Красивое: о дизайн-концепции в презентациях
О создании дизайн-концепции (то есть, стилистики) для презентаций: что это такое, когда и кому она нужна и как её создавать. В конце статьи разберу парочку своих кейсов.
Лирическое вступление
Привет! Это Илона, дизайнер презентаций. В этой статье я опишу свой опыт и процесс работы по созданию стилистики для презентаций.
Встречают по одежке. Презентация — не исключение.
К примеру, вызвать доверие инвестора и его расположение к проекту сложнее, если презентация оформлена плохо (но давайте условимся, что с самим проектом и контентом презентации всё хорошо).
Классно, если у проекта есть фирменный стиль и моя задача, как дизайнера, заключается только в хорошей вёрстке. Но чаще всего я сталкиваюсь с проектами, у которых нет ни фирменного стиля, ни референсов по желаемой стилистике. Есть только текстовый контент презентации. Это вполне нормальная ситуация, особенно у стартапов.
Тут два выхода: либо берём какой-то шаблон из стоков и не паримся, либо создаём индивидуальную стилистику с нуля. Оба варианта имеют место быть, но сегодня поговорим про второй.
Кстати, месяц назад я выложила на VC в открытый доступ свой курс по дизайну презентаций. Он собрал много положительных откликов и всё ещё доступен для всех неравнодушных к презентациям 🧡
Давайте разбираться
Дизайн-концепция — это стиль, внешняя оболочка презентации. Это то, как она выглядит, какой характер и настроение она транслирует зрителю.
Чтобы лучше понять разницу, посмотрите на два слайда ниже. Это один и тот же слайд, просто по-разному оформленный.
Полное выступление Эдуарда с моей презентацией можете посмотреть по ссылке.
Второй смотрится куда интереснее, чем первый, согласны? Второй лучше приковывает внимание аудитории на себе, потому что у него есть дизайн-концепция.
Или посмотрите мой Тикток…
Но всегда ли она нужна?
Нет. Вообще не всегда. Дизайн и дизайн-концепция нужна тогда, когда затраты на её создание будут оправданы.
Нужно адекватно посмотреть на те ресурсы, которые у вас есть. Во-первых, есть ли на это время? А во-вторых, есть ли на это деньги?
Если нет ни времени, ни финансов — проще всё сделать самому, либо скачать готовый шаблон со стоков и видоизменить под себя.
Если вы стартап, который ещё даже не убедился в том, что ваш продукт кому-то нужен — не тратьте время на классный дизайн. Он понадобится, но на более поздних этапах.
Ок, так а как её сделать?
Есть хорошая новость: дизайн-концепцию не нужно высасывать из пальца, она всегда рождается на основе данных. Поэтому обойдёмся без творческих мук.
Информация дальше будет полезна как дизайнерам, так и фаундерам проекта, которые хотят создать дизайн своей презентации самостоятельно, либо лучше разобраться в самом процессе. Чтобы не делать статью длиной в километр, я поверхностно пройдусь по каждому этапу.
Для тех, у кого нет времени:
- Собираем данные
- Ищем референсы, которые соответствуют ощущениям
- Сортируем референсы, выбираем ключевую идею
- Делаем дизайн
Далее распишу, что конкретно делать в каждом пункте.
Шаг 1. Собираем данные
Прежде, чем начать думать над дизайн-концепцией, нам нужно ответить на ряд список вопросов. Я не люблю, когда вопросов слишком много, поэтому для дизайна презентаций ограничиваюсь пятью:
1. Как называется проект? Почему он называется именно так?
Часто бывает так, что в название закладывается определённый смысл и идея, которую можно подчеркнуть с помощью визуала.
2. Где будет использоваться презентация?
Нужно понимать контекст. Например, если это будет презентация для выступления — мы точно откажемся от мелких шрифтов и большого загромождения информации на слайде.
3. Какова цель презентации?
Например: впечатлить аудиторию — сделаем необычный дизайн, убедить инвестора в крутости и масштабе проекта — сделаем акцент на цифрах.
4. Кто будет смотреть презентацию?
Важно узнать как демографические данные, так и базовые данные по интересам аудитории, чтобы лучше перед собой представлять портрет зрителя. (Дизайн для молодой и взрослой аудитории может кардинально отличаться)
5. Какие эмоции и ощущения должна вызвать презентация?
Например, удивление, восторг, вау-эффект, или: уверенность, спокойствие, гармонию.
Шаг 2. Ищем референсы
После того, как мы разобрались с вопросами, начинаем искать референсы, которые будут визуализировать нужные нам эмоции и ощущения (какие именно — разобрали в пятом вопросе из списка выше)
В итоге у нас должен быть мудборд из картинок, которые помогут задать направление по настроению, шрифтам, цветовой схеме и графическим элементам.
Многие делают ошибку, пытаясь найти референсы для презентации, изучая другие презентации. Это не правильно. Мы должны смотреть на любые референсы: посмотрите на проекты из сферы брендинга, веб-дизайна, постеров, мобильных приложений. Неочевидно, но факт: подойдут абсолютно любые картинки, которые подходят под задачу.
На этом шаге важно не критиковать себя и те картинки, которые нам понравились. Для этого будет следующий этап. Сейчас важно собрать максимальное количество картинок для последующей работы.
