Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

«Дизайн-прожарка» — рубрика, в которой команда Mojo разбирает интерфейсы интернет-магазинов. Обычно мы находим ошибки и рекомендуем решения. В этот раз пришли к выводу, что критиковать может каждый, а вот найти позитив — нужно постараться.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Меня зовут Женя Князев, и я — продуктовый дизайнер. С моим участием вышли «Прожарки» «М.Видео», ASOS и Wildberries.

Мы в Mojo вместе отвечаем на комментарии и часто ставим в пример Ozon, почему — читайте ниже.

Ozon — старейший российский интернет-магазин, основан аж в 1998 году. Банковскими картами тогда и не пахло, поэтому пользователи бронировали товар на сайте и ехали в магазин выкупать его.

Немного древности в вашу ленту
Немного древности в вашу ленту

К слову, так маркетплейс выглядел в 2017 году. Хорошо, что после 20 лет подражания Amazon ребята всё-таки одумались.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Главная страница

Разбор полётов по традиции начинаем с десктопа.

Ozon подписывает иконки. Всё по канонам доступного дизайна, чтобы даже неопытный пользователь понимал, что к чему.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Содержимое «Личного кабинета» и «Заказов» показывают при наведении — тоже хорошо, но онховеров нет у «Избранного» и «Корзины».

Каталог вынесен в одну большую праймери-кнопку, которую трудно пропустить. Скрытую навигацию почти в два раза сложнее найти на странице.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Авторизация по номеру телефона без регистрации с кучей полей.

Главная справляется со своими задачами: информирует посетителя о широте ассортимента, рекламирует спонсорские продукты и услуги самого маркетплейса.

При этом за счёт комбинирования разных форматов изображений, домашняя страница выглядит не слишком заваленной.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Каталог

Категоризировать товары — это самое трудное в маркетплейсах. У Ozon это неплохо получается. В каталоге нет каких-то абстрактных разделов вроде «бакалеи» или «здорового выбора». Всё написано человеческим языком.

Иконки упрощают сканирование, но здесь цель — выделить дополнительные продукты Ozon.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Что странно — это категория «Автомобили и мототехника». Дизайнер не подумал и ребята, которые заполняли разделы, тоже. Кажется, что здесь пусто, но если пролистнуть выше — категории есть.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Хорошая фильтрация:

  • несколько вариантов показаны для каждого фильтра — позволяет понять, что внутри;
  • экономит пространство — большинство пунктов скрыто под кнопкой «Посмотреть всё». Если её раскрыть — появляется поиск для удобной навигации.
  • на самой кнопке стоит акцент;
  • не забыли возможно свернуть фильтр обратно;
  • большое количество вариантов дополнено поиском по ним;
  • помимо поиска есть деление по алфавиту — пользователю проще воспринимать информацию, разделенную на части.

Понятно решение с сайдбаром — фильтров много, и они меняются в зависимости от категории. Горизонтальной фильтрацией тут не обойтись, хотя часто она будет эффективнее.

Слайдер дополнен полями ввода и не реагирует на случайные клики в середину. Отфильтровать цену можно только бегунками — всё по лучшим практикам.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Применённые фильтры отображаются над списком товаров — их легко корректировать. Контекст поиска трудно потерять и невозможно забыть.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Поиск

Моя любимая часть в этом интернет-магазине.

Во-первых, есть поиск по категориям. Ещё бы добавить его в «мобилку» — и было бы слишком хорошо.

Во-вторых, Ozon умеет распознавать проблемные запросы. Вводим «Много мух», и он показывает средства для борьбы с насекомыми.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Ошибки в запросах тоже распознаёт и исправляет, словом, кайф.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

При заполнении поля маркетплейс выводит подходящие категории. Историю запросов можно удалять, чтобы жена не спалила, на что вы тратите деньги.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

У поиска тоже относительно хороший инструмент фильтрации. Можно выбрать категорию, доставку, скидки, бренд.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Если поиск автоматически определил категорию товара — в фильтрах показывают её характерные особенности.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Внутри Ozon много маленьких интерфейсных фичей. Например, из-за большого количества уведомлений личный кабинет походит на почтовый сервис. Например, можно отметить все оповещения как прочитанные. Чувствуется забота.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Карточка товара

В карточке товара можно переключать фотографии.

