Казанские инсайты: власть креативности и дизайн для жизни. Лекция Карима Рашида

Новый год хочется начать с чего-то вдохновляющего и заряжающего, поэтому я решил поделиться с вами впечатлениями от поездки в Казань осенью 2021. 22-23 октября в столице Республики Татарстан состоялись международный форум и церемония вручения премии в области визуальных коммуникаций, архитектуры, промышленного и продуктового дизайна Best for Life Design Forum&Award.

Best for Life Design Forum & Award
Best for Life Design Forum & Award

Без нашей награды из Казани я конечно не уехал. Проект SmartHeart по разработке фирменного стиля для ТЦ Сокольники стал победителем в номинации «Визуальные коммуникации и реклама».

Казанские инсайты: власть креативности и дизайн для жизни. Лекция Карима Рашида

Приятно быть частью подобных мероприятий, на которых есть возможность, изучить лучшие мировые практики и познакомиться с их создателями, обменяться идеями и инсайтами с профессионалами со всего мира, сверить часы со всей отраслью дизайна и архитектуры. Очень рад международному признанию нашей работы, проделанной в рамках реконцепции знакового для Москвы ТЦ «Сокольники». А самым ярким выступлением казанского форума, по моему мнению, была лекция Карима Рашида, одного из самых известных промышленных дизайнеров, который предложил аудитории переосмыслить понятие дизайна.

Несколько инсайтов из лекции Карима Рашида

Дизайн это — не визуальное искусство, а в первую очередь — решение проблем. Само понятие дизайна изначально появилось в контексте индустриальной революции и его изначальное значение связано со словом «программа». Дизайн охватывает все аспекты проектного управления, задаёт вектор созидания, улучшения, движения человечества в будущее.

Но с годами мы как будто начали делать слишком большой акцент на эстетическом аспекте дизайна. Безусловно, дизайн — это в немалой степени творческий акт. Но помимо этого он может быть и социальным, и политическим, и финансовым актом. Дизайн применим к различным сферам жизни: человек создаёт дизайн городов, дизайн парков, дизайн продуктов, политической дизайн. Всё, что мы создаём, можно обернуть в дизайн.

Карим Рашид на Best for Life Design Forum&Award  http://totalarch.com/
Карим Рашид на Best for Life Design Forum&Award  http://totalarch.com/

20 лет назад мир начал активно цифровизироваться. Цифровая эра принесла в нашу реальность следующие явления:

  • гипперкоммуникация — высочайший уровень взаимосвязанности людей и процессов по всему миру
  • гипертрофированность информации
  • практически безграничное расширение возможностей каждого отдельного человека
  • власть креативности

Мы стали переосмыслять дизайн в условиях цифрового века, подбирать подходящий для цифровой реальности язык дизайна. Одним из главных достижений современности является то, что у каждого человека теперь свой собственный полноправный голос. Каждый имеет силу для воздействия на общество и возможность менять мир, делать его более интересным. У современного человека есть демократические инструменты для творчества. Именно поэтому в современном мире стало гораздо больше людей творческих профессий: дизайнеров, архитекторов, художников и поэтов, чем когда либо ранее. Это эпоха не только цифровизации, но и креативности. История показывает, что любая страна, бренд, город, компания, да что угодно, должны быть хорошо спроектированы и иметь хороший дизайн (во всех смыслах!). Например, баскский город Бильбао когда-то был очень маленьким городом, почти незаметным даже в масштабах Испании. Но одно архитектурное решение Фрэнка Герри изменило всё: теперь город и его Музей Гуггенхайма ежегодно привлекают 18 миллионов туристов.

Музей Гуггенхайма в Бильбао.  okaykrypto.com
Музей Гуггенхайма в Бильбао.  okaykrypto.com

Ещё одна шокирующая цифра: только чтобы увидеть Эйфелеву башню, Париж посещают 26(!) миллионов человек в год. Любая территория обладает потенциалом, который можно использовать. Новые проектировочные, архитектурные и дизайнерские решения вполне могли бы увеличить поток туристов в Россию на 30-40 миллионов.

Для того, чтобы сегодня менять мир, нам не нужно много физических инструментов. Практически всё необходимое уже существует в цифровой реальности: деньги, документы, ручка и лист бумаги. Всё это происходит благодаря развитию технологий, которые уже «покушаются» и на наше тело: протезы, импланты, рано или поздно появится возможность избавиться от смартфона, так как он будет инкорпорирован в наш мозг. Цифровизация ведёт нас к компактности и избавлению от лишних физических деталей: к их меньшему количеству, но к более высокому качеству. Важны не сами вещи, а приятный опыт, который мы получаем от взаимодействия с ними.

В современном мире главными атрибутами роскоши становятся комфорт, удобство и свободное время.

Сегодняшний мир не является сам по себе идеальным и комфортным. Мы должны прилагать усилия, чтобы улучшать его. Это требует новаторского мышления и постоянных свежих дизайнерских решений. Ведь если бы люди просто копировали то, что кто-то делал раньше, мы бы продолжали и жить в прошлом веке. Все повседневные технологии когда-то считались очень дорогими, но благодаря тому, что кто-то осмелился попробовать внедрить новую функцию, сегодня мы имеем возможность наслаждаться дополнительными преимуществами и комфортом.

Недвижимость меняется в первую очередь благодаря технологиям. Раньше здания могли проектировать только в двух измерениях, теперь нам доступны технологии 3D. Значит, следующий этап — 4D. И четвёртое измерение — это время и опыт. Опыт, который пользователь получит при взаимодействии с нашим творением. Это то, что должен учитывать и продумывать дизайнер.

Современная роскошь — это Google-карты и Tesla.

В современном мире главными атрибутами роскоши становятся комфорт, удобство и свободное время. Поэтому современный дизайнер должен освобождаться от стереотипов и игнорировать стандарты прошлого, которые не соответствуют современной эпохе. Современные люксовые бренды избавляются от лишних деталей, стараясь сделать свой продукт полезным. Современная роскошь — это Google-карты и Tesla, на приборной панели которой нет большого количества кнопок. Современная роскошь — это удобные пространства, технологичные предметы интерьера и полезные функции. Современная роскошь — это жить и заниматься тем, что нравится, способствуя движению человечества вперёд.

Каждый из нас может создать нечто уникальное. Так давайте создавать!

Резюмирую основные тезисы:

  • Дизайн — это не только про красоту, но и про решение проблем и строительство комфортного будущего во всех сферах жизни.

  • Благодаря цифровизации и развитию технологий каждый из нас получил возможность делать мир лучше посредством творчества.
  • Любая территория, человек, явление обладает огромным потенциалом, который можно реализовать с помощью грамотного дизайна.

  • Чтобы изменить мир, нужно не бояться изобретать новое. Все технологии, которые нас окружают сегодня, когда-то были новыми.

  • Современная роскошь — это технологичность, удобство и время. Мир движется к технологичной лаконичности.

А мы продолжим следовать этим идеям и создавать дизайн для жизни. Следите за нашими новыми проектами!

1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить