Почему тестовые задания больше не нужны?

За восьмилетний опыт работы в дизайне мне приходилось делать множество тестовых заданий. И это нормально. Работодатель должен быть уверен в исполнительности сотрудника. Но недавно я понял, что классический подход устарел и у него есть минусы.

Минусы тестовых заданий

Один из них — массовость. Рекрутёру, в лице начальника отдела или HR, нужно составить задачу. Она должна быть связана с основной деятельности компании. Выложить вакансию в каналы по поиску работы. Получить как можно больше заявок и отобрать достойных кандидатов, которые смогут выполнить тестовое задание. Алгоритм логичный и оправдывал себя долгое время.

Но мне кажется, в текущих реалиях нужно менять подход. Сейчас рынок удалённой работы перенасыщен и заявок поступает много. Соответсвенно, количество людей, кто выполнит задачу увеличивается. Это сказывается на времени, которое нужно потратить на просмотр и отбор того самого исполнителя.

Источник: Минтруд РФ, материалы правительства
Источник: Минтруд РФ, материалы правительства

Зачастую, нехватка времени приводит к тому, что работодатель набирает нужное количество заявок, но не оповещает об этом остальных кандидатов. Это неправильно. Они потратили время и выполнили задание. Естественно, доверие к такой компании со стороны профессионального сообщества падает. Это может негативно сказаться на дальнейшем поиске работников.

Главный минус — потраченное время, за которое никто не заплатит. Иногда задания бывают объёмными, на их выполнение уходит до двух рабочих дней. Конечно, к таким условиям стоит тщательно присматриваться. Быть уверенным, что ваш результат посмотрят и оценят. Логомашина сделала пост, на что стоит обратить внимание в таких случаях.

Источник: @logomachine_education
Источник: @logomachine_education

Если ты новичок, то это может быть полезной практикой. Но если у тебя есть портфолио, то нет смысла рисовать очередной логотип, баннер или сайт. Можно возразить — наниматель должен знать, как хорошо ты понимаешь задачу и сколько времени на неё уйдет. После этого сравнить с другими кандидатами. Всё так, но есть одно но.

Зачастую тестовые задания не имеют ничего общего с тем, что приходиться делать, будучи нанятым работником. Это случилось у меня с первой удалённой работой. Тестовое — нарисовать обложку для новости, которую опубликуют на сайте HighTech.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Придумал нехитрую метафору и нарисовал иллюстрацию в стиле площадки. Меня взяли. Я думал, что буду рисовать иллюстрации к новостям — это интересно. Но был разочарован. Оказалось, что большинство моих задач — искать релевантные заголовкам фотографии на стоках, править и выпускать статьи. Естественно, долго я там не задержался.

Личный опыт

Есть в моём опыте и пример хорошо составленного тестового задания. Я устраивался работать в издательство «Комитет», которое владеет площадками VC, TJ и DTF. Мне дали задание нарисовать обложку к статье про факапы бизнесменов.

Придумал метафору к названию и предложил два варианта. Меня взяли. И всё время, что я там работал, делал именно это. За исключением спец-проектов. О работе в издательстве можно почитать здесь.

Похожий случай был с тестовым от агенства Embacy. Задание было объёмным, но мне хотелось с ними поработать.

Нужно было разработать логотип для компании, которая занимается аналитикой трафика для маркетинга и таргетовой рекламы. Подкрепить это небольшой презентацией с айдентикой. Сейчас бы я ни за что не согласился делать это бесплатно. Хорошо, что это заняло у меня не больше 3 часов.

Задания успешно прошёл, но у ребят не задержался. Не выдержал темп их работы. Но благодарен агенству Embacy за интересный опыт.

Потраченное время

Но я бы не стал писать эту статью, если бы всё было хорошо. Да, эти два примера показывают, что можно правильно составить тестовое задание. К сожалению, таких случаев мало.

В последнее время мне нравиться заниматься коммуникационным дизайном. Когда я искал работу, откликался только на подобные вакансии. Чаще всего на эту позицию берут студии, которые занимаются всем подряд. Понимаю, им сложно составить усредненное задание, исходя из реальных задач.

Выполняя тестовое для студии Communica, я был уверен, что буду заниматься исключительно коммуникацией для различных брендов. Вместо этого делал бесконечное количество презентаций для тендеров. Хотябы пост был выдуманный и без определённого бренда. На этом спасибо.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Чёрный список

А теперь хотел бы рассказать про тех работодателей, связываться с которыми я бы не советовал. HR из этих компаний загадочным образом исчезали после того, как присылал им результат.

