Как расти дизайнеру-фрилансеру
Мы поговорили с дизайнерами и арт-директорами об оценке своего дизайнерского уровня и отслеживании прогресса, синдроме самозванца и самокритике. А ещё узнали способы выделиться на фоне других фрилансеров.
Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.
Оценивайте себя с разных сторон
Здравая самооценка строится на согласованности внешней и внутренней оценок.
Внешняя оценка формируется, например, на собеседованиях, консультациях с другими дизайнерами, публичных выступлениях. Посмотрите во время них, как на вас реагируют люди.
Внутренняя оценка — это саморефлексия и сравнивание себя с другими по критериям, которые вы заранее определите (да, без них сравнивать бесполезно). Это как фильтр в поиске на маркетплейсах. Можно сравнивать по деньгам: кто сколько зарабатывает и почему. Можно — по образованию: кто сколько учился и чему, как это влияет на его жизнь сейчас.
Сравнивание себя с другими — это хороший инструмент для опоры на реальность, учитесь им пользоваться. Вы должны понимать, зачем вы себя с кем-то сравниваете и насколько обоснована ваша оценка. Например, проанализируйте, что и как делают ваши ровесники или коллеги. Чтобы от сравнивания с другими вы не почувствовали себя хуже них, старайтесь делать это объективно и с холодной головой. Тогда процесс станет не актом самокритики, а интересным исследованием.
Приведу пример про себя и деньги. Относительно своих сверстников я много зарабатываю. Чтобы это выяснить, я узнала, чем занимаются люди, с которыми я училась в школе и университете. Но ещё есть и те, кто меня восхищает, у кого я чему-то учусь. Относительно них я зарабатываю мало: они старше меня минимум на 10 лет, намного больше знают и умеют. Меня это не смущает: я специально выбрала этих людей, чтобы учится у них.
Создайте такие условия, чтобы внешняя и внутренняя оценки периодически обновлялись. Внутренняя поможет претендовать на большее, а внешняя — не стать самопровозглашённым королём.
Никогда и ничего не делайте в стол
Всё, что дизайнер создал один, три, шесть месяцев, год или пять лет назад, он должен публиковать в портфолио. Портфолио — это не доказательство того, что вы хороший, и не подборка самого лучшего. Это летопись ваших решений. Если стыдно что-то положить в портфолио, опубликуйте в телеграм-канале.
Полезно периодически задавать себе вопрос «Я хоть что-то сделал, чтобы жизнь стала лучше?» и анализировать ключевые шаги, которые были сделаны. Может быть, у вас есть прогресс, просто не там, где вы хотели :))
Думаете, что достигли профессионального «потолка»? Снимите корону
Почему вам удобно думать, что вы достигли «потолка»? Можно расслабиться? Не хочется ничего нового? Или хотите, чтобы всё оставалось так, как сейчас?
Я не верю, что есть «потолок». Чем дальше, тем всё больше думаешь: «Боже, сколько ещё всего можно сделать».
Продолжайте работать или измените подход
Если вы кайфуете от процесса, но не нравится результат, успокойтесь и делайте дальше. Со временем, если развивать вкус и эстетику, всё начнёт получаться.
Если процесс бесит, хотите делать самый красивый дизайн, но это «самое красивое» не получается, меняйте подход. Вариантов много: может быть, вы неудачно распланировали время или делаете то, что противоречит вашим ценностям, а может, дизайн это совсем не ваше.
Нужно признаться себе, что какой-то фрагмент жизни сломан. Вы делаете, как умеете, но ничего не получается. А как делать так, чтобы получалось, вы не знаете. Это уязвимая позиция, в ней сложно находиться. Вы в той точке, где лучше посидеть и подумать, чем пытаться что-то исправить с горящей жопой.
Не оценивайте каждый свой проект по принципу «нравится или не нравится». Может быть, вы сделали поверхностный и очевидный дизайн, но написали хороший текст! Это тоже работа и улучшение навыков.
Самокритика — это нормальная история, потому что мы всего лишь люди. Да, открыли электричество и изобрели айфончики, но всё равно очень хрупкие, ранимые и непостоянные.
Получайте разный опыт
Помимо поиска наставника или получения опыта в инхаус-команде, для роста вы можете запустить свой проект или продукт, поработать со школьниками, стать ментором для новичков или правой рукой для состоявшегося специалиста. Если вы выберете один способ для развития, высока вероятность пустить корни и потерять объективность. Это всё равно что принять одну религию и не поинтересоваться остальными.
