Иконки

Интерфейсные иконки предназначены для мгновенного распознавания действий, режимов и объектов. В отличие от детализированных иконок приложений, передающих характер бренда, они опираются на простые формы, чёткие силуэты и минимум цвета. Их задача - быстро и ясно передать функцию без лишних пояснений.

В этой статье рассмотрим принципы создания иконок для веб-интерфейсов на основе рекомендаций Apple и исследований Nielsen Norman Group.

Почему дизайн иконок так важен

Согласно исследованиям Nielsen Norman Group, пользователи лучше понимают интерфейс, когда иконки узнаваемы и следуют единому визуальному стилю. Непонятные или противоречивые иконки создают когнитивную нагрузку и замедляют работу с продуктом.

Основные принципы создания иконок:

1. Простота и узнаваемость

Убирайте лишнее. Детали, которые красиво смотрятся на 128 пикселях, исчезнут на 16.

Детализированная иконка принтера: с лотками, кнопками и тенями и лаконичный силуэт принтера
Детализированная иконка принтера: с лотками, кнопками и тенями и лаконичный силуэт принтера

Используйте знакомые метафоры:

  • Поиск - лупа
  • Удаление - корзина
  • Редактирование - карандаш

2. Оптическое выравнивание

Геометрический центр не всегда равен визуальному. Асимметричные иконки (стрелки, треугольники) часто нужно слегка сдвигать, чтобы они казались центрированными.

Пример: стрелка визуально «заваливается» вниз из-за своей формы.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdeveloper.apple.com%2Fdesign%2Fhuman-interface-guidelines%2Ficons&postId=2141941" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Асимметричный значок</a> может выглядеть не по центру, даже если это не так.
Асимметричный значок может выглядеть не по центру, даже если это не так.

Решение. Сместить её на пару пикселей вверх и добавить отступы (padding), чтобы элемент в целом выглядел центрированным, даже если по пикселям это не совсем так.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdeveloper.apple.com%2Fdesign%2Fhuman-interface-guidelines%2Ficons&postId=2141941" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Перемещение значка</a> на несколько пикселей выше оптически по центру; включение пикселей в закладку упрощает центрирование.
Перемещение значка на несколько пикселей выше оптически по центру; включение пикселей в закладку упрощает центрирование.

Небольшие корректировки оптического центрирования могут сильно улучшить внешний вид вашего приложения.

Apple подчёркивает: такие микросмещения могут значительно улучшить восприятие интерфейса.

До <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdeveloper.apple.com%2Fdesign%2Fhuman-interface-guidelines%2Ficons&postId=2141941" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">оптического центрирования</a> (слева) и после оптического центрирования (справа).
До оптического центрирования (слева) и после оптического центрирования (справа).

3. Визуальная согласованность

Все иконки в вашем продукте должны выглядеть частью одного семейства.

Чтобы достичь<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdeveloper.apple.com%2Fdesign%2Fhuman-interface-guidelines%2Ficons&postId=2141941" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> визуальной согласованности</a>, при необходимости отрегулируйте размеры отдельных значков...
Чтобы достичь визуальной согласованности, при необходимости отрегулируйте размеры отдельных значков...
...и используйте одинаковую толщину линий в каждой иконке.
...и используйте одинаковую толщину линий в каждой иконке.

На что смотреть:

  • Единая перспектива: фронтальный вид, изометрия и т.д.

  • Схожая стилистика: все контурные или все заполненные

  • Одинаковый размер и толщина линий

  • Единый уровень детализации


    Это важно, если вы используете кастомный набор, а не библиотеку вроде Feather, Tabler или Material Icons.


4. Баланс с текстом

Толщина линий иконок должна соответствовать толщине шрифта, рядом с которым они используются. Это создает визуальную гармонию и единый уровень акцента.

Тонкие иконки рядом с жирным текстом теряются. Толстые - перетягивают внимание.