Для бренда кондитерского шоколада Tomer нужно было составить 2-3 мудборда. По ним в дальнейшем мне предстояло делать полный ребрендинг и заниматься развитием стиля.

Я сделал три разных варианта, которые отличались друг от друга визуально и по настроению. Ребятам из Tomer понравилось и меня пригласили созвониться. Из общения было понятно, что место моё. Но после нашего созвона они не связались со мной, а сообщения игнорировали.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Студия Kaifooi искала дизайнера коммуникации для бренда Honor. Тестовое — нарисовать сторис по написанному контенту. Задание несложное, но мне хотелось удивить. Поэтому я потратил на это больше времени, чем планировал.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Был уверен, что с заданием я справился. К сожалению, этого никогда не узнаю. HR пропал так же безвозвратно, как и потраченное время.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Для студии Co-Operation нужно было сделать две анимированные сторис и пост для двух разных брендов молочной продукции. На задание я потратил час времени. Выполнил всё строго в стиле брендов. Приложу только одно видео из трёх.

Да, эти ребята — не исключение. Исчезли и больше не отвечали.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Таких случаев было немало. Жалко потраченного времени и сил. Но всё это мелочь на фоне случая, когда я устраивался на работу в Яндекс, точнее в их подразделение Яндекс.Маркет.

Большая боль

Мне написала HR Яндекс.Маркета с предложением познакомиться, выполнить тестовое задание и занять должность перфоманс дизайнера, что бы это ни значило. На тот момент я был в поиске постоянной работы и согласился. Мы созвонились с ней и арт-директором. Обещали хорошие условия работы, благодаря которым я бы смог переехать в Москву и развиваться там. После общения у ребят остались положительные впечатления. Поэтому я был готов выполнить любой тест, даже такой абстрактный и объёмный.

Почему тестовые задания больше не нужны?

На все мои уточняющее вопросы отвечали в стиле: «Сделай что-нибудь крутое». Я решил сделать лэндинг про скидки на бытовую технику на сайте Беру. Стилизовал под только что начавшую пандемию короновируса. Так сильно вдохновился этой идеей, что потратил на неё неделю рабочего времени. Помимо лэндинга сделал аниматик и рекламный баннер на сайт.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Как только выполнил задание, отправил его HR. Ожидание ответа было долгим и мучительным. Но такого сообщения я точно не ожидал...

Почему тестовые задания больше не нужны?

Я не растерялся и написал арт-директору напрямую. Тут и начался пинг-понг, о котором даже не мог подозревать...

Почему тестовые задания больше не нужны?

Не понимаю о каком нанимающем арт-директоре идёт речь, но решил подождать. В итоге через неделю написал ещё раз.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Я написал новому рекрутёру. Ответ — убил. Уже становится смешно. Но это пока что сетап, панчлайн будет потом.

Почему тестовые задания больше не нужны?

Естественно, со мной никто не связался. Я пинговал каждую неделю, но ответа не дождался. Спустя месяц получаю такое сообщение:

Почему тестовые задания больше не нужны?

Второй HR уволился за то время, пока меня игнорируют с ответом! В итоге я написал третьему рекрутёру. Мы созвонились спустя неделю. Она мне рассказала, что вакансия снята. Такие дела.

Сказать что я был подавлен — ничего не сказать. Все мои мечты о переезде в столицу и о работе в престижной компании не сбудутся. Я потратил неделю на проект, который никто не оценил. И два месяца на выяснение статуса.

Но стоит искать положительные стороны. Я вспомнил этот случай спустя два года. Он натолкнул меня написать эту статью. Уверен, что прочитавшие её специалисты будут аккуратнее подходить к выполнению тестовых заданий. Это лишь небольшие меры по регулированию отношений между работодателем и исполнителем.

Как я и говорил в начале статьи — нынешняя система найма устарела и порождает подобные случаи. Может быть есть другой подход?

Другой подход

Да, он есть! Два месяца назад мне поступило предложение от компании, которая делает сервис видеоконференций. Предстояло развивать коммуникацию и фирменный стиль. На тот момент я уже работал в студии и отнёсся к этому предложению скептически. Но решил попробовать после общения с арт-директом и HR. Оценивая все риски, я не хотел резко уходить с привычного места. Предложил поработать со SpatialChat в тестовом режиме на part-time.

Так мы проработали месяц. Поняли, что подходим друг другу, не выполняя тестовых заданий. Мне дали делать то, что я всегда хотел. Полностью доверились мне, как профессионалу. Поэтому со следующего месяца я вышел как полноценный сотрудник. Это история с хэппиэндом, но в чём решение проблемы?

