Брендинг — сложная сфера. Не имея представление о базовых процессах, клиент на первых этапах проекта может столкнуться с десятком проблем. Где найти подрядчика? Как оформить заявку? Как определяется стоимость?В этой статье мы отразили 10-летний опыт общения с бизнесом. Собрали идеи, которые помогут сделать взаимодействие с агентством на первых этапах не только проще, но и эффективнее.Подготовительная работа1. Изучаем основыПеред началом работы ознакомьтесь с понятиями брендинга. Общение на одном языке значительно ускорит процесс взаимопонимания. Вы сможете быстрее доносить свои мысли, а агентство будет понимать, что имеет дело с профессионалом.Можно начать с небольшого набора терминов: бренд, инсайт, позиционирование, платформа бренда. Специально для тех, кому интересно, мы составили небольшой словарь.2. Цель и KPIВажно определиться с целью проекта. Например, это может быть выведение на рынок нового продукта, желание привлечь новую аудиторию, увеличить узнаваемость бренда и другие.Тут же полезно подумать про результат. В каком виде вы бы хотели получить материалы по проекту: презентация, готовые для печати файлы, исходники или тексты.На этом этапе можно начать формулировать KPI или разрабатывать критерии оценки результатов.Например:— актуальность концепции для целевой аудитории;— соответствие платформы бренда бизнес-модели компании;— уникальность товара на полке;— легкость восприятия дизайна;— взаимосвязанность дизайна и tone of voice (голоса бренда);— экономическая адекватность воплощения концепции;— простота внедрения в существующие бизнес-процессы.В будущем системный подход принесет много плюсов: вы сможете осознать потребности, границы своего выбора, а агентство — определить вектор развития проекта.3. Сбор информацииНа каждом этапе агентство запрашивает от клиента разные материалы о проекте. Удобно, когда они собраны заранее, еще лучше — лежат в одном месте. Благодаря этому можно значительно сэкономить время.Что нужно подготовить:Конструктив упаковки. Чтобы определиться с конструктивом, нужно предварительно проконсультироваться с поставщиками упаковки. Уточнить, какие варианты наиболее соответствуют вашему бюджету, производственной стратегии и особенностям продукта. Эффективнее выбирать сразу несколько конструктивов, так у вас появится возможность протестировать, как с ними будут работать разные дизайн-решения.Если конструктив согласован, запросите ТЗ (техническое задание). Агентство должно знать, какие возможности/ограничения нужно будет учитывать при разработке дизайна. Обычно необходимы следующие данные:1. Фотографии упаковки без продукта и с продуктом.2. Чертёж в реальном размере.3. Свойства конструктива (форма — банка, бутылка, коробка, пакет; материал — пленка, бумага и др.; плотность — высокая, средняя, низкая; компактность — разборная/не разборная, складная, комбинированная; размеры конструктива и др.).4. Технические требования.Особенности печати (полноцветная печать или печать с ограниченным числом красок, постпечатные эффекты — ламинация, вырубка, тиснение и т.д.).Если конструктив не согласован, отправьте ориентировочные фотографии возможных вариантов, на основе которых будет разрабатываться упаковка бренда. Store Check (фотографии полок, где планируется размещение продукта). С онлайн–ритейлом — все довольно просто: агентство само может сделать скриншот с Ozon, Wildberries и других маркетплейсов. А вот фото из офлайн-точек найти бывает сложнее, особенно, если вы работаете с командой из другого города.Снимок должен быть качественным и четким, демонстрировать актуальные упаковки отрасли. Фотографируйте прямо, выбирайте хорошее освещение. Тщательно выстраивайте кадр, чтобы в нём была вся полка. Лучше делать несколько снимков: вблизи, чтобы было видно отдельные бренды, и издалека — так в кадр попадут все объекты (например, конкуренты, рядом с которыми вы бы хотели разместить продукт). Перед тем как провести Store Check, посмотрите на карту. Выберите точки продаж в разных районах. Так агентство получит полное представление о ситуации в вашем городе/регионе.Пример хорошего Store Check. Фотографии из архива ФермыУ Store Check много преимуществ. Во-первых, он позволяет клиенту составить общее представление о полке: узнать, какие бренды будут окружать товар; между какими предложениями потребитель будет делать выбор. Во-вторых, помогает агентству понять среду, в которой будет реализовываться товар. Например, если брендинговая компания находится Санкт-Петербурге, а продукт продается на Сахалине, то фотографии полок будут бесценны для агентства. С помощью них команда сможет полностью погрузиться в местный контекст — проанализировать отраслевой шаблон, цветовую палитру, изучить конкурентов. ПИ по всем SKU (потребительская информация для каждой товарной позиции). Найти регламенты бывает сложно, поэтому в Ферме мы создали ресурс с подробным описанием требований.Если кратко, то идеальное ПИ должно содержать такие сведения:1. состав;2. БЖУ;3. условия хранения;4. масса нетто;5. данные об изготовителе;6. ТУ (технические условия на продукцию);7. штрих-код;8. маркировка;9. информация о необходимости перевода на другие языки.