Когда наводишь курсор на лайк, появляется тултип с пояснением к действию. Даже ваш дедуля поймёт, что это значит.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

При этом Ozon прямо в карточке умудряется довольно неплохо рекламировать себя. Говорят, у нас и склады есть, и доставка, ребята, давайте дружить.

Маркетплейс хорошо подаёт рекламу. Её много, но она не давит. Спонсорские товары оформлены так, что человек, скорее всего, решит, что это самые популярные продукты в категории.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Минус: некоторые элементы выглядят кликабельными, но не являются таковыми. Например, цветовые свотчи и размеры.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Можно добавить несколько позиций прямо из карточки, не переходя в корзину. Для товаров типа чипсов это must have функция, которой пренебрегают.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Пользовательский контент в карточке прямо под описанием товара. Социальное доказательство подтолкнёт клиентов к покупке. Плюс люди сфотографируют продукт во всех вариациях лучше профессионала по техзаданию.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

В карточке товара рассказывают про скидки: сколько их, как они применены и какую выгоду получает покупатель.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Идеи для внедрения — товар можно подарить, можно узнать о снижении цены.

Характеристики в описании товара категоризированы и хорошо оформлены.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Наверху фиксируется блок с информацией, какой товар ты изучаешь. Захочешь добавить в корзину — не придется скролить. Жаль, что без цены.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Есть статистика по отзывам, но она некликабельная — нельзя отфильтровать именно ту оценку, которая меня интересует. Зато есть сортировка отзывов.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Там, где отзывов больше тысячи, Ozon сам систематизирует данные.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Для премиум-товаров доступны консультации по аудио и видео. Правда консультанты работают по расписанию, которое нигде не опубликовано.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

В карточке пример «полезного» FOMO (fear of missing out — страх упустить). Не говорят: «Купи, потому что этот товар просматривают ещё 10 тысяч человек», а информируют об остатках.

Таблица размеров рядом с выбором, чтобы максимально упростить подбор
Таблица размеров рядом с выбором, чтобы максимально упростить подбор

В сравнении можно выбрать ключевые характеристики — они выводятся наверх. Можно даже сравнивать товары в кросс-категории. Сравнение только по отличающимся характеристикам уже гигиенический минимум.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Минус: при добавлении в сравнение появляется тултип. Если не успеть кликнуть, то страницу почти невозможно найти.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

И ещё минус: в «Избранном» можно составлять собственные списки, но только авторизированным пользователям. Внутри нет поиска и фильтрации хотя бы по категориям. Для маркетплейса это плохо, потому что товаров в избранном может быть много.

В корзине у количества товара выпадающие списки. Если вариантов много, придётся долго скроллить. Решение с «+» и «−» был бы удобнее.

Нужное количество можно ввести, но только если доступно больше 10 позиций. Альтернатив в этом случае тоже нет, только ввод.

Классно, что пишут, сколько товара осталось.

Выпадающий список меняется на поле ввода, если выбрать в выпадающем списке «10+»
Выпадающий список меняется на поле ввода, если выбрать в выпадающем списке «10+»

В чекауте спрятано поле промокода — не отвлекает пользователя от покупки. Если акцент на поле слишком сильный, то люди идут гуглить и могут не завершить оформление.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Упрощены хедер и футер — тоже хорошо, но лучше упрощать ещё на этапе корзины.

Мобильная версия

Начну всё же с позитивных моментов, которые не пересекаются с десктопом:

Избранное в виде дашборда — отличное решение для смартфона. Наконец-то можно легко попасть в сравнение. С ноутбука мне это удалось с трудом.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Можно фильтровать пункты выдачи по типу, услугам и способу доставки.

Плохо: fab-кнопка крестика не даёт эффективно пользоваться навигацией на этой страницу. Я хочу закрыть окно, и возникает конфликт.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Данные из SMS автоматически подтягиваются. Можно вбить код для авторизации одним кликом.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Классный онбординг. Хотя бы в «мобилке» становится ясно, куда спрятали сравнение.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Теперь к минусам.

Первое, что встречает нас на главной — карусель с еле заметными индикаторами. Хорошо, что без автоанимации.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Последовательное меню в каталоге не даёт вернуться обратно к категориям. Нажатие физической кнопки «Назад» перекидывает пользователя на главную.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

При этом с Safari навигация не дружит вообще — кнопку «Посмотреть» не видно. Таб бар тоже конфликтует с iOS.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

В мобильной корзине уже нет выпадающих списков, но не хватает «+» и «−». Это решение удобнее, чем дропдаун или ручной ввод при количестве до 6-7 товаров.

