Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon
«Дизайн-прожарка» — рубрика, в которой команда Mojo разбирает интерфейсы интернет-магазинов. Обычно мы находим ошибки и рекомендуем решения. В этот раз пришли к выводу, что критиковать может каждый, а вот найти позитив — нужно постараться.
Меня зовут Женя Князев, и я — продуктовый дизайнер. С моим участием вышли «Прожарки» «М.Видео», ASOS и Wildberries.
Мы в Mojo вместе отвечаем на комментарии и часто ставим в пример Ozon, почему — читайте ниже.
Ozon — старейший российский интернет-магазин, основан аж в 1998 году. Банковскими картами тогда и не пахло, поэтому пользователи бронировали товар на сайте и ехали в магазин выкупать его.
К слову, так маркетплейс выглядел в 2017 году. Хорошо, что после 20 лет подражания Amazon ребята всё-таки одумались.
Главная страница
Разбор полётов по традиции начинаем с десктопа.
Ozon подписывает иконки. Всё по канонам доступного дизайна, чтобы даже неопытный пользователь понимал, что к чему.
Содержимое «Личного кабинета» и «Заказов» показывают при наведении — тоже хорошо, но онховеров нет у «Избранного» и «Корзины».
Каталог вынесен в одну большую праймери-кнопку, которую трудно пропустить. Скрытую навигацию почти в два раза сложнее найти на странице.
Авторизация по номеру телефона без регистрации с кучей полей.
Главная справляется со своими задачами: информирует посетителя о широте ассортимента, рекламирует спонсорские продукты и услуги самого маркетплейса.
При этом за счёт комбинирования разных форматов изображений, домашняя страница выглядит не слишком заваленной.
Каталог
Категоризировать товары — это самое трудное в маркетплейсах. У Ozon это неплохо получается. В каталоге нет каких-то абстрактных разделов вроде «бакалеи» или «здорового выбора». Всё написано человеческим языком.
Иконки упрощают сканирование, но здесь цель — выделить дополнительные продукты Ozon.
Что странно — это категория «Автомобили и мототехника». Дизайнер не подумал и ребята, которые заполняли разделы, тоже. Кажется, что здесь пусто, но если пролистнуть выше — категории есть.
Хорошая фильтрация:
- несколько вариантов показаны для каждого фильтра — позволяет понять, что внутри;
- экономит пространство — большинство пунктов скрыто под кнопкой «Посмотреть всё». Если её раскрыть — появляется поиск для удобной навигации.
- на самой кнопке стоит акцент;
- не забыли возможно свернуть фильтр обратно;
- большое количество вариантов дополнено поиском по ним;
- помимо поиска есть деление по алфавиту — пользователю проще воспринимать информацию, разделенную на части.
Понятно решение с сайдбаром — фильтров много, и они меняются в зависимости от категории. Горизонтальной фильтрацией тут не обойтись, хотя часто она будет эффективнее.
Слайдер дополнен полями ввода и не реагирует на случайные клики в середину. Отфильтровать цену можно только бегунками — всё по лучшим практикам.
Применённые фильтры отображаются над списком товаров — их легко корректировать. Контекст поиска трудно потерять и невозможно забыть.
Поиск
Моя любимая часть в этом интернет-магазине.
Во-первых, есть поиск по категориям. Ещё бы добавить его в «мобилку» — и было бы слишком хорошо.
Во-вторых, Ozon умеет распознавать проблемные запросы. Вводим «Много мух», и он показывает средства для борьбы с насекомыми.
Ошибки в запросах тоже распознаёт и исправляет, словом, кайф.
При заполнении поля маркетплейс выводит подходящие категории. Историю запросов можно удалять, чтобы жена не спалила, на что вы тратите деньги.
У поиска тоже относительно хороший инструмент фильтрации. Можно выбрать категорию, доставку, скидки, бренд.
Если поиск автоматически определил категорию товара — в фильтрах показывают её характерные особенности.
Внутри Ozon много маленьких интерфейсных фичей. Например, из-за большого количества уведомлений личный кабинет походит на почтовый сервис. Например, можно отметить все оповещения как прочитанные. Чувствуется забота.
Карточка товара
В карточке товара можно переключать фотографии.
Когда наводишь курсор на лайк, появляется тултип с пояснением к действию. Даже ваш дедуля поймёт, что это значит.
При этом Ozon прямо в карточке умудряется довольно неплохо рекламировать себя. Говорят, у нас и склады есть, и доставка, ребята, давайте дружить.
Маркетплейс хорошо подаёт рекламу. Её много, но она не давит. Спонсорские товары оформлены так, что человек, скорее всего, решит, что это самые популярные продукты в категории.