Технические рекомендации:

▪Создание адаптивных иконок

При создании иконок для разных размеров учитывайте, что детали должны упрощаться:

  • 32px и больше: можно оставить все детали
  • 24px: уберите второстепенные элементы
  • 16px: оставьте только основную форму. Минимум деталей

▪Цвет и доступность:

  • Разрабатывайте иконки в чёрно-белом варианте. Цвет можно наложить через систему или CSS
  • Используйте прозрачность для пустых участков
  • Всегда добавляйте альтернативный текст (aria-label, alt) - это критично для пользователей скринридеров

🔹 Альтернативный текст (alt или aria-label) - это описание иконки (или другого визуального элемента) для пользователей, которые не видят экран, но используют скринридеры (специальные программы, которые вслух озвучивают интерфейс).

Например, если у кнопки стоит иконка корзины без текста, скринридер не скажет пользователю, что делает эта кнопка, - если вы не добавили aria-label="Удалить" или alt="Удалить".

📚 Эта рекомендация основана на WCAG (Web Content Accessibility Guidelines) и документации ARIA от WAI-ARIA.

▪Локализация

Если иконка содержит текст или символы, создайте версии для разных языков. Для языков с письмом справа налево (арабский, иврит) может понадобиться зеркальная версия иконки.

Не все иконки нужно отзеркаливать - элементы без конкретного направления (например, кнопка загрузки или корзина) остаются без изменений. А вот иконки со стрелками, указывающими направление чтения, или символами нужно адаптировать. Создавать зеркальные версии можно с помощью инструментов вроде ImageMagick.

Распространенные ошибки:

  1. Смешивание стилей - контурные иконки рядом с заполненными
  2. Разная толщина линий в одном наборе
  3. Детали, теряющиеся в малых размерах
  4. Неочевидные метафоры, которые можно интерпретировать по-разному
  5. Игнорирование контекста - иконка понятна отдельно, но не в интерфейсе

Как тестировать:

  • Покажите иконку без контекста - понятна ли она?
  • Проверьте читаемость в 16-24 px
  • Убедитесь, что иконки различимы в разных состояниях: обычное, активное, заблокированное (hover, disabled, active)

Универсальные иконки:

Посмотрите на значки ниже. Думаю, вы сразу поймете, что они означают.

  • Дом - главная страница
  • Гамбургер-меню - навигация
  • Лупа - поиск
  • Карандаш - редактирование
  • Сердце / палец вверх — лайк
  • Сердце / звезда - в избранное
  • Закладка - сохранить
  • Стрелка вверх из квадрата - поделиться
  • Стрелка вниз в облаке / квадрат - скачать
  • Шестерёнка - настройки
  • Замок - безопасность / доступ
  • X - закрыть
  • Воронка - фильтр / сортировка
  • Ссылка / цепочка - прикрепить ссылку
  • Стрелка наружу - выйти

Где взять хорошие иконки для интерфейса

Если вы не хотите рисовать иконки с нуля, воспользуйтесь готовыми наборами. Вот подборка современных и доступных ресурсов:

Iconify.design

Огромный агрегатор иконок. В одном месте собраны:

  • Feather Icons - тонкие минималистичные
  • Tabler Icons - аккуратные и современные
  • Material Icons - гайдлайновые от Google
  • Phosphor - модные иконки с поддержкой веса

Можно скачивать SVG или использовать как компонент в коде/Figma.

Remixicon.com

  • Универсальные иконки с ясной геометрией
  • Контур + заливка, всё в одном стиле
  • Удобно под UI и админки

Heroicons.com

  • Идеально сочетаются с Tailwind UI
  • Два стиля: outline и solid
  • Прекрасный выбор для дашбордов и веб‑приложений

Lucide.dev

  • Развивает идеи Feather Icons
  • Открытый код, SVG и npm‑пакет
  • Красиво смотрится в SaaS‑интерфейсах

Бонус: почти все иконки можно удобно импортировать в Figma через Iconify-плагин.

Важно: всегда проверяйте лицензию перед использованием. Большинство перечисленных ресурсов предлагают бесплатное использование, но условия могут различаться - от полностью свободных до требующих указания авторства.

Заключение

Информативные и привычные иконки работают незаметно - они интуитивно понятны и не отвлекают пользователя от основной задачи. Лучшая иконка - та, которую пользователь понимает мгновенно, не задумываясь о её значении.


2
2 комментария