Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd
Честно расскажем про то, как делать не надо, и как начинать ребрендинг правильно. В статье мы попытались ответить на вопрос: и насколько айдентика отвечает внутреннему содержанию идеи, сервиса, бренда и как она помогает стать лучше для клиентов?
Начало: MAED геральдический
Знакомьтесь, это MAED образца 2013 года. Первый логотип — это дерево знаний, растущее из книжки. Логотип придумал отец-основатель, двигатель проекта и главный идеолог MAED Андрей Гавриков. На момент основания учебного центра хотелось логотипа с отсылками к классическим западным крутым вузам.
Дизайн сайта в 2013 году никто не придумывал. Андрей взял готовый шаблон на wordpress, верстали сайт самостоятельно.
А вот как выглядел сайт.
Продолжение: MAED химический
Время шло и в году 2018 надо было обновляться, как-то что-то делать. Андрей Гавриков придумал концепцию с химическим элементом: каждый курс можно было сложить в систему периодических элементов маркетинга, ну и прокачаться в них.
Фирменные цвета — белый, синий, черный. Стиль все еще классический, строгий. Основное УТП MAED:
упор на классический маркетинг, вывереную систему;
и не менее классический партнер по обучению маркетингу.
Это сайт MAED:
В тех же синих и белых тонах, с тем же классическим видом. Но MAED растет: уже есть 6 курсов, больше 4000 выпускников. Примерно тогда же создали группу для коллег в Фейсбуке #Тыжмаркетолог ( вы удивитесь, посмотрев сколько там людей сейчас, и это активная аудитория). Есть большие амбиции и планы по завоеванию мира и его окрестностей. Есть команда, методология, стандарты. MAED образца 2018 года — устоявшийся солидный онлайн-образовательный сервис, который соединяет экспертизу профессионалов и тех, кому эта экспертиза больше всего нужна.
Именно в это время только ленивый не говорил нам о том, что сайт устарел, UI/UX у него отвратительные, навигация сложная. Пора было решаться на редизайн и решительно обновляться.
А вот тут история размеренного постепенного солидного роста тут обрывается. И начинается другая: MAED+ инвесторы.
Первый подход к ребрендингу: фиаско
Когда начинается стремительный рост, все возможно. Например новый нейминг. Почему нельзя было оставить старый? Потому что у MAEDa появились инвесторы, а там где инвестиции — там стремительное развитие, обновление. Хотелось сделать бренд MAED современным, очень ярким, видимым, отстроится в брендинге от конкурентов. Казалось, что быстрее всего это получится сделать, если изменить главное.
Так на стратегической сессии в 2020 году родилось новое название
Почему MAD? Одна из версий — потому что мы современные, дикие, с легкой ебанцой, с сумасшедшинкой. Так хотелось обновления, что в MAED`е быстро забрендировали все учебные материалы по-новому, но нигде не объяснили что это значит. Нужно было делать все одновременно: запускать блог в новом дизайне, придумывать фишки для креативов в SMM, дизайн рассылки, лидмагнитов, презентаций.
Этот логотип, дизайн и концепцию придумал Александр Лагута. Со стилем Лагуты мы мгновенно отстроились от конкурентов — агрессивный красный, черный, ярко выраженная сетка, черно-белые портреты и баннеры. В основе идеи таблицы. Маркетологи — это про таблицы, отчеты, поэтому дизайнер все сделал на основе табличной верстки. Стиль был простой понятный, такой финансово-математический, узнаваемый, современный. Как это должно было выглядеть:
( фото из аккаунта в Instagram дизайнера)
Почему не получилось? MAD — это не мы
Новое имя зарегистрировать не удалось. При нейминге очень важно это учитывать. Оказалось что мы не можем защитить никоим образом права на MAD, то есть не можем зарегистрировать товарный знак. А слово Academy в принципе не регистрируется. Получалось, что мы никаким образом не сможем это название защитить. К тому моменту уже все сошлись во мнении, что MAED тоже нормально, MAED знают, к MAED привыкли… Да и к тому же строгий, деловой дизайн шел вразрез с концепцией MAD — таких немного диких, но очень приятных маркетологов. Поэтому еще один логотип потихоньку проник в новый черно-красный дизайн:
Действительно крутой концепт оказался мертворожденным. Мы не чувствовали внутреннего коннекта. Знаете, когда приходите на выставку современного искусства и не понимаете искусство это или нет. Мы не смогли справится с этим дизайном.
На этом месте должны быть какие-то выводы. Но вы уже и так все поняли.
Строгий концепт выдержать не удалось. Подчеркивания вместо буллитов, большие заголовки были нечитаемы в блоге. Получали от читателей такой фидбек: мол статьи ваши прекрасные, но читать с телефона трудновато. И мы стали делать то, что делать никак не должны — вмешиваться и потихоньку переиначивать концепт. Вначале идея была в том, чтобы люди пришли в экстаз от табличной верстки: с подчеркиваниями, разлиновкой. Но в тоже время было много элементов дизайна, которые связывали воедино концепт: косые линии через весь экран, красные круги. Но в нашем исполнении получалось какое-то перечеркивание, не было естественности. В естественном дизайне Лагуты не было объемной инфографики. Мы и ее сделали по-своему.
Через 8 месяцев пришло окончательное осознание, что нужно начинать редизайн по-новому, и делать это правильно.
На этом месте снова должны быть какие-то выводы. Например о том, что цельный, естественный концепт дизайна самостоятельно менять по чуть-чуть — плохая идея.
