большей вероятностью найдётся миллион на него похожих. Дизайнер создаёт не форму и не цвет, а контекст, в котором они обретают смысл. Мой любимый пример — логотип Ярославля, где банальная стрелка превратилась в узнаваемую букву «Я».

Как относиться к воровству вашего дизайна

Во-первых (и это ворованная мысль), как к показателю востребованности. Но на деле всё равно обидно, поэтому, во-вторых, заранее смиритесь, что часть ваших достижений будет присвоена другими людьми, подобно тому, как из ресторана к концу месяца будет украдена часть вилок. Можно приставить к каждому гостю по наблюдающему и разориться, а можно заложить в бизнес-план процент расходов на вилки и сосредоточиться на приготовлении вкусной еды. Дизайнеру, который стабильно и с запасом выдаёт хороший результат, плагиат только на руку.

Евгений Тонконогий
Художник-график, иллюстратор. Преподаватель, куратор проектов по иллюстрации в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Что такое плагиат

Я считаю плагиатом дословное копирование чужого труда ради прибыли. В иллюстрации это чаще всего проявляется как копирование изображения с сохранением сюжета и пластического композиционного решения. Реже встречается заимствование характерных стилистических приёмов, которые стали визитной карточкой другого иллюстратора.

Доказать факт кражи бывает сложно. Зато плагиат может свидетельствовать о высоком уровне оригинала: значит, стиль и идея действительно достойны внимания.

Копирование не всегда преступление

Поиски стиля в обучении. Заимствование — ценный инструмент в обучении. Например, в упражнении «Рисование в ценностях двух художников» анализируют характерные приёмы известных авторов, чтобы объединить их и создать что-то новое.

В начале иллюстраторского пути я столкнулся с подобным, работая с журналами. Иногда мне предлагали рисовать в стиле других художников, чаще западных, если они были заняты или недоступны для российских изданий. Я заимствовал определённые аспекты — их называют «ценности»: технику, цветовую палитру, особенности композиции — и совмещал их со своими навыками.

В результате получались работы в новом для меня стиле, где отсылка к другому художнику была практически незаметна, но техника и интонация полностью соответствовали запросу заказчика.

Иногда я ощущал лёгкое разочарование: мой собственный стиль оказывался на втором плане. Но позже я понял, насколько этот опыт расширил мой стилистический арсенал и помог стать более универсальным и гибким художником.

Создание пастишей. Пастиши — это ремейки известных произведений искусства. В них меняют стиль исполнения, сюжет или смысл оригинала и на выходе получают цитату, творческую игру с классикой. Это не плагиат, а переосмысление.

Илья Абрамов-Попов
Дизайн-директор B2C-направления в Билайне, мультидисциплинарный дизайн-лидер

Даже природа занимается плагиатом

На нашей планете миллиарды людей, и у большинства есть глаза, которые находятся в определённом месте лица. Их два, у каждого есть зрачок и так далее. Издалека кажется, что глаза у всех одинаковы. Но при ближайшем рассмотрении мы увидим, что каждый глаз уникален, имеет свой цвет, уникальную сетчатку и размер. Получается, что сама природа совершает плагиат, переиспользуя часть тела.

В дизайне мы часто умышленно или неумышленно переиспользуем чужие паттерны или решения. Но как только мы применяем их для своего продукта или добавляем что-то своё, решение перестаёт быть плагиатом и становится уникальным.

Как создавать уникальное

Уникальный дизайн в 2025 году заключается в деталях, микроинтеракциях, персонализации и идее. Часто оригинальность там, куда все боятся или стесняются посмотреть: это что-то нестандартное или даже ненормальное.

Например, первый iPhone. Форма и функционал всем были понятны. Но Джобс смело пошёл в уникальность и убрал кнопки. В то время этот телефон не хейтил только ленивый, а сегодня — посмотрите вокруг — большинство держит в руках смартфон без кнопок.

Будьте смелыми и расширяйте свои границы, чтобы превращать плагиат в нечто уникальное.

Первый iPhone
Первый iPhone

Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.

1
Начать дискуссию