{"id":13466,"url":"\/distributions\/13466\/click?bit=1&hash=891d339b00b86120568ea8e4296ded112a42876a976e2fd335004400f35cbd30","title":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0438 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0438 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"24bb823c-c595-5fc8-be0f-fba9e89237c2","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Nikita Mavrin

Что такое дизайн в корпоративно-инвестиционном банкинге – на примере приложения Райффайзен Бизнес Плюс

Всем привет, меня зовут Никита Маврин и я продуктовый дизайнер в команде корпоративных цифровых каналов в Райффайзен Банке. Расскажу о том, как мы разрабатывали дизайн первого мобильного банка для руководителей большого бизнеса. А ещё о том, почему дизайнеру классно развиваться в корп-инвест банкинге.

Дизайн цифровых продуктов для бизнеса – что это и зачем

Я работаю в направлении корпоративно-инвестиционного банкинга – это часть бизнеса банка, где создаются продукты для корпоративных клиентов. По сравнению с услугами для физических лиц, это буквально отдельный мир со своими продуктами и потребностями клиентов – лизинг, факторинг, корпоративное кредитование на миллионы рублей. Если у физических лиц есть стандартные вклады и кредиты с прописанными условиями, то здесь много нетиповых, уникальных для разных клиентов процессов. А ещё компании ведут расчеты в своих бухгалтерских системах, поэтому чтобы автоматизировать какой-то процесс, бывают нужны сложные интеграции. Но это никого не останавливает, и сейчас в этом направлении создается много совершенно новых цифровых сервисов, которые не имеют аналогов на рынке.

Когда я говорю своим знакомым, что работаю в корпоративно-инвестиционном банкинге, на меня обычно смотрят с непониманием. Но это правда очень интересно, и мне кажется, что здесь есть такие возможности для развития дизайнера, которых не найдешь в привычных сервисах B2C. Попробую объяснить.

Поскольку большинство цифровых продуктов для корпоративных клиентов банков создаются с нуля, для работы над ними нужно очень хорошо знать аудиторию и понимать ее задачи. И вот тут для дизайнера начинается самое интересное.

  • Проблемы и задачи корпоративных клиентов очень специфичны. Для тех, кто не связан с управлением корпоративными финансами, это просто китайская грамота. Если в В2С продуктах легко представить самого себя, так как ты сам являешься их пользователем, то здесь опереться можно только на те вводные, которые ты сможешь получить от клиентов.
  • При этом аудитория корпоративных сервисов очень узкая – это бухгалтеры компаний, казначеи, руководители – так называемые «лица, принимающие решения». Их так мало, что каждого участника исследования нужно приглашать адресно и особенно точно планировать каждое исследование, чтобы получить максимум информации.
  • Цена ошибки в исследовании выше. Если окажется, что какие-то важные вопросы остались незакрытыми, разработка продукта затормозится, и нужно будет снова планировать встречи.

Если в В2С сегменте результаты исследований часто можно найти в открытых источниках и положиться на экспертную оценку, потому что выводы могут быть очевидны, то здесь он является основой работы над продуктом. А малое количество источников информации требует от дизайнера постоянного совершенствования своих исследовательских навыков, чтобы получать больше информации за как можно меньший срок

У нас работа построена так, что в каждой продуктовой команде дизайнер только один, поэтому он полностью погружен в свой продукт. Исследования тоже проводим сами вместе с продактом – описываем сценарий интервью, выстраиваем процесс поиска респондентов, общаемся с ними. Дальше вместе с командой дизайнер формулирует гипотезы, исследует варианты решения и начинается разработка.

Поскольку цифровизация в корпоративном сегменте набирает обороты и развиваются всё новые направления, мы создаем многие проекты с нуля или радикально переосмысляем уже существующие. Об одном из таких проектов – мобильном банке для руководителей среднего и крупного бизнеса Райффайзен Бизнес Плюс – я расскажу далее.

Зачем руководителю компании мобильный банк

Миллионы людей управляют финансами в приложении, десятки тысяч предпринимателей пользуются мобильным банком для бизнеса. В крупном и среднем бизнесе есть особенность: менеджеры, управляющие решениями, редко используют мобильный банк для совершения рабочих финансовых операций.

