{"id":9132,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u0432\u0430\u0434\u0440\u043e\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u044e\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=9132&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/325041-kak-kanadskie-lyubiteli-snegohodov-i-kvadrociklov-otkryli-dlya-sebya-rossiyu&placeBit=1&hash=cd54543b13c8a6083dd50d5669dab69e3e15e40792f9ed69859d5c8934b50d3d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Николай Романов

История инфографики в России: 2010 → 2021 год

Как в России появилась инфографика и что с ней стало за 10 лет. Рассказываем через призму развития нашего агентства.

Инфографика — это способ донести информацию так, чтобы читателю не приходилось прилагать усилия для ее понимания. Всё важное считывается сразу, все логические связи понятны, а читать инфографику интересно и легко. Сейчас мы видим инфографику почти каждый день: на баннерах в метро, на слайдах презентаций, на плакатах в магазинах.

Но так было не всегда. Когда инфографика только появилась в России, ее никто не воспринимал всерьез. Это был элемент дизайна: несколько иконок и стрелочек, добавленных к абзацу текста, уже считались инфографикой.

Спустя 10 лет инфографика стала самостоятельным продуктом, который помогает строить коммуникацию: бизнеса с клиентами, государства с гражданами, руководителей с сотрудниками.

Рассказываем, как это произошло и что всё это время делали мы.

Внутренности статьи

2010–2014. Инфографику используют в журналистских проектах

Итак, на дворе 2010 год, в России пока никто особо не знает, что такое инфографика и зачем она нужна. Профессионального сообщества по этой теме еще нет, а почти все, кто пытается делать и использовать инфографику, — это журналисты.

Тогда инфографику делали новостные агентства, например РИА «Новости» и ТАСС, журналы, в частности «Русский репортер», «Секрет фирмы», «Вокруг света», и только одно коммерческое агентство — «Инфографер».

Инфографика про мячи чемпионатов мира по футболу (2014 год) журнал «Вокруг света»

В это время под инфографикой в лучшем случае подразумевали наборы графиков и иконок. Никто тогда не задумывался, что при правильной расстановке акцентов она может решать сложные и важные задачи бизнеса, например обучать сотрудников или привлекать инвесторов.

А у нас в 2010 году было агентство: мы занимались корпоративными СМИ, полиграфией, отчетами, буклетами — в общем, делали всё, за что платили деньги. И чтобы хоть как-то выделиться среди конкурентов, мы решили использовать инфографику — других шансов засветиться не было.

Часто у нас получалась псевдоинфографика — это инфографика, в которой графики, иконки и диаграммы используются в качестве декораций. Выходит красиво и эффектно, но читателю от этой красоты никакой пользы: псевдоинфографика не помогала быстрее погрузиться в материал, акценты в ней не всегда были расставлены верно, а про структуру и говорить нечего.

Сначала мы включали инфографику в отчеты клиентов, а потом решились на авантюру и запустили журнал, полностью состоящий из инфографики. Так его и назвали — «Инфографика».

Разворот из пятого выпуска «Инфографики». Чтобы понять, что здесь происходит, читателю нужно вчитываться и внимательно рассматривать каждый кусочек. Инфографика тут выполняет роль декорации, а не упрощает считывание информации

То, что все делали в начале 2010-х, можно назвать простой инфографикой, или визуализацией. Простая инфографика — это несколько фактов и взаимосвязей, которые нужно красиво представить.

Простая инфографика = визуализация

Простая инфографика — базовый уровень в работе с представлением информации. Чтобы делать простую инфографику, не нужно много навыков и знаний — достаточно насмотренности.

Из чего состоит. Несколько фактов и взаимосвязей, которые хорошо проиллюстрированы. Текст + картинки + иконки = простая инфографика.

Как работает. Дизайнер разбивает информацию на блоки и иллюстрирует каждый: добавляет стрелки, картинки, иконки. Такая подача воспринимается лучше, чем полотно текста.

С чем помогает. Передавать односложные идеи, описывать отдельные факты.

Например, РИА «Новости» в то время делало вот такую простую инфографику:

Такая инфографика еще не была самостоятельной историей. Это просто статичный макет с информацией по какой-то теме 🌚

А вообще в 2010-х все журналистские проекты с инфографикой походили друг на друга. Сравните разворот в «Русском репортере» и нашем журнале:

Лучшие университеты мира на сентябрь 2012 года журнал «Русский репортер»
Разворот нулевого выпуска журнала «Инфографика»

На этом этапе выпуск журнала давал нам преимущество: тогда все смотрели на инфографику как на дополнение к чему-то большому и серьезному, а мы ставили ее в центр. То есть все думали: «Сделаем буклет, а в нем один разворот с инфографикой». А мы смотрели на такой же буклет и понимали, что его можно целиком сделать из инфографики, и это будет понятнее и проще для восприятия.