Второй подход: начинаем формулировать смыслы и только потом идем в дизайн
Мы собрались и решили описать MAED, его сущность, позиционирование, тон голоса разными способами. Так мы поняли, что MAED — маркетолог для маркетологов.
Например вот так мы видим себя через музыку, личности, на какие бренды хотим быть похожи по духу:
Мы поняли что в основе нового фирменного стиля должны быть люди. Человекоцентризм здоровой образовательной организации, где люди — это
- студенты ( много студентов, разные студенты)
- выпускники
- преподаватели ( с разным опытом в маркетинге)
- фаундер, команда MAED ( нас много)
- Якко Столкер, партнер от NIMA.
Дальше осознали, что хотим коммуницировать со всеми не только во время учебы. У нас есть большое комьюнити, студенческие чаты, закрытый клуб, блог, рассылка. Мы — коммуникаторы, те, кто зажигает и рассказывает истории. А еще те, кто может выслушать и посоветовать. Поэтому дальше получилось так:
Потом мы поняли, что работаем над тем, чтобы студенту был важен не только результат, но и приятен сам процесс обучения. Потому что внедряем всякие новые форматы и методологии в обучение. Формула MAED подросла:
Хотелось уйти от агрессивных цветов, показать дружелюбие, заботу, стать очень ярким брендом.
Вот с этим сформированным внутренним убеждением о том, кто мы и что нам нужно мы пришли к другому дизайнеру.
Внутреннее убеждение надо задокументировать. И периодически туда заглядывать, а документ назвать, например, «бренд-платформа».
Поэтому на второй раз мы пошли уже не от дизайна, а начали с прописывания смыслов — что такое MAED, для кого он, кто мы такие, сделали первый подход к созданию платформы бренда. И после этого уже пошли в дизайн.
Осознанный ребрендинг
Рассказывает Андрей Гавриков.
Теперь логотип MAED выглядит так:
Дизайнер Александр Бородай подсказал решение, которое не ограничивает нас в использовании логотипа на визуальных элементах разных размеров и направлений. Вот как выглядит лого для крупных форматов.
Из лого можно сделать паттерн или послания, которые будут считываться всеми за секунду:
Мы исследовали несколько различных подходов и в итоге нашли два, которые будут работать в различных контекстах: фотография и цвета бренда.
Фотографии показывают лица бренда
Фотография — идеальное средство для чествования людей, которые делают MAED тем, чем он является — будь то наша команда, наши замечательные клиенты или более широкое маркетинговое сообщество. Дизайнер подсказал стиль фотографии, который является динамичным, реалистичным, светлым и демонстрирует влияние MAED на жизнь его студентов.
Цвета и иконки
Дизайнер предложил цветовую гамму из семи основных цветов. Но главная фишка в том, что использование дополнительных цветов не ограничено. Главное соблюдать принцип цветового контраста
А иконки сделаны таким образом, что их легко может сделать даже начинающий дизайнер. Вообще все в новом фирменном стиле построено так, что его легко придерживаться, воплощать в верстке, баннерах, лендингах. Позитивный и простой стиль, веселое и интересное обучение:
А что получилось в результате
Ярче
Мы именно так себя и чувствуем — яркими, настоящими.
Под капотом мы все тот же MAED, но мы уверены, что наш новый бренд будет намного лучше показывать, кто мы есть на самом деле.
Коллеги, привет! Вы проделали большую работу и, кажется, что получилось неплохо.
Я так понял, что это ребрендинг, верно? Расскажите, а где потерялось исследование аудитории? Что они думали до ребрендинга, а что после? Где вы на карте рынка? Ваша ЦА это понимает?
Буду рад вашему ответу
ребрендинг был прямо сегодня - вот выкатили утром обновленный сайт. Исследование аудитории - мы же образовательная контора, поэтому знаем про аудиторию все. Был фидбек про то, что ..ну не ок. Мы подумали и сделали ок.
Спасибо, что отвели
Здорово, что ребрендинг был прямо сегодня и статья залетела за ночь - видно, что работаете без задержек до поздна
Как думаете, когда будут результаты ребрендинга? И что будет считаться результатом?
Еееее! Это огонь новость!)))) Очень крутой дизайн!)
Оч крутой новый фирстиль! Прямо 8 балов из пяти :)
Круто!!
Так и от кубиков ничего не осталось кроме кубиков - тёмно-синий фирменный цвет в основе и рисованные картинки без эмоций. В целом, консервативно, академично..🤔
Все вроде бы очень правильно. Но. Вы хотите быть похожи на Молодого папу. Это супер - это свежо и дорого. Но где это в дизайне сайта ? Где отсылки? :)
У меня ассоциация с логотипом, что это ясли, или логотип для подгузников) прям офигенно бы лёг этот логотип на какое нибудь детское питание, подгузники и все прочее)
что это за кубики для детей?)
Стиль же очень пресный получился, он не отличает вас от остальных простых сайтов, какой нибудь лендинг фрилансера по ремонту стиральных машин будет выглядеть ну плюс минус так же) Сделан аккуратно и с заботой - это вы молодцы конечно, но фактически это ещё один, очень типичный стиль) не смелый, простой. Если не ошибаюсь вокруг вас конкуренты, которые рвут своим дизайном, яркостью и смелостью, и вы хотите победить их, или хотя бы стать с ними в ряд с помощью детских кубиков?)