Я считаю, что полезно менять «рассол», в котором вы находитесь. Как только стало чуть легче, берите что-то посложнее. Самое выгодное положение — быть худшим учеником в классе. Когда вы становитесь хорошистом — время переводиться в новый класс, а отличнику переводиться некуда.
Оценка собственного дизайнерского уровня
Самостоятельно свой уровень никак нельзя оценить. Объективная оценка в принципе невозможна — даже экспертная и независимая оценка всё равно будет субъективной. Но внешняя оценка может быть полезной и информативной, а собственная — нет. (Можно быть очень уверенным в себе или максимально неуверенным, и это сильно влияет на работу, но это лишь некое базовое свойство психики, никак не связанное с оценкой себя и своего уровня.)
А вопрос на самом-то деле важный, потому что без качественной оценки можно очень долго развивать не те навыки и зря тратить время не на то.
Именно поэтому мы решили сделать Дизайн-чекап. Это внутренний стартап «Интуиции», его смысл подробно раскрывается вот в этом выступлении: Летние дни Студии Артемия Лебедева в Библиотеке для молодёжи. День первый.
Дизайн-чекап предложит дизайнерам самую точную и непредвзятую оценку (которая всё ещё будет внешней, экспертной и потому субъективной). Главный прикол в том, что всё это за деньги дизайнера и в его интересах (а не за деньги и в интересах работодателя).
Точки роста и отслеживание прогресса
Отслеживать свой прогресс важно.
Если упороться максимально, то метод такой. Нужно придумать метрики.
Во-первых, количественные: сколько длятся проекты, какое в них соотношение полезно и бесполезно потраченного времени, какие у них бюджеты, какая маржинальность.
Во-вторых, качественные. Что чувствуем про проекты? Как это меняется по ходу проекта: что чувствуем в начале, в середине, в конце? Какие истории можем про них рассказать? Главные проблемы? Чем гордимся?
Количественные метрики всегда содержат цифры, их можно сравнивать. Качественные метрики обычно фиксируются в виде текста, но если у этого текста единая структура (ответы на одни и те же вопросы), такие тексты тоже можно сравнивать.
И вот чтобы отслеживать свой прогресс, надо научиться:
- фиксировать показатели
- регулярно анализировать эти данные
А если не упарываться, то ничего и не получится, потому что ретроспективно всё кажется другим, в памяти всё искажается, начинаете сами себе рассказывать про себя небылицы. Хотите отслеживать прогресс — упарывайтесь по метрикам.
О сравнении себя с другими и синдроме самозванца
Можно сравнивать себя с другими, почему бы и нет. Не надо избавляться от синдрома самозванца, пусть будет.
Вопрос не в том, как внезапно преисполниться в осознанности — это важно, но это слишком долго, результаты вам нужны гораздо раньше. Поэтому вопрос в том, как замечать в себе неконструктивное поведение и корректировать его.
Знаете, что вы похуже некоторых, и поэтому боитесь попросить денег, — не конструктивно. Знаете, что вы похуже некоторых, но говорите: «Всё-таки можно мне ещё и денег?», — супер.
Чувствуете себя самозванцем и поэтому боитесь задать важный вопрос — очень плохо, непрофессионально даже. Чувствуете себя самозванцем, но преодолеваете страх и задаёте вопрос, чтобы защитить от проблем клиента, команду, проект, — супер.
Свои работы могут не начать нравиться никогда. Это неприятно, но работе не мешает. Главное, чтобы они нравились клиентам, команде. А чтобы получить удовольствие от классного дизайна, всегда можно посмотреть чужие.
Два способа оценить свой прогресс
1. Открыть портфолио, посмотреть работы за последние пару лет и проанализировать:
- насколько проекты стали объёмными, сложными и амбициозными. Например, раньше вы делали лендосы, а сейчас проектируете целые платформы
- насколько качественные теперь работы. Не важно, что последние работы всегда будут выглядеть лучше старых. Главное — увидеть эту разницу
- появились ли новые проекты, команды, задачи, не поменяли ли вы нелюбимую работу на новую — это тоже прогресс
2. Сравнить, с какой скоростью вы решали задачи раньше, а с какой сейчас
Достижение профессионального «потолка»
Я убеждён, что «потолка» не существует. Если бы мне показалось, что я его достиг, воспринял бы это как тревожный сигнал, что пора менять проект. Значит, не было задач, которые бы способствовали развитию.