В итоге мы раньше других компаний начали делать буклеты и отчеты, наполненные инфографикой. Это было верным шагом, потому что разница между журналом и буклетом с инфографикой небольшая: журнал объединяет разные темы в одном проекте, а буклет о компании — разные темы в рамках одного продукта.

Когда в конце 2014 года мы поняли, что у нас получается делать из инфографики не только журнал, но и продукты для корпоративных клиентов, то отказались от выпуска журнала. Всего у нас вышло двадцать номеров:

Посмотреть некоторые развороты можно в архиве

На самом деле тогда мы даже не могли дать инфографике точного определения. Почти все работы до 2014 года мы старались делать красиво и только позже поняли, что смысл инфографики — делать понятно.

Несмотря на это, мы всё равно опережали отрасль, потому что первыми поняли, что инфографика может быть самостоятельным продуктом.

2014–2018. Инфографика усложняется

Постепенно инфографика проникла в пространство дизайна. Теперь ее использовали не только для плакатов, но и для рекламы, буклетов, отчетов.

Для примера можно сравнить бизнес-модель из годового отчета «Газпром нефти» за 2013 и 2018 годы:

Примеры бизнес-моделей Газпром нефти за 2013 и 2018 годы

Если в 2013 году бизнес-модель больше была похожа на блок-схему, то в 2018 году ее уже можно назвать инфографикой: появились акценты в виде крупных цифр, есть наглядные связи между направлениями бизнеса, а более значимые направления и на схеме выглядят крупнее/

В 2014 году еще не все дизайнеры воспринимали инфографику как самостоятельный продукт, но теперь о ней многие знали и пытались делать. Например, РИА «Новости» перешло от небольших статичных макетов к большим и довольно сложным:

«Как делают деньги» — инфографика РИА «Новости», 2014 год

Мы в 2014 году превратились из редакции журнала в агентство «Инфографика» и начали принимать коммерческие заказы на годовые отчеты, буклеты о компаниях и презентации для корпоративных клиентов.

В это время мы немного опережали отрасль, потому что после четырех лет выпуска журнала поняли, что нужно двигаться дальше. Мы стали предлагать клиентам продукты, полностью состоящие из инфографики:

Буклет о золотодобывающей компании «Полюс»

В это время отделы по связям с инвесторами в топовых компаниях уже начали использовать инфографику в отчетах и презентациях, потому что у них были цифры: прибыль, количество сотрудников, годовая доходность. И показывать это всё в виде инфографики было просто и логично. Мы же в то время создавали новый рынок — инфографику для эйчар-отделов.

У эйчаров цифр не было, зато были огромные инструкции: по 30 страниц текста, набранного 12 кеглем. Всё без иллюстраций, в лучшем случае со стоковыми пластмассовыми фотографиями. И мы начали превращать эти полотна текста в наглядную и понятную инфографику, например в такую:

Стратегия «Альфа-банка» простыми словами — книга для сотрудников, 2015 год. Чтобы сделать инфографику, мы переработали огромные скучные вордовские документы, а потом пересобрали информацию

Мы не только делали инфографику для эйчар-отделов, но и рассказывали о своих работах на конференциях, показывали, что получается. Другие компании видели наши работы и хотели так же.

До 2018 года понятие инфографики было размытым

В какой-то момент на рынке появилась студия с таким же как у нас названием — «Инфографика», которая сначала пыталась делать простую статичную инфографику и ролики, а потом — только анимационные ролики.

И вот понятие инфографики тогда было настолько размытым, что никого не смущало, что студия, которая делает только анимационные ролики, называется «Инфографика». Кстати, сейчас, эта студия делает реально хорошие ролики.

Постепенно инфографика стала инструментом общения с людьми и поэтому усложнилась, перестала ассоциироваться с иконками и стрелочками. Теперь она уже была не простой, а средней по сложности.

Средняя по сложности инфографика

Средняя инфографика — это инфографика, которая создается из двух-трех уровней информации. Чтобы читатель легко считывал все эти уровни, нужно переработать исходный материал: разобраться в информации, структурировать ее, расставить смысловые и графические акценты. Тогда инфографику будет удобно и просто изучать.

Из чего состоит. Два тезиса: основной и дополнительный. Основной раскрывает главную тему, сообщает читателю то, что ему необходимо узнать в первую очередь. Дополнительный тезис поясняет детали и нюансы.

Как работает. Задача инфографики в случае с двумя тезисами — верно расставить акценты. Основной тезис должен быть прочитан раньше дополнительного, а не наоборот. А еще он должен привлекать больше внимания.


