Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться
Привет! Меня зовут Вероника Жалкая, я дизайн-директор IT-компании Artsofte. В прошлой статье я рассказала, как начинающему дизайнеру выстроить систему развития, чтобы быть востребованным на рынке.
Сейчас я хочу подробнее разобрать навыки, которые нужны продуктовому дизайнеру.
Продуктовая разработка и дизайн: почему мир больше не может терпеть страшные интерфейсы
Давным-давно, на заре IT-рынка, первичны были технологии. И люди под них подстраивались. Это работало, потому что продуктов было мало и конкуренции не было — всем было важно, чтобы продукт работал, а желания пользователей никого не волновали.
Если посмотреть на старые системы, то глазам становится больно. Пользователи страдали. Они месяцами (или даже годами) осваивали новый софт и его функционал.
Поэтому у огромных продуктов до сих пор проблемы и с юзабилити и с UI — не так просто взять и изменить логику и интерфейс всей системы, когда она разрослась в нечто огромное с миллионами пользователей.
Со временем ситуация стала меняться. Быстрый рост технологий, распространение интернета, увеличение числа пользователей и снижение порога входа в мир IT привели к росту конкуренции. Если раньше были большие продукты, которые закрывали потребности пользователя во всем, но были максимально неудобными, то теперь есть много маленьких продуктов, из который пользователь может выбирать сам.
А пользователь выбирает удобное. И ему проще выбрать несколько удобных продуктов на разные задачи, чем одного непонятного, страшного и перегруженного, но функционального монстра. Это и изменило подход к разработке — потребности человека и его удобство стали первичны.
Сегодня пользователи очень привередливы, поэтому на первый план выходят исследование аудитории, тестирование, выявление потребностей, и, конечно, UX и UI. Любую технологию нужно упаковать так, чтобы людям было легко и просто с ней разобраться. Иначе конкуренты скопируют идею, но сделают более удобный продукт, а вы умрете с голоду.
Кто такой продуктовый дизайнер и за что он отвечает
Сейчас продуктовый дизайн важен как никогда. От работы дизайнера и его решений зависит большая часть успеха продукта. Дизайнер в продукте отвечает за:
- анализ пользовательского опыта,
- выявление проблемных мест,
- проектирование решений этих проблем или новых задач,
- тестирование визуальной части продукта (насколько визуал нравится пользователям, понимают ли они его, или нужно менять стилистику),
- целостность клиентских сценариев и улучшение сервиса в целом.
Работа дизайнера очень тесно связана с работой менеджера продукта, в идеальном мире они дополняют друг друга настолько, что иногда их можно спутать. Но дизайнер больше отвечает за визуал и мыслит со стороны пользователя, а менеджер — со стороны бизнеса и рентабельности продукта.
Особенность продуктового дизайна
Профессия достаточно молодая и четких требований к ней еще нет. Разные компании ждут от дизайнеров разного функционала, но все сходятся на том, что недостаточно просто рисовать, прототипировать или заниматься аналитикой.
Продуктовый дизайнер – это специалист с широчайшим спектром знаний и навыков. Здесь и аналитик, и проектировщик, и UX/UI дизайнер, и даже моушн и копирайтер. А еще это человек, который, чтобы достичь нужного результата должен уметь найти подход к каждому члену команды, а значит иметь прокачанные софт-скилы, лидерские качества, постоянно совершенствовать навык ведения переговоров.
Навыки продуктового дизайнера
Hard skills
Профессия продуктового дизайнера состоит из нескольких блоков, и в каждом — свои скиллы:
Классические дизайнерские навыки. Навыки по композиции, цветоведению, типографике.
Бизнес-навыки. В первую очередь это понимание предметной области и рынка, понимание продуктовых и интерфейсных метрик. Далее – построение и проверка продуктовых гипотез. И, конечно, анализ всего этого, а очень часто это огромные объемы данных.
Исследовательские навыки. Здесь понимание и описание портретов пользователей, а также проверка дизайн-решений.
Навыки проектирования. Продуктовому дизайнеру нужно будет проектировать структуру и навигацию по продукту, проектировать сами интерфейсы, следить за тем, чтобы все пользовательские сценарии при этом были закрыты, потому что если пользователь может все посмотреть, выбрать, но не может, например, оформить заказ из-за непродуманной логики, то толку от такого продукта не будет.