Важно: поставьте временное ограничение на этот этап, иначе можно не заметить, как за поиском референсов прошёл целый день — это затягивает.
Найденные картинки нужно где-то хранить. В этом процессе важно, чтобы все они находились рядом друг с другом: так будет проще понять их связь и придумать новые идеи.
Я храню картинки в двух местах: в самом Pinterest, чтобы потом быстро находить подобные картинки и в Miro / FigJam, чтобы потом работать с их сортировкой.
Но не Пинтерестом едины! Есть очень классная статья от студии Pragmatica, где ребята собрали 76 ссылок, которые помогут в создании дизайн-концепции. Заглядывайте туда!
Шаг 3. Сортируем референсы
Задача этого шага — разобраться с тем месивом, которое мы сохранили.
Есть главный принцип работы с референсами: не воруем, а комбинируем. Кусочек отсюда, кусочек оттуда — хоп! Получился красивый дизайн, заточенный чисто под вашу задачу.
Посмотрите с высоты птичьего полёта на те картинки, которые сохранили. Может, у вас уже появилось несколько направлений для развития стилистики. Эти картинки нужно сгруппировать между собой.
Вот скриншот доски, где видно несколько направлений развития стилистики и скринкаст, который я записала заказчику
Когда вы определились с направлениями идей, начинаем погружаться вовнутрь каждой. Нужно посмотреть на каждую картинку и понять, что в ней нам нравится и что мы хотим забрать себе. Таким образом, мы из мудборда (картинок, которые формируют общий образ), переходим к стайлборду (более конкретных примеров и референсов, с которыми можно работать)
В результате у нас есть доска с несколькими идейными направлениями, и конкретными комментариями для себя (или дизайнера), что откуда взять. Это и есть прочный фундамент, на основе которого будет строиться последующий дизайн.
Шаг 4. Делаем дизайн
Подробное описание этого шага тянет на полноценную статью, поэтому, напишу коротко: нам нужно сделать дизайн-макет, отталкиваясь тех референсов, которые мы сохранили на предыдущем этапе.
Важно понимать: что это лишь концепция, а не финальный дизайн-макет. Скорее всего, в процессе работы над всей презентацией концепция ещё будет дорабатываться. Сейчас нам важно перейти от референсов к конкретным макетам.
Смотрим на те направления, которые мы выделили на третьем шаге, смотрим на те комментарии, которые оставили к конкретным элементам. И пробуем это объединить.
Старайтесь не удалять промежуточные версии, даже если кажется, что они ужасны. Когда вы посмотрите на них через какое-то время, у вас могут появится новые, неожиданные идеи.
Обычно при работе над концепцией моё пространство в Фигме выглядит примерно так:
Через какое-то время у вас появится стилистика, которая и послужит основой для всей презентации.
Чтобы закрепить материал, быстренько пробежимся по нескольким моим кейсам.
Systems Education
Что. Школа системного анализа.
Идея. Отказаться от квадратно-пластикового дизайна, примитивизма и минимализма, которого так много в подобных нишах. Хочется уйти в сторону чего-то яркого, красочного и живого.
Решение. Стиль арт-нуво как основу и идею стиля. Этот стиль подчёркивает всё богатство животного мира, его флору и фауну.
GoGlobal
Что. Самая дорогая программа от ФРИИ (!). Программа, которая помогает стартапам выйти на международный рынок.
Идея. С помощью дизайна передать дороговизну программы, создать ощущение чего-то масштабного и глобального. Показать, что мы — проводник бизнеса к международному рынку.
Решение. Тёмные цвета. Цветной градиент, который: а) смотрится дорого за счёт хорошего сочетания цветов и контраста фона; б) символизирует путь от точки А к точке Б. А дерзкие и контрастные шрифты передают масштаб программы.
Ссылка. Чекните сайт, классный получился: iidf.global (это Тильда)
ЖК на Годовикова
Что. Буклет для застройщика с целью согласовать проект по возведению нового ЖК.
Идея. Обыграть современные архитектурные мотивы в дизайне.
Решение. Вдохновилась уличной навигацией, строгими архитектурными фонами и чертежами — и перенесла эту стилистику в буклет.
Даниловский монастырь × МИСиС
Что. Исследование мюонной радиографии для исследования объектов культурного наследия.
Идея. Объединить моюны, мюонную радиографию и культурную составляющую.
Решение. С помощью шрифтов объединила современность и культурную составляющую проекта. Использовала цветные абстрактные формы, чтобы сделать отсылку к мюонной радиографии. Использовала в графике прямые и пунктирные линии (отсылка к следу движения мюонов)
Все проекты разные, но подход един: изучить особенности проекта → подобрать нужные образы → визуализировать.
Вывод и минутка рекламы
Спасибо, что дочитали до конца 🧡
Дизайн-концепция — классная вещь, которая помогает вашей презентации обрести свой, индивидуальный стиль.
Для тех, кто хочет научиться создавать дизайн-концепции самостоятельно, у меня есть воркбук: проект в Фигме, который содержит в себе теорию и практические задания, которые можно выполнять прямо там же. Потыкать бесплатную демо-версию можно тут.
А те, кто хочет делегировать задачу создания концепции — делегируйте её мне! Я делаю концепции быстро и с любовью.
Если у вас остались вопросы — задавайте в комменатриях.