Задачи, конечно, можно придумать: поделать то, что давно хотелось; изучить новое направление; потыкать новый инструмент; поработать в новом стиле.
Если «потолок» достигнут в чём-то узконаправленном — например, вы лучше всех рисуете баннеры — всегда можно глянуть на уровень повыше: поменять роль; подумать о том, как эти баннеры влияют на бизнес, об их пользе.
Синдром самозванца и сравнивание себя с другими
Когда меня настигает синдром самозванца, я начинаю вспоминать, сколько приложил сил, чтобы оказаться на текущем месте. Сразу появляется уверенность, что всё не просто так. И вообще, настоящие самозванцы страдают синдромом?
Сравнивать себя с другими бессмысленно. Полезно, конечно, иногда равняться на кого-нибудь, перенимать чужой опыт, но в конечном счёте стать другим человеком невозможно. У всех свой путь.
Если свои работы не нравятся, порефлексируйте. Что не нравится? Почему? Что чувствуете, глядя на работу? Что хотели бы почувствовать? Что мешает?
Причина самокритики не в том, что работа плохая. Причина в чём-то другом, внутри нас. И чем раньше полюбить себя и свои работы, тем счастливее будет жизнь. (Такая вот психотерапевтическая задачка.)
Способы вырасти в профессии
Любой рост происходит с опытом. Эффективнее всего не думать о том, как вырасти, а поскорее получить этот опыт.
Курсы, студии, продукты или наставники развивают разные навыки. Они все по-своему важны, но нет смысла зацикливаться на чём-то одном.
Хотите научиться проектировать интерфейсы? Идите туда, где это хорошо умеют делать. Не берут? Сделайте что-то своё, что может развить эти навыки и привлечь к вам внимание. А затем снова идите туда, где умеют хорошо проектировать.
Думаю, для роста важнее количество, а не качество. Это не значит, что нужно сделать девять плохих проектов и один хороший. Это значит, что нужно всегда стараться сделать хорошими все десять, а там уж как пойдёт.
Способы выделиться на фоне других фрилансеров
Нужно быть самим собой, любить всё, что делаете, и перестать стесняться своих вкусов и самоидентичности.
Люди разные и с возрастом эту разность в себе сдерживают. А там может быть целый мир, который выделит вас лучше всего остального.
Не думайте об оценке коллег, популярности и должностях. Обстоятельства бывают разные, но если возможно, делайте проекты не просто ради денег, а с любовью.
Как только эти штуки в голове улягутся, всё остальное образуется само собой.
Оценка своего дизайнерского уровня и отслеживание прогресса
Людям трудно определить пробелы в своих знаниях. Поэтому оценить собственный уровень самостоятельно — сложная задача. Для этого существует три способа:
- использовать матрицу компетенций внутри компании
- использовать матрицу компетенций из открытых источников
- проконсультироваться с экспертом
Первая опция фрилансеру, очевидно, недоступна — остаётся вторая и третья. Вот неплохие, на мой взгляд, карты компетенций из открытых источников:
Консультация сэкономит силы, но вряд ли будет бесплатна. Поищите консультанта среди знакомых лидов, дизайн-директоров и медийных UX-экспертов. Например, ко мне на консультации часто приходят с подобным запросом, и у меня выработалась собственная система оценки некоторых навыков. Человек развивает каждый из них поэтапно.
- «Я ничего не знаю». Вы не в курсе, что такой навык существует
- «Я знаю, чего не знаю». О навыке слышали, но даже в теории не представляете, о чём речь
- «Я кое-что знаю». Вы разобрались в теории
- «Я умею». Освоили навык на практике
- «Я эксперт». Много раз применяли навык и можете обучать ему других
Удобно отслеживать перемещение по этим этапам. Но без самодисциплины и плана развития ничего не получится, и отслеживать будет нечего.
Ощущение профессионального «потолка» — это о зоне комфорта
«Потолок» означает разное: за работу не платят больше, чем хотелось бы, непонятно, какие скилы освоить или куда двигаться дальше. Дизайнеры-фрилансеры подвержены таким состояниям, потому что часто работают в одиночку, в своеобразном вакууме. Особенно это касается релокантов, которые попали на малознакомый рынок. Выйти из вакуума помогает общение с другими дизайнерами, посещение воркшопов и семинаров.