Здесь важно думать не только о взаимодействии онлайн, но и как пользователь будет действовать вне вашего продукта. Например, у вас есть приложение, но вы не можете в него внедрить оплату, и оплачивать можно только по счету. Нужно убедится, что пользователь поймет, что ему нужно сделать: оплатить через десктопную версию продукта, зайти на сайт или дождаться письма со счетом на почту. Нужно продумать все пути, чтобы определить все места, где он может споткнуться, и вовремя предложить поддержку, описать следующие шаги. Будьте максимально внимательны на этом этапе, продумайте все возможные проблемы заранее.
Навыки копирайтинга. Не обойтись без базовых навыков копирайтера, потому что дизайнеру нужно будет писать интерфейсные тексты, продумывать формулировки, названия кнопок. Важно следить, чтобы ваш продукт был целостным, не появлялись отдельные элементы с отличным tone of voice.
Здесь же важно помнить о том, что свою идею иногда нужно продать, пусть даже своей же команде. А это требует развитых навыков презентации.
Навык работы с анимацией. Передавая плоды ваших усилий в разработку, нужно максимально подробно описать, как должен работать тот или иной компонент, показать, как работает анимация. Для этого нужны навыки моушн-дизайнера.
Навык работы с иллюстрациями. Продуктовому дизайнеру не обязательно быть художником, но он должен уметь создавать отдельные иллюстрации, разрабатывать пакеты иконок для своего продукта.
А вот верстка — навык сомнительный. Многие считают, что продуктовый дизайнер должен уметь сверстать все то, что он создал, но в нашей компании это необязательный навык. Я считаю, что дизайнер, безусловно, должен понимать принципы верстки, но саму верстку лучше доверять профессионалам. Продуктовый дизайнер и без того «и жнец, и жрец и на дуде игрец», к тому же верстка постоянно развивается, появляются новые способы, новые подходы. Чтобы знать и уметь еще и это, дизайнеру нужна вторая голова и 46 часов в сутках. Но некоторые компании могут требовать этот навык, вы должны быть готовы к этому.
На этом харды заканчиваются. Давайте перейдем к софт-скиллам.
Soft skills
Поскольку продуктовый дизайнер – это командный игрок, то многие навыки вытекают из способности человека работать в команде.
Аргументация. Дизайнер должен уметь аргументировать и защищать свои решения, работать с возражениями. Каждая встреча команды – это мини-переговоры. Важно уметь их вести: управлять диалогом и в нужный момент поправить его ход. Это навык фасилитации.
Насмотренность. Для создания качественного и современного продукта дизайнеру важна насмотренность. Это не только анализ конкурентной среды, но и отслеживание последних кейсов, трендов, событий в мире, умение применять удачные решения из разных областей, видеть не только узкую картинку своего продукта.
Ответственность. Это важный скилл, здесь и ответственность перед командой, и перед пользователями, и перед самим собой за результат. Ваш продукт должен быть качественным и соответствовать стандартам.
Проактивность. Чтобы продукт стал успешным – нужно думать наперед, предугадывать, что может потребоваться еще, какими функциями можно дополнить продукт, как упростить, улучшить. Навык проактивности важен для продуктового дизайнера также, как для владельца продукта.
Умение анализировать. Поскольку от интерфейсных решений дизайнера зависит большая часть успеха, то здесь также надо отметить навык комплексного анализа и обоснованности выводов.
Долгосрочное видение. Важно понимать, как продукт будет развиваться в ближайшие полгода-год и соотносить это с текущей точкой развития. Знать цели и план их реализации.
Этого списка навыков достаточно дизайнеру для работы над продуктом. Однако если вы не один, а дополнительно еще управляете командой дизайнеров в своем продукте, то есть еще целый пакет того, что вы должны уметь.
Навыки продуктового дизайнера, которые помогут вырасти в арт-директора
Умение планировать. Этот навык важен в первую очередь. Планирование своего времени, времени дизайнеров. Необходимо уметь расставлять приоритеты по задачам, по функциональным блокам, выстраивать очередность и контролировать соблюдение плана.