С чем помогает. Такая инфографика экономит время читателя: он быстрее находит главную мысль.

Следующие два года инфографика прочно занимала свои позиции среди инструментов дизайнеров. А в 2016 году некоторые уже использовали инфографику в диджитал-проектах:

«Как стать депутатом» — проект РИА «Новости», 2016 год. Сама инфографика пока статична, но страницу нужно скроллить и информация подается частями

В то же время некоторые дизайн-агентства начали делать инфографику, только не настоящую, а псевдо. Ненастоящую, потому что они сфокусировались на картинке и форме, а не на смысле: стрелки, иконки, цифры — вот это всё. Плюс появилось много агентств, которые добавляли элементы инфографики в презентации. Но настоящую, полноценную инфографику тогда делали только мы, Бюро Горбунова и фрилансеры-одиночки, бросившие работу в РИА «Новости».

2018–2020. Простую инфографику делают все

Мы уже писали, что для создания простой инфографики достаточно насмотренности. Возможно, именно поэтому к 2018–2020 годам простую инфографику научились делать все. Даже государство:

К 2020 году все, кто занимался дизайном в сфере инфографики, научились уместно использовать иконки, красиво рисовать стрелки, расставлять акценты и создавать крепкую структуру.

Следующим шагом стала забота об аудитории. Создатели инфографики начали задумываться, какие знания у читателя уже есть, какие у него ограничения и потребности. Так постепенно инфографика в России доросла до сложной, вот только делать ее, по нашему мнению, научились единицы, например агентство «Презиум».

Сложная инфографика

Сложная инфографика — это множество фактов и взаимосвязей, которые инфографер уже осмыслил за читателя, разложил по полочкам и объединил в историю. История нужна, чтобы информацию было проще воспринимать, ведь если деталей много, считывать каждую по отдельности тяжело.

Из чего состоит. Сложная инфографика состоит из переработанной инфографером информации.

Представьте, что вы пытаетесь разобраться, как работает адронный коллайдер. В учебнике перед вами 100 страниц текста — кажется, будет сложно! Инфографер же всё прочитает за вас, вникнет и пообщается с физиками-ядерщиками, чтобы точно не ошибиться, а вам в итоге отдаст брошюру с картинками и схемами. Это и будет сложная инфографика.

Как работает. Сложная инфографика не просто рассказывает историю. Она использует образы и смыслы, близкие аудитории. Если образы понятны, то история будет интересной и читатель быстро ее осилит.

С чем помогает. Сложная инфографика экономит не только время, но и силы. Повествование построено так, чтобы читателю не приходилось переключаться с темы на тему, и он мог глубоко и с интересом погрузиться в любую историю.

Мы еще в 2020 году поняли, что инфографика лучше доносит смысл, если ее правильно подать. В это время мы уже знали, что она не «помощница», не «дополнение» и не «красивая схемка», а отдельный продукт:

Презентация для «Полюса» полностью состоит из инфографики, она и есть инфографика. Чтобы ее сделать, мы переработали большой стостраничный буклет и разложили сложную объемную информацию в простую и понятную историю

2021. Инфографика уходит в диджитал

К 2021 году мы четко поняли, что для каждого направления — HR, IR и маркетинга — нужна своя инфографика под конкретные задачи компании. Например:

  • HR — материалы для найма и адаптации сотрудников, которые позволят снизить стоимость привлечения специалистов, удерживать сотрудников в компании и развивать их таланты;
  • IR — материалы для формирования привлекательного имиджа компании среди инвесторов и представления финансовых показателей;
  • маркетинг — материалы о компании и ее продуктах.

Мы уже хорошо прокачались в сложной инфографике и умеем круто делать такие материалы. Для этого мы выработали свою схему работы, дорастили сотрудников — аккаунт-менеджеров, аналитиков, руководителей, инфограферов и иллюстраторов — до профи. Все они понимают, какой должна быть инфографика, чтобы решить задачу клиента, и умеют мастерски перерабатывать информацию.

В какой-то момент мы так сосредоточились на статике и внутренних процессах, что чуть не пропустили переход инфографики в диджитал. Эпидемия коронавируса и удаленка ускорили «переезд» всех проблем и задач в интернет, и некоторые агентства начали делать диджитал-проекты раньше нас.

Но мы вовремя одумались и сейчас считаем, что единственный эффективный канал для распространения информации — это интернет.

Для интернета мы создали специальный формат — сторилендинг. Объединили в нем наши знания о статичной инфографике, предназначенной для печати, и перенесли их в интернет. Сторилендинг устроен так, что постоянно подталкивает пользователя к взаимодействию и поэтому удерживает внимание и интерес.