«Потолок» — это о зоне комфорта. Вы выходите из неё, когда растёте. Попробуйте брать проекты посложнее (например такие, где нужны исследования или проектирование систем, с которыми вы не сталкивались), проделайте упражнение с матрицей компетенций, придумайте план развития или вовсе смените фриланс на работу в компании.
Тревожные пирожочки и синдром самозванца
Избавиться от синдрома самозванца и перестать сравнивать себя с другими никак нельзя. Уж если родились тревожным пирожочком, таким и будете, — примите эту особенность и научитесь с ней жить. Поймите, что ваше состояние не отражает действительность. Как анорексичной девочке в зеркале чудится пухляш, так и вам в зеркале чудится некомпетентный дизайнер. Ключевое слово здесь «чудится». Опирайтесь не на свои галлюцинации, а на мнение заказчиков и коллег, матрицу компетенций или проконсультируйтесь с экспертом. Если синдром самозванца мешает работать, психолог — это маст.
Нормально, когда собственные прошлые работы не нравятся — это признак роста. Например, я стараюсь не смотреть на то, что сделала больше пары лет назад.
Если не нравятся текущие проекты, возможно, вам не хватает знаний. Определите, каких, и поработайте над ними с помощью референсов.
Рост и конкуренция на фрилансе
Расти помогает совокупность методов. Люди разные: кто-то развивается в стрессовых условиях конкуренции, а кому-то требуются получение знаний с ложечки и безопасность. Курсы, менторинг, уход в продукт — универсального рецепта нет, придётся пробовать всё и искать свой.
Помимо стандартных «сильного портфолио» и «хороших отзывов», выделиться на фоне других фрилансеров помогает соцграф, которым вы себя окружаете. Сарафанное радио ещё живо. Знакомства в LinkedIn, походы на конференции, общение с людьми и, конечно, довольные заказчики сами приведут к вам новых клиентов.
Мастерство (как способ), смысл (как цель) и их баланс
Мастерство сильно волновало меня в детстве. Однажды взрослые показали мне «Шоколадницу» Лиотара — популярную репродукцию того времени. Они восхищались, как выписаны стакан и шёлк, и я впервые чётко осознала, насколько людей трогает иллюзорность. Поэтому изначально стремилась к мастерству.
Это желание замечаю у многих людей, которые мечтают уметь, но не понимают, зачем им это. У меня было так же, но чем старше становилась и чем больше вкладывала в мастерство, тем меньше оно меня волновало.
Мастерство стало ненужным, да и прогресс стремительно его обесценивает. Но по-прежнему интересны эмоция, настроение, а вслед за ними — смысл высказывания, его расшифровка.
Иногда, анализируя собственный прогресс, удивляюсь, как мирилась с собой раньше. Полезно периодически смотреть на то, что вы делали, и поражаться, как мало мастерства в этом было. Но я проверила на себе, что мастерство — линейная функция времени: сколько вложишь, столько и получишь.
Баланс между мастерством и смыслом похож на то, что называют вкусом. Качество вкуса пропорционально информации, которую человек поглощает, непредвзято рассматривая всё подряд. «Всё подряд» — это лёгкая часть, а вот «непредвзято» — сложная.
Самозванство и самокритика
Сравнивайте себя с собой прошлым, новые работы — со старыми. И подумайте, имеет ли смысл переживать о самозванстве в мире, куда никто никого не звал. Мы все самозванцы — какая разница?
Продолжайте делать новое и побольше смотрите на разное, анализируя, что нравится, что нет и почему. Почему это нравится другим? Какие чувства вызывает? Какой смысл вложил автор?
Рост и конкуренция
Самое эффективное для роста — работа в команде, желательно большой и с разнообразными проектами. Ещё круто увлечься чем-то смежным, даже на время. А если достигли своего профессионального «потолка», выберите «потолок» повыше.
Следуйте за своим сердцем и не стесняйтесь, делайте всё, что придёт в голову. Большой плюс дизайнера в том, что придуманное он может сразу визуализировать.
Читайте другие наши статьи бесплатно на сайте «Журналуса». А чтобы получать их раньше других, подпишитесь на наш telegram-канал.