Мне кажется, идеальный подход найма на работу для специалиста любой сферы такой. HR или глава отдела по портфолио или по итогам собеседования отбирает шорт-лист кандидатов. С ними на протяжении месяца работают по 3-4 часа в день (за половину от ожидаемого оклада). По итогам месяца нанимают самого подходящего. Все в плюсе. Кандидаты не работали бесплатно и получили понимание того, чем они будут заниматься. Работодатель потратил меньше денег, если бы платил каждому за тестовое, как это предлагают здесь. И за месяц работы полностью убедился в исполнительности сотрудника. С остальными может оставить связь для дальнейших проектов.

Я не претендую на эффективность этого подхода. Скорее всего, он не подойдёт начинающим специалистам или крупным компаниям. Но как альтернативу устаревшим тестовым заданиям, от которых много проблем, можно рассмотреть. По моему опыту видно, что это сработало. Надеюсь, получится и у вас.

Чтобы составить собственное мнение, рекомендую ознакомиться со статьями по этой теме: раз и два.

На все вопросы могу ответить лично: «ВКонтакте», Twitter, Instagram, Telegram. Моё портфолио на сайте.

7474 показа
5.3K5.3K открытий
41 комментарий

Уровень HR, которые не дают обратную связь, а просто игнорят, безусловно, очень удручает. Но, по моему опыту, это один из маркеров колхоза в самой компании, о которой и сожалеть не стоит. Адекватные HR работают в адекватных компаниях (как правило).

В отношении пробного периода за полцены, я вижу ограничение в том, что юр. лицо (если оно белое) не может просто взять и заплатить деняк физику. Взаимоотношения должны быть оформлены - либо договор с самозанятым\ИП, либо трудовой\ГПХ. И чем больше и бюррократизированней компания, тем сложнее в ней идут такие процессы, особенно во имя кандидата, который не факт, что подойдёт. Таким образом можно деньги тырить компании, знакомых "устраивать" - "а чёт нет, не сложилось, не срослось". Скорее вариант из статьи устроит компанию, которая работает с фрилансерами и просто одного из них готова взять в штат.

В целом же, если кандидат может продать себя сразу за деньги без тестового, почему бы и нет. Можно оценивать свою работу хоть в миллион, важно, чтобы кто-то за неё столько заплатил.

Ответить

Из таких hr запомнилась Лента. Ни перезванивали, ни о компании не рассказали(а чего, сами ж знаете нас), ни об отделе, спрашивали на какую должность иду, хотя сами просили перезвонить перед этим. В общем, сказали позвонят, так и не позвонили.
А не, вру, igoods ещё. Те вообще, попросили перезвонить в 15:00. Звоню, спрашивают кто я)). Хахах.
Попросили выполнить тестовое, прислали его цитированием письма от их тим лида, а там кусочек текста и ответьте на вопросы.
Выполнил ю, отправил и всё. Не отвечали на письма, на звонки. Хахах.
Конченные 2 конторы, которые прям запомнились)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо за мнение! Да, этот подход разбивается об бюрократизм. Поэтому, как я и писал, он вряд ли подойдёт большим компаниям. К сожалению, практически везде требуется тест.

Ответить

На старте знакомый перед тем как приступать к тест. заданию, на почту/мессенджер спрашивал любой уточняющий вопрос, например "куда отправлять готовое тестовое?"
Треть hr не отвечали на сообщение, тестовое соответственно тоже не делал :)

Ответить

Жизненно )

За свою дизайнерскую карьеру, я был по обе стороны - как в качестве кандидата на позицию, так и в качестве принимающего на нее. С первым случаем все понятно, тоже бесило что после потраченного времени, представители вроде бы солидных компаний просто исчезали. Уже сколько слов и боли на эту тему было)

Но когда я перешел на темную сторону, то польза от "классических" и как ты говоришь "устаревших" тестовых заданий открылась мне с новой стороны. Не раз были случаи, когда кандидаты показывали вроде бы норм шоурил, в целом неплохо демонстрировали понимание в технических моментах и производили общее хорошее впечатление. Вроде бы - бери и не парься. Но когда они присылали выполненное несложное тестовое, мы просто выпадали в осадок )) То ли рил был наполовину ворованный, то ли пациент на момент работы с тестовым был не в себе, то ли хз еще что... Но в таких случаях путем простого тестового это очень эффективный быстрый отсев, чем мучаться с ними месяц или более того.

Ответить

Понимаю, что по портфелю нельзя составить полное мнение о кандидате, но тестовое тоже не может до конца раскрыть потенциал. В таких случаях можно давать проект за оплату, но только специалистам из шорт-листа. Кандидат будет стараться, потому что будет ответственность. Работодатель сможет составить своё мнение и выбрать лучшего.

Ответить