Прозвучит странно, но к сторилендингам мы пришли благодаря особенностям человеческого мозга.

Мозг быстро теряет интерес к чему-либо, что не связано напрямую с его жизненными потребностями. Ситуация как на скучной лекции: первые пять минут слушаешь преподавателя, но потом внимание рассеивается, и мозг переходит в «спящий режим».

Есть два способа этого избежать:

  • Использовать кликбейт, яркие картинки, кричащие заголовки. Такой подход «встряхивает» мозг, заставляя сконцентрироваться на броском и выделяющемся.
  • Перейти на умное взаимодействие с мозгом, то есть постоянно чем-то его завлекать. Например, скроллить или щелкать, проходить проверочные задания, активировать интерактивные элементы. Так мозг постоянно чем-то занят и не может перейти в «спящий режим». Этот принцип умного взаимодействия лежит в основе наших сторилендингов.

Выглядят наши сторилендинги так:

Сторилендинг «Почему утонул „Курск“» рассказывает об одной из альтернативных версий катастрофы. Чтобы увидеть историю целиком, читателю нужно взаимодействовать со страницей: листать, нажимать, крутить

Сторилендинг для Гедеон Рихтер, объединяющий искусство и женское здоровье. Чтобы прочитать историю целиком, нужно щелкать, скроллить и тянуть бегунок. На каждом экране есть динамичный элемент, и мозгу интересно за ним наблюдать

Сфера развивается так быстро, что нельзя предсказать, что будет через пять лет с форматами и инструментами представления информации. Но мы думаем, что бумажным форматам скоро придет конец, а вот за сторилендингами — будущее. По крайней мере, ближайшее.

Инфографика продолжает развиваться. Чтобы быть в курсе изменений, подписывайтесь и читайте другие наши статьи:

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Пока есть возможность, хочу отметить – ребята, ваш журнал был мировым, и именно благодаря ему я начал углубляться в дизайн.

До сих пор дома лежит несколько ваших выпусков :)

3

Спасибо, очень приятно :)

0

Не совсем понял, почему вы называете «Вымирание откладывается» псевдоинфографикой. Да, надо вчитываться, но в остальном же вроде вписывается в жанр

2

Тут инфографика выполняет роль декорации, а не упрощает считывание информации, поэтому назвали ее псевдоинфографикой. Вроде красиво, но задачу не решает 💁🏻‍♂️

2

Интересная тема, тут надо надолго углубиться

1
Виртуальный дым

Кто из Сибири, там реально все так?

0

это статья за 2011 год, если что )

0

Да, все на самом деле так, как выглядит.

0
Читать все 8 комментариев
Пять историй разработчиков облака Яндекса: как помогать тысячам компаний управлять данными и ​любить челленджи

Рассказываем, кто и как разрабатывает продукт в облаке Яндекса, который за полгода принес 15% выручки и вырос по объему потребления клиентами на 390%. Про найм, инженерную культуру, opensource и челленджи.

Команда Data Platform
«Было приятно, когда наш синтез речи приняли за диктора»: как работает автоперевод и озвучка видео в «Яндекс.Браузере» Статьи редакции

Глава браузера Роман Иванов о том, как нейросети переводят устную речь, почему с их помощью нельзя посмотреть Netflix и уничтожит ли новый сервис языковой барьер в интернете.

ЮMoney сделали виртуальные банковские карты с дизайном из Cyberpunk 2077

Их можно заказать до 7 декабря, чтобы принять участие в розыгрыше призов.

Совет управляющих ЕЦБ одобрил новую систему контроля за электронными платежами

После общественных обсуждений в 2020 году Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) утвердил новую Евросистему контроля за электронными платежами, схемами и устройствами (далее - PISA).

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Экологичный email-маркетинг: полный гайд, как продавать через рассылки и не раздражать пользователей

Мы подготовили для вас полный гайд по созданию экологичной и эффективной email-стратегии: от подготовки базы до работы с анализом результатов.

Как в 6 раз увеличить охваты в соцсетях и задать визуальные тренды в нише. Кейс «Мираж Синема»

Студия Чижова рассказывает, как делать SMM для кинотеатров: кейс федеральной сети «Мираж Синема»

В профиле на публикациях не видно дополнительных надписей, лента выглядит чисто и минималистично
eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Владелец «Билайна» раскрыл сумму сделки по продаже своих сотовых вышек в России — $957 млн Статьи редакции

Новым владельцем стала группа компаний «Сервис-Телеком», которая обслуживает инфраструктуру всех операторов.

Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Ozon и «Яндекс» увеличили капиталы собственных банков в 1,6–2 раза за три месяца Статьи редакции

Компании планируют выдавать потребительские кредиты, считают эксперты.

null