ДИЗАЙНЕРСКИЙ ДРИФТ: комплексный фреймворк по отправке нишевания в графическом дизайне в закат
Когда “молния поймана в бутылку” – имеет смысл лишь одно – двигаться и зайти как можно дальше...
Автор:
Евгений Ощепков - UI/UX-дизайнер/преподаватель-исследователь/кандидат наук
В дизайн-сообществе не умолкают споры о перспективах профессии графического дизайнера в современных и будущих условиях рынка. Эти споры привели к пока «мирному антагонизму» двух точек зрения. Первая голосит о необходимости нишевания дизайнеров под конкретную индустрию и дальнейшее развитие именно в ней. Это «монопродажи» по формуле одна индустрия – одно предложение (одна услуга, например презентация), либо одна индустрия и несколько предложений услуг от дизайнера (презентация, сайт, афиша, оформление социальной сети и другое). Вторая точка зрения отстаивает необходимость построения карьеры дизайнера на комплексных продажах, когда один дизайнер становится универсальным «продажником» своих услуг для двух и более сфер бизнеса, предлагая им комплексные продажи для закрытия всех возможных треков запроса. Так же дизайн-сообщество муссирует вопросы изменения статуса дизайнера, как «помощника бизнеса», необходимости развития его личного бренда и востребованной номенклатуры компетенций современного графического дизайнера. Однако, все эти споры лежат в одной плоскости (в одном нарративе) и имеют конвергентную (общую) природу возникновения.
Актуальность данной статьи обусловлена изменениями, происходящими в современных условиях на рынке, предопределяющими возрастание требований к деятельности графического дизайнера. Цель статьи заключается в раскрытии модели деятельности дизайнера на основе концепции «дизайнерский дрифт». Гипотеза исследования: эффективность деятельности дизайнера с использованием модели деятельности на основе концепции «дизайнерский дрифт» повысится.
Факторы, влияющие на переход к новому фреймворку в дизайне
Профессия дизайнера в современных условиях подвержена постоянной динамике. Дизайнер работает на бизнес и все процессы, происходящие в нем, мгновенно отражаются на деятельности дизайнера, как на проводнике бизнеса в мир потребителей услуг и продуктов через визуальные смыслы и функции.
Результаты анализа сложившейся конъюнктуры на рынке показывают наличие существенных изменений, предопределяющих возрастание требований к подходам к профессиональной деятельности графических дизайнеров. Основное влияние на сложившуюся ситуацию оказали приведенные ниже факторы.
1. Ускорение темпов бизнеса и рынка.
«Бизнесу некогда». Это ключевой драйвер изменений на рынке. Современные компании работают в условиях высокой конкуренции и постоянно меняющихся трендов. Им нужны быстрые решения и быстрые старты, чтобы быть гибче и не упустить «окно возможностей». Многоэтапные брифинги и согласования, долгие процессы принятия решений замедляют рост бизнесов. «Требование немедленной ценности (рентабельность инвестиций или коэффициент окупаемости инвестиций – ROI) становится во главу угла: бизнес хочет видеть отдачу от инвестиций в дизайн как можно быстрее. Это приводит к «сжатию» времени дизайнера, требующее от него нелинейных возможностей (небольшие усилия ведут к непропорционально большим профитам) и способностей по организации своей деятельности дизайнером.
2. Насыщенность рынка дизайнерских услуг.
Высокая конкуренция, вызванная развитием искусственного интеллекта и редукция дизайнерских приложений, упростили вход в профессию графического дизайнера и количество дизайнеров в сфере неуклонно растет. Однако, просто хорошим дизайнером быть уже недостаточно. Чтобы выделиться среди множества предложений услуг других дизайнеров, приходится искать новые, более эффективные способы привлечения и удержания клиентов, создания дополнительной стоимости своих дизайн услуг. Вопросы затрат денежных ресурсов в рекламу своих услуг и времени на продвижение приобретают критическую важность. Нужно уметь позиционировать себя, продавать, эффективно взаимодействовать с заказчиком и продолжать непрерывно обучаться использованию новых рабочих инструментов.
