Как подготовить макеты профессиональных интерфейсов для тестирования онлайн — показываем на примере медицинской системы
Профессиональный интерфейс — это отраслевой инструмент, который помогает пользователю решать рабочие задачи. Для него самое важное — эффективность, а это качество, которое по определению повышает цену каждой ошибки.
Профессиональные интерфейсы сложнее массовых. Во-первых, в них чаще всего не предусмотрены четкие сценарии, в них может быть сколько угодно задач. И это влияет на тестирование.
На одном экране есть заходы на множество сценариев и микросценариев. В любой момент врачу может понадобиться что угодно
Во-вторых, в сложных интерфейсах может быть несколько векторов взаимодействия.
Векторы взаимодействия
Педагогический — для новичков
Пользователь ищет информацию в окружении, а команды/кнопки/контролы сообщают о своем поведении. Массовые интерфейсы редко выбираются дальше педагогического уровня.
Непосредственный — для опытных
Взаимодействие происходит в контексте. Пользователь управляет контролами и объектами непосредственно, использует некоторые популярные идиомы.
Невидимый — для экспертов
Пользователь помнит невидимые команды, шорткаты, идиомы и не тратит время на меню и контролы. Есть не во всех профессиональных интерфейсах.
В-третьих, и это самое главное, профессиональные интерфейсы ориентированы на специалистов и обращаются к уже имеющимся у них знаниям.
Когда мы тестируем профессиональный интерфейс, мы обращаемся к информации в голове пользователя и проверяем, как он работает в контексте существующих рабочих процессов. Нам не нужно избегать неочевидных идиом, сложной терминологии, иконок без подписей — пользователь с ними знаком.
Профессиональные интерфейсы нельзя тестировать как массовые, потому что в профессиональных мы обращаемся к информации в голове пользователя
Врач знает, как читать график, — обучать его не нужно
В массовых интерфейсах, наоборот, только так и можно обращаться — продумывать все, чтобы было понятно пользователю без подготовки. Поэтому в них лучше избегать неочевидных идиом, сложной терминологии, иконок без подписей.
В идеале в профессиональных интерфейсах нужно проверять именно второй и третий векторы взаимодействия, для которых требуются обучение и практика. При этом узнать наверняка, насколько понятен невидимый вектор, мы сможем только после месяцев работы пользователя в интерфейсе. А значит, речь идет уже не про прототип, а про реализованный интерфейс.
С другой стороны, не всякий профессиональный интерфейс имеет третий вектор. Например, в нашем последнем медицинском проекте по мониторингу артериального давления нет невидимого уровня, только непосредственный. Поэтому мы довольно просто могли проверить, насколько хорошо перенесли существующий бизнес-процесс и узнают ли врачи свои ежедневные задачи.
Если пользователь не умеет работать в программе, его можно научить. Это нормально для профессиональных интерфейсов, обучение может длиться недели и месяцы.
А иногда бывает так, что работодатель в силу бизнес-требований разрабатывает интерфейс не таким, каким его видит работник.
Поэтому, если человек не справляется с задачей на тестировании, это не всегда ошибка проектирования. Иногда — сознательное решение заказчика, который рассчитывает потом обучать сотрудников, как работать в софте.
Как подготовить интерактивный прототип для тестирования
Мы собираем прототипы так, чтобы их можно было тестировать по сценариям и ситуациям, которые мы готовили в процессе проектирования. Соответственно, во время сборки дизайнер опирается на эти артефакты. Также дизайнер и исследователь могут обсуждать какие-то правки или нюансы в процессе работы.
Не стоит пытаться подготовить высокодетализированный прототип, на котором можно было бы проверить абсолютно любой сценарий и микросценарий. Их слишком много.
Мы в каждом задании проверяем один рабочий процесс/ситуацию. А каждое задание запускам со стартовой страницы.
Прототипы делаем максимально интерактивными. По крайней мере — все элементы, которые относятся к тестируемому сценарию. Но если респондент все-таки нашел и нажал на некликабельную кнопку, уточняем, что он хочет сделать и почему нажимает туда.
Вообще специалист может неожиданно обратиться к чему угодно. Вы можете выделить в прототипе несколько основных процессов, но они не покажут все многообразие возможностей. Эта особенность профессиональных интерфейсов осложняет тестирование и добавляет в него немного условности.
Собрать что-то похожее на демоверсию и обеспечить реалистичную свободу действий — та еще задача.
Когда мы тестировали интерфейс системы для нейроисследований, нам приходилось говорить «представьте, что мы подключили датчики» — в реальности, конечно, никаких датчиков не было.
Это техническое ограничение не всегда можно решить. Где-то помогут Framer, Axure, Anima — они позволяют собирать мощные интерактивные прототипы. Где-то спасет скорейшая реализация грубого MVP. Но тут можно напороться на другую проблему — потратить деньги на разработку и узнать, что интерфейс не работает и не стоит сил разработки.
Пока дизайнер готовит прототип, исследователь пишет гайд для тестирования и сверяет его с макетом — все ли из гайда можно реализовать. Спрашивает дизайнера, какие места интерфейса кажутся ему наиболее сложными, в каких решениях есть сомнения. Эти моменты он помечает для дальнейшей проверки.
Дизайнер показывает готовый интерактивный прототип исследователю, они вместе его проходят и, если необходимо, вносят правки в макеты или сценарий.
Как только прототип и гайд составлены и проверены, можно рекрутировать пользователей и назначать тестирования. Об этом мы продолжим в следующей статье.