Умение формировать команду и подбирать людей. Если у вас больше одного продукта одновременно, то для каждого необходимо будет сформировать подходящую команду. Подобрать людей, которые смогут эффективно работать друг с другом. Если необходимых людей не хватает, то дизайнер также должен уметь описать требования и ожидания от недостающего человека в команде. Работу HR дизайнер выполнять не должен, но должен участвовать в собеседованиях. Именно участвовать, а не присутствовать. При появлении нового члена команды помогать в адаптации, обучении и скорейшем погружении в продукт.
Умение оценивать чужие компетенции. Руководитель должен уметь проанализировать компетентность своих дизайнеров, при запросе предоставить обратную связь. В идеальном мире для каждого дизайнера должен быть составлен персональный план развития, подобраны менторы (если это не сам лид, то члены команды с необходимым навыком или сторонний эксперт).
Это базовые навыки, которые нужны продуктовому дизайнеру в нашей команде. В разных компаниях эти требования могут различаться, где-то они будут меньше, где-то больше, поэтому можно взять за основу эту матрицу и ей пользоваться для определения навыков, которых вам пока еще не хватает.
Уровни владения навыками
Помимо наличия навыков, необходимо также понимать, каков ваш текущий уровень владения этими навыками. Если очень грубо обобщить, то уровня всего 3.
- Базовое владение: понимание навыка, из чего он состоит. Умение применить навык в базовых задачах. Способность произвести доработки.
- Экспертиза:способность выполнять все задачи в продукте самостоятельно с редким обращением к лиду.
- Лидерство: это способность передавать экспертизу, учить младших коллег и помогать в развитии. Видеть проблемные ситуации в продукте и помогать в их решении.
Не всегда дизайнер в состоянии правильно определить свой уровень. У кого-то завышены оценки себя, кто-то наоборот скромничает. Поэтому, если вы затрудняетесь с определением, можете провести опрос среди коллег, это даст вам возможность трезво себя оценить.
Когда достигается уровень senior у дизайнера стоит выбор:
В нашей компании уровни базовый, экспертиза и лидерство соответствуют квалификациям junior, middle и senior соответственно. Есть еще ведущий дизайнер, который кроме выполнения задач по проекту/продукту дополнительно получает проект под свое ведение — он полностью контролирует дизайн-систему и соответствие стандартам качества компании. И, конечно, арт-директор – ведающий всеми проектами, всем, что происходит в компании и берущий на себя все самые сложные задачи и ситуации.
С ростом от junior к senior дизайнеры прокачивают в основном свои харды, углубляются в предметную область, становятся экспертами в продукте.
Когда достигается уровень senior у дизайнера стоит выбор:
- Развиваться горизонтально — в сторону смежных областей. Например, погрузиться в аналитику.
- Развиваться вертикально — в сторону менеджмента и управления.
Это очень сложный выбор для дизайнера. С одной стороны, хочется создавать, участвовать непосредственно в решениях задач, видеть продукт изнутри и все в нем понимать. С другой хочется больше управления, иметь более широкое видение продукта.
И если вертикальным ростом все более менее понятно: ведущий дизайнер, арт-директор, дизайн-директор, которые с ростом все больше и больше уходят в менеджерство и управление, то с горизонтальным ростом сложнее.
Есть стереотип, что дизайнер должен дорасти до арт-директора и управлять людьми. На самом деле это миф, не все хотят быть арт-директорами и не все обладают и способностями к управлению.
В нашей компании всегда поощряется инициатива и мы даем попробовать себя в разных направлениях, и далеко не всегда человек после этого выбирает путь вертикального развития. Часто бывает, что приходит желание углубляться в смежные области, наращивать экспертизу там, где казалось бы уже прокачан скилл, брать новые проекты, применять новые подходы к решению, совершенствовать себя именно как дизайнер.
Бывает, что дизайнеры начинают изучать верстку или уходят в аналитику с головой. Кто-то может захотеть сфокусироваться на исследованиях. Профессия продуктового дизайнера в данный момент настолько собирательная и многосоставная, что путей развития внутри нее огромное количество. И только вам решать, по какому пути вы захотите расти.
Мы в Artsofte постоянно ищем талантливых дизайнеров. И если вам нравится наш подход — приходите к нам за интересными проектами. Мы поможем вам найти свой путь развития.