3. Повышение ожиданий клиентов.
Насмотренность заказчиков сильно возросла. Так же возростает номенклатура каналов сбыта продукции и форматов продаж. Заказчики ожидают комплексных решений своих запросов, так как устали от фрагментации услуг дизайнеров и вынуждены сокращать штат своих дизайн-отделов. Нишевание услуг дизайнеров утрачивает свое привычное существование как нарратив. Заказчикам удобнее (иногда жизненно важно для бизнеса) работать с одним компетентным дизайнером или одной студийной командой, которая может закрывать ряд потребностей. Так же сохраняется желание прозрачности и ясности бизнеса: клиенты ценят прямую, быструю и понятную коммуникацию без лишней «воды» и сложных технических терминов (им некогда разбираться в них и некогда (сложно) вводить дизайнера/студию глубоко в контекст своей ниши).
4. Развитие личных брендов и онлайн-присутствия.
Социальные сети и сервисы с онлайн-портфолио позволили дизайнерам развивать свой личный бренд, демонстрировать экспертность и харизму еще до первого прямого контакта, что существенно сократило путь к доверию. Доступность информации: клиенты могут легко исследовать потенциального исполнителя до обращения, поэтому сильное позиционирование и репутация становятся критически важными в развитии дизайнера, в формировании высокого клиентского сервиса.
5. Изменение роли фрилансера и студии: от исполнителя к партнеру бизнеса.
Современный дизайнер становится не просто «руками», выполняющими техническое задание, а необходимым стратегическим партнером, который понимает бизнес клиента и предлагает конгруэнтные, релевантные решения. Фрилансеры и студии все больше осознают себя как полноценные бизнесы, которым нужно оптимизировать воронку продаж и максимизировать прибыль с каждого клиента благодаря маркетинговым компетенциям.
6. Усиление акцента на «soft skills».
Наряду с профессиональными «hard skills» (знания и умения, связанные с конкретными инструментами и процессами в области дизайна), все большее значение приобретают «soft skills»: коммуникабельность, умение убеждать, вести переговоры, адаптироваться и быть проактивным.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод, что бизнес стремится использовать «кроссплатформенность» для создания наиболее широкого пути реализации своих продукции и услуг. И ему нужны комплексные решения своих запросов через универсальных графических дизайнеров, располагающих к себе за счет личностных характеристик, профессионализма и высокого качества клиентского сервиса без привязки к нише бизнеса.
Концепция «дизайнерский дрифт»
В результате проведённого исследования запросов бизнеса и предложений услуг дизайнеров была разработана концепция «дизайнерский дрифт». Опытное определение понятию «дизайнерский дрифт», как подхода (фреймворка) к работе графического дизайнера описывается следующим образом:
дизайнерский дрифт – это быстрое закрытие сделки через личный бренд, харизму, ясную коммуникацию, сильное позиционирование и умение делать допродажи, комплексно решая задачи бизнеса.
Для того, чтобы разобраться в причинах интеграции столь разных по природе, на первый взгляд, терминов в одну дефиницию нужно раскрыть понятие «дрифт», которое пришло в дизайн из автоспорта.
Дрифт (англ. drift) – техника прохождения поворотов и вид автоспорта, характеризующийся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла
к траектории; соревнования проводятся на сухом асфальте, трассах
с большим количеством поворотов.
Изначально дрифт как спорт появился в Японии в начале 1990-х годов. Позже стал крайне популярен в США. Долгое время был под запретом. Нелегальные уличные гонки стали одним из главных «катализаторов» развития автомобильной индустрии и сферы тюнинга внутри неё. Наиболее яркий период развития сектора «дрифт» пришелся на выход фильма из франшизы «Форсаж»: «Тройной форсаж: Токийский дрифт» в 2006 году.
