Сделали по WCAG, но всё ещё нарушаете закон? Добро пожаловать в мир EAA

Когда речь заходит о цифровой доступности, большинство команд делают ставку на одно: WCAG 2.1. Проверили цвета, добавили alt-теги, проставили фокус и выдохнули. Вроде всё по правилам. Но с недавнего времени в игру вступает Европейский Акт о Доступности (EAA). И внезапно оказывается, что ваша система доступности как дверной проём без пандуса. Сегодня пролью цифровой чай на вопрос оптимизации продуктов с точки зрения последних нововведений уже на уровне законодательства.

Сделали по WCAG, но всё ещё нарушаете закон? Добро пожаловать в мир EAA

Предлагаю сразу договориться. Это материал не для всех. Но если вы, как и я понимаете, что сегодня для вашего продукта это не актуально, а завтра обладая этим навыком вы будете конкурентоспособны на рынке. Этот материал для вас.

WCAG — это база. Но не страховка.

Начнём с хорошей новости: WCAG нужен. Да, это важный и уважаемый стандарт. Он учит нас, как делать интерфейсы дружелюбными к людям с ограничениями по зрению, слуху и моторике. и даже больше скажу. Он помогает зачастую принимать решения о реализации того или иного варианта дизайна. Т.е. я бы не воспринимал его, как ограничитель. Скорее как дополнительный вектор который помогает принимать обоснованные решения в дизайне.

Но вот плохая новость: одних WCAG недостаточно, если вы работаете в Европе или просто на европейскую аудиторию.

С 28 июня 2025 года начал полноценно действовать Европейский Акт о Доступности (EAA). И если вы думали, что WCAG покрывает всё, то пришло время пересмотреть ваши планы.

Где заканчивается WCAG и начинается EAA?

WCAG — это гайдлайн. Он говорит: “Сделай так, чтобы кнопку можно было нажать с клавиатуры” или “Поставь текст к изображению”. Это про интерфейс.

EAA — это Европейский Акт о Доступности, принятый ЕС с целью обеспечить равный доступ к товарам и услугам для всех граждан, включая людей с инвалидностью. Он уже вступил в силу с 28 июня 2025 года и обязателен для компаний, работающих в странах ЕС. EAA — это закон, который обязывает бизнес делать свои цифровые и физические продукты доступными.

По сути, он спрашивает:

“А клиент смог пройти весь путь? От выбора товара до возврата денег? Без барьеров? Без помощи другого человека? На любом устройстве? С любой технологией поддержки?”

Ключевые особенности EAA:

1. Это закон, а не рекомендация

  • В отличие от WCAG (гайдлайны), EAA имеет юридическую силу.
  • Несоблюдение может привести к жалобам, судебным искам и штрафам.

2. Применяется ко всему жизненному циклу продукта

  • От маркетинга и покупки, до поддержки, возвратов и расторжения договора.
  • Не только веб-сайт, но и email, приложение, терминалы, документация, поддержка и т. д.

3. Охватывает конкретные категории товаров и услуг

Например:

  • Веб-сайты и мобильные приложения
  • Электронные книги
  • Онлайн-магазины и платформы
  • Банковские интерфейсы
  • Билетные автоматы, POS-терминалы, банкоматы
  • Электронные службы связи
  • Операционные системы

4. Ссылается на технические стандарты

  • EN 301 549 — технические требования (включают WCAG, но шире)
  • EN 17161 — требования к управлению доступностью в организации (процессы, роли, обучение, контроль)

5. Обязателен для компаний, работающих в ЕС

  • Даже если ваша компания зарегистрирована за пределами ЕС, но вы предлагаете услуги или товары в ЕС — вы обязаны соблюдать EAA.
Сделали по WCAG, но всё ещё нарушаете закон? Добро пожаловать в мир EAA

Можно пройти аудит по WCAG и… получить штраф

Именно так. Если ваша команда использует автоматические тестеры, ловит пару недочётов по цветам и вешает на сайт бейджик “мы compliant” — это не гарантирует, что вы законно чисты по EAA.

Потому что EAA смотрит шире:

  • Что происходит после покупки?
  • А можно ли отменить заказ без визуального интерфейса?
  • А что с email-рассылкой, её можно прочитать скринридером?
  • А если у вас мобильное приложение, насколько оно адаптировано под Android accessibility tools?
  • А если я клиент и хочу задать вопрос: “есть ли доступный канал связи, кроме звонка?”

И выходит так, что это не “опции”. Это обязательные требования.

Давайте приведу пример, для наглядности:

Представьте, что ваш продукт — это банк. Сайт полностью по WCAG, и приложение идеально адаптировано.

Но клиент с инвалидностью пытается:

  • отменить подписку → и не может,
  • хочет дозвониться → а у вас только голосовой автоответчик,
  • получить возврат → а форма возврата в PDF и её нельзя заполнить без мыши.

По итогу, вы формально соответствуете WCAG, но всё ещё нарушаете EAA.

Хорошо. А что делать?

Если у вас уже налажены процессы по безопасности и приватности (например, GDPR), то путь вам знаком. Тут тоже нужно:

  • Изучить EN 301 549 — технические требования, которые шире WCAG.

  • Принять EN 17161 — как корпоративный стандарт управления доступностью.

  • Выстроить процессы: роли, ответственные, документация, аудит.

  • Встроить проверку доступности в процесс разработки. Подумать, как вы внедряли GDPR с бордами, формами, инструкциями. Здесь будет примерно то же самое.
  • Вовлекать поддержку, маркетинг, контент и даже юридический отдел.
  • Подумать об обучении команды.
  • Документировать: что сделано, что в работе, где узкие места.

Просто делать “ручной аудит раз в квартал” больше не работает.

Как итог

Ну по сути, держим в голове и понимании, что WCAG — это проверка качества интерфейса, а EAA — это проверка зрелости всей вашей организации в целом.

И если вы строите цифровой продукт на европейском рынке, пора воспринимать доступность не как “добавку в UI”, а как полноценную корпоративную обязанность. Иначе вам быстро напомнят через суд.

Ну и то с чего начали. Понимание и умение внедрять то и другое — это не ограничитель, а еще один ваш скил, который делает вас сильнее и востребованее.

Добра 🦫

3
Начать дискуссию