Важность дизайна
Сейчас будет больно. Это не та мотивационная речь, которую ждут новички в профессии. Но это и не пессимистичная услада для выгоревших стариков. Стараюсь передать взгляд на профессию сквозь года и призму личного опыта.
Дизайн безусловно важен как сущность. Как экспертиза. Как совокупность коллективных знаний и результатов, которые толкают человеческую деятельность вперёд. Которые облегчают человеческую жизнь, задачи, рутину. Обогащают, помогают, упрощают. Украшают, вдохновляют, заряжают.
Каждому дизайнеру важно понимать, что он делает важную работу, которая приносит пользу. Иначе, зачем этим заниматься? Ведь дизайнеру важно удовлетворить свою внутреннюю потребность быть компетентным специалистом в выбранной профессии.
Важность дизайна определяется внешним откликом. Если дизайн заказывают заказчики — значит он (дизайн) важен. Если дизайном пользуются клиенты заказчиков — он важен. И там и там чуждые дизайнеру люди, не из его стаи. И не смотря на то, что именно эти люди напрямую влияют на выживаемость дизайнера (на его занятость и зарплату), не каждый дизайнер воспринимает их влияние.
Горазде важнее, когда другие дизайнеры (люди из той же стаи, что и сам дизайнер) могут оценить его работу профессионально. Дать свою экспертную оценку, умозаключение, похвалить, одобрить, присудить награду. Ожидание такой похвалы выше чем отклик от заказчика или пользователя. А важность одобрения от сородичей — важнейшая нематериальная оценка. Важность признания того, что стая одобряет труды дизайнера. Понимание того, что его принимают и не собираются изгонять из стаи.
Важность работы дизайнера во многом зависит от ожидания других людей. И эта важность обладает лимитом времени. Ведь ожидания у людей соответствуют текущим трендам. Важность приравнивается актуальности. Важность дизайна отражает современный контекст и быстро устаревает. Сайты, которые я рисовал как веб-дизайнер двадцать лет назад — сейчас настолько неактуальны, насколько неактуальны скиллы, которые требовались тогда, чтобы нужно было уметь их рисовать. Чтобы было важно уметь их рисовать. Дизайн, который я делал десять лет назад — морально устарел. Да, есть работы которыми я горжусь до сих пор, и считаю что в них вложено много сил и знаний, что базовая дизайнерская ДНК вшита в эти работы, и этот дизайн можно считать крепким. Что он выдерживает время. Но показав этот дизайн молодым ребятами, которые в профессии менее пяти лет, которые учились совсем на других задачах, которые видят профессию совсем в другом свете, они не увидят ничего для себя полезного и важного в тех моих работах, которые я считаю важными для себя. Тоже самое произойдет и с дизайном этих ребят через пять лет.
То, что сейчас кажется важным, уже очень скоро устареет и окажется никому не нужным. Никто не будет сохнуть по жидкому стеклу и по экспериментам с нейрографикой. Придут новые тренды, а эти технические скиллы и визуальные приёмы будут выглядеть как архаизм и что-то вопиюще бесполезное. Неважное. Конечно есть фундаментальная база, которая до их пор является актуальной. Например, функциональный и минималистичный промышленный дизайн в стиле Баухаус. Или геометричный и типографический стиль по канонам швейцарского дизайна в коммуникациях и на вебе. Но за сто лет, таких устоявшихся примеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Короче говоря, по тому, что сейчас дизайнерам кажется очень важным, скоро можно будет ностальгировать лишь на сайте веб.архив.орг. Но я вижу в этом важную фундаментальную особенность.
Дизайн — не про «как это было»
Рефлексировать бывает полезно. Чтобы переосмыслять и двигаться далее. Но залипать на прошлом и пускать слюни на вчерашние достижения не будет хорошим делом.
Дизайн — это не про «как это будет»
Да, в качестве упражнений, дизайнерам важно фантазировать на тему будущего и придумывать немыслимые концепты. Так качается дизайнерская мыщца. Но 99.9% этих фантазий никогда не станут реальностью.
Дизайн — это про «здесь и сейчас»
Быть в настоящем. Фокусироваться на актуальном. Не застревать в прошлом. Не грезить будущим. Делать свою работу хорошо. Не боятся ошибаться. Учиться на своих ошибках. Удивляться новому. И не переставлять удивлять окружающих, для которых ваш дизайн может быть как глоток свежего воздуха. Главное, не зацикливаться на этом, а быть в потоке. Кайфовать от того, что имеет важность сейчас. Не возводить эту важность в культ. Понимать что завтра это всё будет уже неважно. Но помнить, что все эти ранее проделанные шаги, сами по себе имеют важность. Именно благодаря им вы сегодня там, где вы есть.
Важно не придавать излишнюю важность дизайну, но ценить то, что вы делаете. И продолжать это делать вопреки тому, что кто-то посчитает это неважным.
В этой статье слово «важно» использовано 29 раз. Магическое значение числа 29 раскрывается в нумерологии через комбинацию энергий чисел 2 (гармония, сотрудничество) и 9 (мудрость, духовное развитие), что символизирует надежду на духовное просветление. Желаю вам духовного просветления и обретения самих себя.
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на мой тг-канал, в котором вы найдете увлекательные рассуждения про дизайн, практические руководства и методологии для дизайнеров и дизайн-руководителей.