На появление дрифта, как нового направления автоспорта, повлиял ряд факторов, которые, с использованием метода аналогий можно интерпретировать в изменения современного рынка и изменения
в сфере графического дизайна. Давайте рассмотрим эти факторы:
извилистые горные дороги Японии (усложнение процессов на рынке);
поиск более быстрых и зрелищных техник прохождения поворотов (ускорение циклов рынка, закрытие возрастающих запросов потребителей);
необходимость создания управляемого заноса, как высшего мастерства в управлении автомобилем (запрос на комплексные навыки дизайнеров для развития и поддержки бизнеса, его качественного отстраивания от конкурентов).
Теперь следует погрузиться в суть данной концепции.
«Дизайнерский дрифт» – это не дизайн презентации или сайта. Это дизайн того, как дизайнер выстраивает свою деятельность, взаимодействует с потенциальным клиентом и ведет его к оплате
и дальнейшему сотрудничеству (к допродажам дизайн-услуг, чувствительно влияющим на продажи бизнеса и его развитие). Дизайнер проектирует не только конечный продукт, а путь клиента
и его опыт. Это осознанное создание дизайнером факторов успеха своей деятельности: вместо того, чтобы просто ждать заявок
и реагировать на любых клиентов, дизайнер, применяет «дрифт» - активно формирует пространство и условия, способствующие заявкам от клиентов, которые приходят именно на данного дизайнера, на его «вайб» и профессионализм. Это неминуемо ведет к быстрому закрытию сделки через четкий «оффер» и комплексность реализуемых услуг.
Практические рекомендации дизайнерам по внедрению концепции «дизайнерский дрифт»
Переход на использование дизайнером в практической деятельности концепции «дизайнерский дрифт» включает в себя нелинейное движение (малые усилия ведут к большим профитам) по четырём взаимосвязанным трекам:
проектирование собственного позиционирования (дизайнер чётко транслирует свое понимание с какими клиентами он хочет работать через личный бренд);
проектирование необходимых компетенций (дизайнер владеет и развивает компетенции применения комплекса дизайн-инструментов под закрытие комплексных запросов бизнеса);
проектирование коммуникационной стратегии (ясная, быстрая коммуникация (без воды и занудства), учет типа клиента и его роли
в заказе);
проектирование уникального торгового предложения, которое мгновенно откликается на запросы бизнеса (кейсы (и другие активности) говорят до дизайнера, до контакта с конкретным клиентом).
«Дизайнерский дрифт» поднимает дизайн на уровень бизнес-стратегии. Это уже не просто медийная творческая деятельность,
а инструмент для достижения коммерческих целей – быстрых продаж, увеличения дохода, построения долгосрочных отношений. Это «дизайн дизайна» с точки зрения его бизнес-эффективности. Здесь комплексные услуги, проводя параллель с автоспортом, — это «количество лошадиных сил в автомобиле». То есть – подготовленный в скиллах дизайнер («пилот автомобиля») плюс его система деятельности («автомобиль»), в которую «вшита» нелинейность –
его глубокое видение, его проявленность в социальных сетях, кейсы на площадках и другие контекстные активности, сжимающие в итоге временные вложения в активную деятельность дизайнера по конкретному проекту. Все эти контекстные активности - «лошади мощности» бренда дизайнера.
Таким образом, появление подхода "дизайнерский дрифт" –
это естественный ответ на динамику современного рынка, возросшие требования бизнеса к скорости и комплексности решений, а также усиление конкуренции среди дизайнеров, которые вынуждены развивать не только свои профессиональные (дизайн-навыки),
но и бизнес-навыки. Использование дизайнерами в практической деятельности концепции «дизайнерский дрифт» позволит повысить эффективность работы и добиться нелинейных результатов
в реализации конкретных заказов и деятельности в целом. И тот дизайнер, который быстрее реализует такой фреймворк, уже не будет думать ни о чем другом, кроме как зайти в этом как можно дальше).
Спасибо за возможность быть прочитанным! Было интересно, полезно и хотите больше о продажах, дизайн-концептах и исследованиях? Приглашаю в свой тг-канал