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

Выпадающие списки в сортировках не кастомизированные.

Крутите барабан, если хотите добраться до нужного пункта. Но сначала догадайтесь, что он там вообще есть
Крутите барабан, если хотите добраться до нужного пункта. Но сначала догадайтесь, что он там вообще есть

И это не тот случай, когда приложение работает лучше мобильной версии — там всё то же самое.

Вывод

Выглядит так, будто я вымученно старался хвалить Ozon, но получилось не очень. Нужно честно признаться: когда начинаешь детально что-то рассматривать, минусы всё равно бросаются в глаза.

В общем и целом идеальных интернет-магазинов не бывает. Ozon явно беспокоится об обеспечении качественного пользовательского опыта и это похвально.

Пишите в комментариях, UX каких сайтов нравится лично вам. Возможно, мы вместе сможем пополнить рубрику позитивными примерами :)

Подписывайтесь на Mojo и не забывайте про «+1», если было полезно.

3636 показов
8.2K8.2K открытий
19 комментариев

Добрый день. Я из Ozon. Спасибо большое за такой подробный анализ нашего сайта и проложения. Давайте по порядку:

- В разделе с меню мы обязательно задействуем возможность с онховерами, если будет такая потребность.
- Часть предложений в разделе "Корзина" мы уже проверили в бою, другие нет, но обязательно их задействуем!
- Так как на нашем сайте несколько миллионов позиций - разделов тоже не мало. Мы продолжаем по сей день работать над оптимизацией в фильтрации этой огромной базы данных на сайте. Будем честны, - это задача не из лёгких, но мы ищем лучший путь для решения этой задачи.
- Насчёт кнопки с выбором постамат - согласны с вами. Она действительно не самая удобная. Мы поправим её обязательно!
- На нашем сайте вы можете сделать заказ любому человеку в любую доступную нам точку земли. Но эта задумка, как вы заметили, не развита достаточно. Над её реализацией будем думать ;)
- О снижении цены раньше можно было узнать нажав специальную кнопку. Сейчас же мы сообщаем о таких изменениях, если товар добавлен в Избранное. Уведомления об этом сейчас в работе.
- А фильтрация по категориям в избранном и списках есть в том же самом привычном месте. Поиск же надеемся реализовать в ближайшем будущем, он будет полезен для наших пользователей.
- Насчёт списков товаров всё просто: как бы не было грустно, но, по нашим наблюдениям, неавторизированные пользователи теряют их достаточно легко. Именно поэтому мы стимулируем к созданию личного кабинета в приложении или на сайте.
- А вот тултип у нас сам не скрывается, только пользователь может его закрыть.

“Наверху фиксируется блок с информацией, какой товар ты изучаешь. Захочешь добавить в корзину — не придется скролить. Жаль, что без цены.” - тут отдельное спасибо. Взяли на заметку 👍

Ответить
Автор

Спасибо, что прислушались :D Не ожидали.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Спасибо : D Нам настолько нечем заняться, что мы наняли специального человека, который собирает инфу и пишет статьи.

Ответить

Егор, ну зачем так. Под твоими статьями ведь можно так же написать, но мы этого не делаем 

Ответить

Привет! Спасибо за статью, очень круто и интересно!
Вопрос - в одной из статей цикла про интернет-магазин вы писали про табы в карточке товара.
Скажите, какая альтернатива на ваш взгляд лучше? Просто как верно заметили в комментариях к той статье - не всегда удобно разворачивать полотно. В том же озоне как раз таки полотно, и это крайне неудобно когда чтобы найти характеристики или описание, нужно скролить 4 экрана.

Ответить
Автор

Привет, Игорь!

Спасибо, что читаете и цените 🖤

Нам нравится полотно, где бóльшая часть контента свернута. Так сохраняется более типичный для пользователя паттерн сканирования и меньше вероятность того, что раздел не заметят.

Следующее решение в топе — показывать разделы на первом экране коротко, а полную инфу уводить в табы. Это решение сейчас популярно среди магазинов техники вроде Связного и М.Видео. Им нужно было малой кровью решать проблему табов.

Лайфхак — дублировать табы сверху и снизу. Такая избыточность позволит снизить вероятность их пропустить для пользователя.

С мобилкой тоже есть специфика. Если интересно — подробный рассказ в статье 👇

Ответить