Интерфейс мобильного приложения для бизнеса Райффайзен Бизнес Онлайн

Чтобы понять, почему так происходит, мы провели серию интервью с потенциальными пользователями – финансовыми директорами, казначеями, главами казначейства и генеральными директорами средних и крупных организаций. Оказалось, что в зависимости от размера бизнеса меняются потребности и задачи их руководителей в части управления финансами. Например, руководители крупных компаний:

  • крайне редко выполняют практические задачи сами, а если и делают это, то пользуются интернет-банком на компьютере;
  • значительную часть времени могут проводить в разъездах;
  • хотят иметь 360° обзор данных по их компаниям и как правило просят подчиненных подготовить отчетность.

После серии интервью с потенциальными пользователями — финансовыми казначеями, главами казначейства и генеральными директорами крупных организаций, стало ясно, что задачи, которые они выполняют в течение дня — не решить помощью такого интерфейса. Таким пользователям хочется видеть информацию по всем организациям и счетам, что усложняет интерфейс.

Для малого предприятия мобильное приложение – это инструмент, который позволяет просто и без привязки к офису решать финансовые задачи. Фаундеру важно перевести платеж, сформировать декларацию, оплатить взносы, проверить поступления быстро и там, где он сейчас находится. Менеджер крупной компании не совершает финансовые операции сам, это делает его команда, и интерфейсом для финансовых операций в крупной компании пользуется не он, а его подчиненные. Обладая необходимой информацией, руководитель транслирует задачи и решения своей команде. И для этого ему не нужен банк-клиент, в том числе мобильный, ему достаточно любого мессенджера, телефонного звонка или электронной почты.

Петр Новиков
Руководитель направления мобильного банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзен Банка

Интерфейс приложения

Наша гипотеза заключалась в том, что менеджеру крупного бизнеса будет удобно пользоваться мобильным банком как инструментом для быстрого доступа к аналитике, а также поиску проблем и аномалий. В таком случае приложение поможет руководителю лучше понимать, что происходит с бизнесом здесь и сейчас, а значит, вовремя принимать необходимые управленческие решения, подкрепленные данными. Это совершенно новый инструмент, имеющий мало общего с тем, что у банка уже было, в плане функциональности, и совсем ничего общего – в плане концепции.

Такое приложение должно быть максимально простым, чтобы руководителям не приходилось тратить время на его изучение, и удобным, чтобы искать инсайты можно было, не концентрируясь специально на этой задаче, а между делом, в спокойном состоянии. Мы поняли, что наше мобильное приложение должно конкурировать не с десктопным банк-клиентом или другими аналитическими инструментами, а с Instagram и Facebook. Наша задача – сделать так, чтобы в свободную минуту вместо лент соцсетей руководитель открыл мобильный банк и без лишнего напряжения, легко и просто, нашел там что-то полезное для себя, команды и бизнеса.

Петр Новиков
Руководитель направления мобильного банковского обслуживания корпоративных клиентов Райффайзен Банка

Именно лента стала центром нашей концепции. Это знакомый и удобный формат, который позволяет получить максимум информации при минимальном количестве действий со стороны пользователя, выбирать, во что углубиться, а что пролистать, а также дает широкие возможности для кастомизации.

Графики

Мы создали ленту из карточек, каждая из которых представляет собой отчет по какому-то из продуктов банка – почти всегда это график. Сложность состояла в том, чтобы среди множества таблиц и наборов данных выбрать именно те, которые будут интересны пользователю, а затем выбрать наиболее подходящую визуализацию графика.

На этапе сбора данных аналитики нашей команды строят модели и анализируют на предмет хайлайтов. Но данных так много, что часто уже на этом этапе нужно знать, что именно мы хотим показать.

Довольно быстро стало ясно, что необходим единый принцип построения макета карточки, и нам нужно создать шаблон. Чтобы ускорить проектирование таких отчетов, я решил, что они будут состоять из одинаковых частей: вывод, время, продукт, сам график и легенда. В некоторых случаях добавляется кнопка, если есть возможность выполнить какое-то действие.

Также я сделал библиотеку графиков, чтобы при проектировании и обсуждении быстрее собирать прототипы.