Для наглядности мы создали шаблон ПИ (потребительской информации).Данные о целевой аудитории и конкурентах. Можно заранее собрать воедино все исследования, которые у вас были — отзывы, презентации исследовательских компаний и другие. Это ускорит работу агентства, поможет в поиске и даст понимание, какой информации не хватает.Бенчмаркинг и референсы. Обратите внимание на лучшие компании в вашей сфере. Кто они? О чем рассказывают в своих коммуникациях? Какой у них дизайн? Особенно присмотритесь к западным лидерам. Их брендинг часто определяет будущие российские тренды 2-4 лет.Посмотрите работы разных дизайн-студий. Пообщайтесь с командой, обсудите, что соответствует настроению/духу бренда, какие кейсы нравятся и почему. Примеры можно искать на Pinterest/ Dribbble/ Behance. Для поиска подойдут также сайты премий и конкурсов (Awwwards, The Dieline). Мы не советуем сделать работу за агентство самим, но это поможет вам сформировать собственное первичное представление о том, что происходит вокруг и как меняется отрасль.Первое общение1. Сформируйте запросВ нескольких предложениях опишите суть проекта, прикрепите ссылку на сайт/соцсети.Укажите цель обращения в агентство.Спросите о стоимости. Не бойтесь задавать этот вопрос заранее. Определив вилку цен, можно понять, устраивает ли вас ценовая политика. Такой подход сэкономит время всех участников процесса.Оставьте контактные данные. Номер телефона, email или соцсети для связи.2. Изучите реакциюУ каждого менеджера и агентства свой алгоритм обработки входящего запроса. Но есть показательные моменты, на которые важно обратить внимание:скорость ответа — показывает, как устроено общение с клиентами в целом, как быстро в будущем вы сможете получить ответ на тот или иной вопрос;характер общения — он должен быть простым, логичным и понятным;предоставление информации — после общения с клиентом менеджер должен направить актуальное портфолио по теме обращения, указать сроки подготовки коммерческого предложения и подготовить бриф.Если вы не знаете, как определиться с выбором агентства, воспользуйтесь нашей инструкцией.Заполнение брифаБриф – документ, включающий информацию о главных характеристиках продукта.Обычно менеджеры направляют бриф клиентам на первом этапе сделки. Качество его заполнения определяет 90% успеха проекта. Бриф помогает команде познакомиться с продуктом и понять, чего именно ожидает клиент.Как заполнять бриф?Выделите специальное время. Старайтесь исключить отвлекающие факторы.Заполняйте бриф внимательно. Здорово, если ваши ответы будут честными и открытыми, не будут дублироваться.Укажите лицо, ответственное за принятие конечных решений. Если их несколько, то лучше, чтобы они отвечали за разные задачи: кто-то может взять на себя обязанность ведения проекта — передачу консолидированной обратной связи от вашей команды, кто-то — коммуникацию с подрядчиком при подготовке макетов в печать. Такое разделение позволит избежать путаницы. Все предложения и идеи с вашей стороны будут представлять единое целое для брендинговой компании.Обратитесь в агентство, если какой-либо из вопросов показался непонятным.Прикрепите ссылки на отдельные файлы, где это необходимо.Укажите контакты человека, который будет поддерживать коммуникацию с агентством. Например, почту и номер телефона.Будущее общениеБрендинг — это всегда история про взаимодействие. На каждом этапе агентству важно получать от клиента обратную связь. Вот несколько идей, как сделать коммуникацию удобной:1. Соблюдайте правила деловой перепискиОсуществляйте общение по почте или другому каналу, указанному в брифе. Старайтесь, чтобы за переписку в вашей команде отвечал 1 человек и именно он отправлял сообщения.Общайтесь по пунктам: отдельный ответ на отдельный вопрос. Так коммуникация будет более конструктивной и логичной для всех участников.2. Будьте активныПорой могут возникнуть правки, требующие участия клиента. Здорово, когда есть время ответить быстро. Но если такой возможности нет, лучше заранее предупредить агентство и обсудить изменения позже.Принимайте активное участие. Следите, чтобы после каждой встречи, менеджеры отправляли вам митинг-репорты (краткое резюме).Запрашивайте отчеты о проделанной работе. Важно, чтобы проект развивался, а не стоял на месте.Задавайте вопросы. Спрашивайте, почему именно такое решение было выбрано для концепции, анализируйте, как это отразится на развитии бренда.Давайте обратную связь. Ваше мнение поможет в развитии идеи — привнесет полезные мысли и сделает процесс разработки более креативным и разнообразным.В данной статье мы отразили наш опыт эффективного взаимодействия с клиентами. Будем рады обратной связи и вашим историям в комментариях. Это хорошая возможность улучшить и ускорить процесс работы между агентством и клиентом на начальных этапах.Специально для всех читателей этой статьи разместили краткую версию в нашем блоге. Чек-лист пригодится владельцам бизнеса и командам, планирующим работу с агентством.Успехов!