Как дизайнеру-фрилансеру не быть обманутым недобросовестными заказчиками?

Наверное каждый из нас хоть раз слышал историю про обманутого фрилансера, который выполнил работу, а заказчик просто пропал не заплатив. Ситуация конечно неприятная, но ее легко избежать если помнить о некоторых правилах.

Всегда работайте по предоплате

Первое, и самое простое из правил — работайте только предоплате. Возможно, такое требование и оттолкнет некоторых работодателей, но зато вы сразу исключите возможность обмана. В качестве альтернативы можно работать по системе частичной предоплаты, но при этом не стоит откладывать оставшийся платеж до последнего момента.

Как дизайнеру-фрилансеру не быть обманутым недобросовестными заказчиками?

Конечно, когда ты начинающий фрилансер — устанавливать такие требования страшно. И чаще всего этот страх возникает из-за внутренней неуверенности в себе или своих способностях, хотя на деле все далеко не так. Стоит помнить, что все адекватные компании и заказчики уже давно нормально относятся к подобным требованиям, а отказываются от таких условий или мошенники, или весьма «сложные» в работе клиенты.

Изучайте своего заказчика

Перед тем, как соглашаться на работу а уж тем более подписывать какие-либо документы — ознакомьтесь с самой компанией. Изучите сайт, посмотрите активность в социальных сетях, попробуйте поискать отзывы о работе. По возможности можно поискать тематические группы на просторах социальных сетей, где вы сможете ознакомиться с информацией или задать вопросы о компании. Это позволит составить общий образ о работодателе, и чем больше живых упоминаний в сети, тем больше шанс что работать с ним будет не опасно.

Если же вы работаете через биржу, то стоит просмотреть профиль заказчика. Как долго он на сайте, подтвержден ли его аккаунт и личность, есть ли опыт работы с другими заказчиками. Иногда в профилях оставляют ссылки на личные социальные сети, где также можно ознакомиться с человеком, прежде чем начать с ним работать.

Не отсылайте оригинал тестового задания

Очень часто происходит неприятная ситуация. На сайте публикуется вакансия с тестовым заданием, которое помогает понять, чего ждать от будущей работы. В итоге соискатели отправляют исходник готового задания на почту, получают отказ в приеме на работу и после компания пропадает. А вот через пару недель или месяцев это же тестовое задание всплывает в официальных социальных сетях заказчика.

И таким подходом грешат как крупные, так и мелкие бренды. Но выход есть — никогда не отправляйте тестовое задание в виде исходного документа. Создайте изображение задания и нанесите на него водяной знак со своими контактами и именем, или отправляйте текст в формате, который не поддается редактированию. Ну а качестве альтернативы можно показать задание с помощью демонстрации экрана или видеозвонка через Zoom или Skype.

Заранее оговаривайте объем работы и сроки сдачи

Как только к вам поступил заказ, прежде чем заключать устную или письменную договоренность стоит сразу оговорить общий объем работы и точные сроки ее сдачи. Если нет четкого понимания, всегда можно примерный период, в который будет выполнено задание.

Не лишний будет и оговорить количество бесплатных правок, потому что иначе заказчик может месяцами присылать замечания, и в итоге на работу будет затрачено в три раза больше времени при той же стоимости. И если количество бесплатных правок исчерпано, а заказчик хочет добавить еще изменения — пусть доплачивает. Но и этот момент стоит оговорить заранее, чтобы не возникло конфликта на финальном этапе работы.

Подпишите договор

Если у вас на руках уже есть бриф и вы обсудили все детали с заказчиком, то пришло время подписывать договор. Это обезопасит не только фрилансера, но и самого заказчика. Это позволит документально закрепить все условия предстоящей работы.

Как дизайнеру-фрилансеру не быть обманутым недобросовестными заказчиками?

И прежде чем подписывать договор, стоит внимательно его изучить. В нем обязательно должны быть следующие данные:

  • Кто исполнитель
  • Кто заказчик
  • Описание работ или услуг
  • Сроки выполнения
  • Общая стоимость работ
  • Срок и порядок оплаты

Без вышеперечисленных пунктов договор не может считаться действительным и подписывать его не имеет смысла. В качестве дополнения можно также включить следующие пункты:

  • Условия сдачи и приемки работ
  • Ответственность для каждой из сторон
  • Конфиденциальность
  • Порядок действий во время форс-мажора
  • Порядок и условия для расторжения договора
  • Техническое задание

Это не обязательные пункты, но их наличие поможет обезопасить себя на весь период работ, а заодно сразу появится план действий при возникновении непредвиденных ситуаций.

Конечно, всегда хочется работать на доверии, но для фрилансера это не лучший выбор. Следование этим правилом быстро войдет в привычку, и можно будет отсеять недобросовестных заказчиков еще на эта первичного запроса, что сэкономит и время, и нервы в будущем.

1414
10 комментариев
[]