Минус: некоторые элементы выглядят кликабельными, но не являются таковыми. Например, цветовые свотчи и размеры.
Можно добавить несколько позиций прямо из карточки, не переходя в корзину. Для товаров типа чипсов это must have функция, которой пренебрегают.
Пользовательский контент в карточке прямо под описанием товара. Социальное доказательство подтолкнёт клиентов к покупке. Плюс люди сфотографируют продукт во всех вариациях лучше профессионала по техзаданию.
В карточке товара рассказывают про скидки: сколько их, как они применены и какую выгоду получает покупатель.
Идеи для внедрения — товар можно подарить, можно узнать о снижении цены.
Характеристики в описании товара категоризированы и хорошо оформлены.
Наверху фиксируется блок с информацией, какой товар ты изучаешь. Захочешь добавить в корзину — не придется скролить. Жаль, что без цены.
Есть статистика по отзывам, но она некликабельная — нельзя отфильтровать именно ту оценку, которая меня интересует. Зато есть сортировка отзывов.
Там, где отзывов больше тысячи, Ozon сам систематизирует данные.
Для премиум-товаров доступны консультации по аудио и видео. Правда консультанты работают по расписанию, которое нигде не опубликовано.
В карточке пример «полезного» FOMO (fear of missing out — страх упустить). Не говорят: «Купи, потому что этот товар просматривают ещё 10 тысяч человек», а информируют об остатках.
В сравнении можно выбрать ключевые характеристики — они выводятся наверх. Можно даже сравнивать товары в кросс-категории. Сравнение только по отличающимся характеристикам уже гигиенический минимум.
Минус: при добавлении в сравнение появляется тултип. Если не успеть кликнуть, то страницу почти невозможно найти.
И ещё минус: в «Избранном» можно составлять собственные списки, но только авторизированным пользователям. Внутри нет поиска и фильтрации хотя бы по категориям. Для маркетплейса это плохо, потому что товаров в избранном может быть много.
В корзине у количества товара выпадающие списки. Если вариантов много, придётся долго скроллить. Решение с «+» и «−» был бы удобнее.
Нужное количество можно ввести, но только если доступно больше 10 позиций. Альтернатив в этом случае тоже нет, только ввод.
Классно, что пишут, сколько товара осталось.
В чекауте спрятано поле промокода — не отвлекает пользователя от покупки. Если акцент на поле слишком сильный, то люди идут гуглить и могут не завершить оформление.
Упрощены хедер и футер — тоже хорошо, но лучше упрощать ещё на этапе корзины.
Мобильная версия
Начну всё же с позитивных моментов, которые не пересекаются с десктопом:
Избранное в виде дашборда — отличное решение для смартфона. Наконец-то можно легко попасть в сравнение. С ноутбука мне это удалось с трудом.
Можно фильтровать пункты выдачи по типу, услугам и способу доставки.
Плохо: fab-кнопка крестика не даёт эффективно пользоваться навигацией на этой страницу. Я хочу закрыть окно, и возникает конфликт.
Данные из SMS автоматически подтягиваются. Можно вбить код для авторизации одним кликом.
Классный онбординг. Хотя бы в «мобилке» становится ясно, куда спрятали сравнение.
Теперь к минусам.
Первое, что встречает нас на главной — карусель с еле заметными индикаторами. Хорошо, что без автоанимации.
Последовательное меню в каталоге не даёт вернуться обратно к категориям. Нажатие физической кнопки «Назад» перекидывает пользователя на главную.
При этом с Safari навигация не дружит вообще — кнопку «Посмотреть» не видно. Таб бар тоже конфликтует с iOS.
В мобильной корзине уже нет выпадающих списков, но не хватает «+» и «−». Это решение удобнее, чем дропдаун или ручной ввод при количестве до 6-7 товаров.
Выпадающие списки в сортировках не кастомизированные.
И это не тот случай, когда приложение работает лучше мобильной версии — там всё то же самое.
Вывод
Выглядит так, будто я вымученно старался хвалить Ozon, но получилось не очень. Нужно честно признаться: когда начинаешь детально что-то рассматривать, минусы всё равно бросаются в глаза.
В общем и целом идеальных интернет-магазинов не бывает. Ozon явно беспокоится об обеспечении качественного пользовательского опыта и это похвально.
Пишите в комментариях, UX каких сайтов нравится лично вам. Возможно, мы вместе сможем пополнить рубрику позитивными примерами :)
Подписывайтесь на Mojo и не забывайте про «+1», если было полезно.