Что такое Headless CMS и зачем дизайнеру это знать
Представьте, что вы — шеф-повар, который готовит блюда, но не работает в зале. Вам приносят заказ, вы готовите, а как это подадут — решает команда официантов. Примерно так и работает Headless CMS: контент — это кухня, а подача — задача фронтенда. Сегодня компнем немного в сторону работы разработчика. Ничего сложного не будет. Но это как бы азы, которые не помешает понимать хотя бы поверхностно. Так что давайте прольем немного цифрового чая на Headless CMS с позиции дизайнера, как опции для понимания.
Если вы хоть раз делали сайт с Wordpress, Tilda или Webflow, вы уже использовали CMS. Она позволяла добавлять тексты, картинки, статьи — всё это появлялось в нужном месте на странице. Это удобно: один человек пишет, другой рисует, третий настраивает. Всё работает как единое целое.
Но у этой простоты есть и обратная сторона. Часто такие CMS ограничивают дизайн, ломают адаптивность, выдают странный код и требуют обходных путей. И вот когда проект становится сложнее — например, контент нужно показывать не только на сайте, но и в мобильном приложении, Telegram-боте или даже на умных часах — привычная CMS уже не справляется.
Тут-то и появляется понятие Headless CMS.
Что такое Headless CMS на человеческом языке?
Headless (англ. «без головы») — это система управления контентом, которая... не знает, как этот контент будет выглядеть. Она его просто хранит и отдаёт «по запросу». То есть, она занимается содержимым, но не лезет в дизайн. Как склад: вы говорите, что вам нужно, и вам это дают. А как это будет выглядеть на витрине — решаете вы.
Вы спросите, но разве обычная CMS не делает то же самое
Короткий ответ: Да, делает.
Но только для веба. Headless CMS делает это гибко, масштабируемо и сразу для всех платформ.
Обычная CMS:
WordPress, Joomla, Wix, Tilda — они работают по принципу:
"Вот тебе интерфейс, шаблоны, контент — всё внутри. Работает из коробки, но кастомизировать сложно."
Ты как дизайнер рисуешь макет — но потом сталкиваешься с ограничениями шаблона, как будто у тебя кухня уже встроена, и нельзя поменять плиту местами с холодильником.
- Контент жёстко привязан к интерфейсу.
- Поддержка мобильных и других платформ — через костыли.
- UI и UX контролирует система, не ты.
- Сложно переиспользовать одни и те же данные в разных местах.
Headless CMS:
Strapi, Contentful, Sanity, Directus — работают как конструктор:
"Вот тебе хранилище контента. А как он будет выглядеть — решаешь ты сам."
Контент и дизайн развязаны. Данные живут в CMS, а ты можешь делать что угодно на фронте: сайт, приложение, email, smart TV и т.д.
- Ты сам проектируешь структуру данных (контентную модель).
- Дизайнер получает больше влияния на UX, потому что данные не диктуют, как их отображать.
- Интерфейс под каждый экран можно делать по-своему — без дублирования данных.
- Контент-менеджеры и редакторы могут работать параллельно с дизайном и разработкой, не ломая макеты.
А дизайнер тут при чём?
Я вам должен сказать, очень даже при чём. Потому что:
- Вы получаете полный контроль над внешним видом. Никаких шаблонов, ограничений или «эта секция не редактируется». Вы рисуете так, как хотите. Мобильную версию? Пожалуйста. Телевизор? Без проблем. Главное — договориться, какие данные нужны.
- Контент живёт один раз, но используется везде. Одна и та же статья может быть на сайте, в мобильном приложении, в email-рассылке. Данные одни — представлений много.
- Можно разделить работу. Контент-менеджеры наполняют тексты, дизайнеры проектируют интерфейс, разработчики подключают это всё вместе. Никто никому не мешает, и каждый отвечает за своё.
Headless CMS — это не просто про разработку. Это про разделение обязанностей:
- контент-менеджер редактирует тексты,
- дизайнер управляет интерфейсом,
- разработчик собирает всё вместе.
И если ты как дизайнер понимаешь, какие данные есть, как они приходят и как их можно визуализировать — ты становишься не просто визуальным исполнителем, а ключевым элементом команды.
Пример из жизни
Вот вам немного из практики, что бы вы могли понимать это решение. Допустим, вы работаете над сайтом для онлайн-школы. На главной — список курсов. Каждый курс имеет:
- Название
- Картинку
- Описание
- Категорию
- Преподавателя
В обычной CMS вы бы сверстали карточку курса прямо там, где редактируется контент. То есть вы зависите от логики CMS. Она решает, как выглядит карточка, как формируется страница, и иногда — как отображается шрифт.
С Headless CMS всё иначе: вы заранее обсуждаете с разработчиком структуру данных — это называется контентная модель. А потом рисуете интерфейс так, как вам хочется. CMS отдаёт «сырой» контент через API, а фронтенд рисует всё по вашему дизайну.
Немного технических слов (но по-простому)
Если вы будете взаимодействовать с разработчиком, без этой базы вам не обойтись. Вот что нужно запомнить дизайнеру:
- API — это способ спросить у CMS: «Дай мне список курсов». CMS отвечает: «Вот тебе JSON — список объектов с заголовками, картинками и т.д.».
- REST или GraphQL — это языки, на которых делают такие запросы. REST — проще, GraphQL — гибче.
- Frontend — это то, что видит пользователь. Вы рисуете макеты, фронтендеры превращают это в код и соединяют с API.
- Контентная модель — это структура, по которой CMS хранит данные. Вы можете предложить её вместе с дизайном: «Нам нужны поля: title, subtitle, image, category». Говоря на таком языке, вы ставите понятную задачу разработчику.
Что важно учесть дизайнеру при работе с Headless CMS
Когда вы понимаете, как работает Headless CMS, вы можете:
- предлагать решения, которые реально внедрить;
- экономить время разработчиков, предлагая удобные структуры;
- учитывать ограничения ещё на стадии дизайна;
- делать интерфейсы, которые легко масштабируются.
Вы становитесь не просто художником, а полноценным участником продукта. А это уже другой уровень.
Вот, что я рекомендую вам сделать:
- Планируйте с самого начала. Не рисуйте интерфейс в вакууме. Подумайте: где будет храниться этот контент? Кто его будет наполнять? Какие поля нужны?
- Помогите описать контентную модель. Это несложно: нарисуйте структуру карточки и подпишите поля. Это будет очень полезно разработчику.
- Продумайте адаптивность. Если один и тот же контент будет на мобильном и десктопе — как он себя поведёт? А если картинки разного размера?
- Работайте с реальными данными. Попросите разработчика подключить API к прототипу. Лучше один раз увидеть настоящую карточку, чем 10 lorem ipsum в Figma.
Вообще говоря, чем больше технических моментов вы опишите под ваш дизайн тем лучше для вас же. С одной стороны глупый разработчик не придет к вам с вопросами. С другой стороны умный разработчик не придумает все это за вас, и по итогу вы получите не то что ожидали. В этом плане коммуникация с разработчиком на языке понятном ему, выдача с ходу всех данных которые ему приглдятся в работе — это уже большая половина успешной реализации.
По итогу
Headless CMS — это не модный термин из мира разработчиков. Это инструмент, который помогает командам работать гибко, быстро и без ограничений. Для дизайнера это шанс наконец-то не бороться с шаблонами, а создавать настоящие, живые интерфейсы, которые можно адаптировать под любую платформу.
И даже если вы не будете настраивать API руками — вы точно сможете спланировать, как с ним работать. А это и есть та самая грамотная коммуникация между дизайном и разработкой, которая делает продукт сильным.