Знакомые паттерны

Когда речь идет о продукте для такой редкой аудитории, как В2В-управленцы, важно помнить, что их роль работает только в контексте рабочей задачи. Но за ее пределами это обычные люди, которые пользуются теми же продуктами для физических лиц, приложениями и перекликаются в своих пользовательских привычках со многими другими сегментами. Поэтому здесь важно использовать привычные паттерны в интерфейсе, опыт взаимодействия с которыми пользователи получают во всех продуктах.

Управление лентой

У каждой компании свои задачи и приоритеты, и они к тому же могут меняться со временем. Мы учли это в интерфейсе и ввели настройки ленты, которые позволяют скрывать некоторые отчеты. Но мы также хотели, чтобы пользователи не забывали о всей доступной аналитике и могли легко вернуться к ней в любой момент. Поэтому одной из сложных задач было придумать, как ненавязчиво показать в интерфейсе, какие карточки отключены.

Конечно, у каждого отчета есть свое название, однако тесты показали, что без визуальной связи клиентам сложно определить, какой это график. Поэтому сначала мы использовали превью – иконку с примерным представлением графика, затем выбрали вариант с отчетом во весь экран.

Итог

Приложение Райффайзен Бизнес Плюс доступно в AppStore или Google Play. Если вы – наш корпоративный клиент, то уже можете попробовать его в действии и поделиться с нами обратной связью. Мы готовимся подводить промежуточные итоги после запуска и проводить очередной раунд пользовательских исследований.

А если хотите больше узнать о наших проектах или познакомиться с дизайн-сообществом Райффайзен Банка, следите за нашими событиями и подключайтесь к эфирам.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Макс Козлов

Хех, сначала подумал что это другой банк (всем известный). Отличить практически невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Курымшина

Создание дизайна для b2b не так то просто, очень мало статей на эту тему, спасибо что подняли этот вопрос. Очень здорово, что вы предпочли реализацию концепции через ленту. Как по мне, это удобный формат для руководителей.

Ответить
Развернуть ветку
Arseny

А клиентское приложение когда-нибудь получить нормальный интерфейс?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pushin

такой?

Ответить
Развернуть ветку
Arseny

Можно и такой, да даже у Сбера дизайн выглядит современнее чем у Райфа.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Голубев

он выполняет свои функции, причем очень интуитивно понятно

Ответить
Развернуть ветку
Борис Вишневский

Да там вроде нормальный. Не лучший, но нормальный. Мне в интерфейсе не нравится только как информация о конкретной транзакции выглядит: нет мсс кода и времени транзакции(пусть и примерного)

Ответить
Развернуть ветку
Arseny

Время транзакции отображается если зайди в операции по карте не на первом экране, а на втором (история, вторая вкладка снизу).

Ответить
Развернуть ветку
Райффайзен Банк

Arseny, здравствуйте! Мы постоянно развиваем наш интерфейс и всегда открыты для обратной связи. Если у вас есть предложения или замечания, вы можете написать нам на почту online@raiffeisen.ru, обязательно примем во внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Demichev

Тинькофф это ты? ) @raiffeisenbank Ладно, а почему вы не попытались отказаться от нижнего бара в пользу плиток на главной, а после, при необходимости заполнить бар? Много текста, линейные иконки плохо считываются. либо работать с линиями, либо использовать залитые иконки. Во «входящих» очень плохая работа с типографикой, на втором экране — лучше, но тоже сомнительно.

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

дело в аудитории: %продвинутых юзеров vs %дядь и теть за 45 не в пользу первых, поэтому интерфейс, чтоб бабушка могла разобраться. ребята же не пальцем в небо дизайн пилят там аналитика тесты гипотезы и т д.
так бы уже все в таком дизайне ходили:
как будто на дворе 3030 год

Ответить
Развернуть ветку
Serge Demichev

Так и ваш ролик — пример плохого дизайна) Дизайн, чтобы красивей. Людям нужна информация, для профессионалов есть инструменты более гибкие тот же ru.investing.com, для обывателей есть виджет) Что касаемо комментария выше, одна из проблем — типографика, она охватывает все возраста… А плохая графика (иконки), мешают быстрее считывать информацию. Попробуйте сходу сказать отличие этих категорий, уверен у вас с ходу этого не получиться сделать. А отказ от тап-бара и(или) его переосмысление, так вообще мировой тренд…

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Голубев

Хорошая реклама себя. Банальный 8пт грид не соблюден, а так все супер.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 13 комментариев
null