Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Опыт студии «Мыслеформа».

Перед нами стояла задача — разработать стиль корпоративной иллюстрации для «Лаборатории Касперского». Работы велись в сотрудничестве с отделом дизайна компании. Как мы это сделали? О, это долгая и интересная история. Начну с сухих фактов.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Клиент

«Лаборатория Касперского» — международная компания, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Компания ведёт свою деятельность более чем в 200 странах.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Задача

Так как в компании на тот момент не было единого узнаваемого стиля иллюстрации, стояла задача сформировать его и показать на максимальном количестве примеров, как он может развиваться. Требовалась разработка: основного персонажа, дополнительных персонажей и их эмоций, объектов интерьера и экстерьера, инфографики.

Также надо было продумать отличительные особенности для корпоративных иллюстраций и прописать правила их использования в отдельном руководстве. Иными словами, надо было нарисовать целый мир, выглядящий определённым образом и живущий по определённым правилам.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Работа над поиском стиля велась совместно с дизайн-командой «Лаборатории Касперского», комментариями от которой делится Никита Морозов:

Информационные технологии — это довольно абстрактная сфера, которую сложно визуализировать, а безопасность информации — ещё более абстрактна в визуальном плане, поэтому нам был необходим инструмент, который помогал бы донести довольно сложный смысл продукта или услуги.

При этом также важно было донести ценности и характер бренда — инновационность, экспертность и человечность. В дополнение нам нужно было учесть глобальный масштаб коммуникаций — дизайнеры и подрядчики разного уровня по всему миру должны иметь возможность повторить стиль, чтобы их коммуникация была консистентной.

Поэтому в требованиях изначально было наличие простых готовых элементов для иллюстраций.

Никита Морозов
, руководитель отдела дизайна «Лаборатории Касперского»

Графическое исследование

Перед стартом работ мы провели графическое исследование. Изучив различные варианты актуальных тенденций в современной иллюстрации, мы выявили основные стилистические направления, подходящие по тематике, в которых можно было начинать работу.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

На основе исследования был выполнен ряд тестовых иллюстраций. На примере одного сюжета демонстрировалось, как будет выглядеть иллюстрация при использовании различных графических приёмов. На этом этапе заказчик остановился на сочетании вариантов 1 и 3, то есть на использовании сплошных заливок с локальным применением текстур и контуров.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Нам очень не хотелось попасться на уловку текущих трендов, и мы искали что-то, что будет выглядеть чисто, аккуратно и актуально в ближайшие пять лет.

Разработка персонажа

Параллельно с выбором основных графических приёмов проводились работы по поиску внешнего вида персонажа. На первом этапе был согласован концепт персонажа, приведённый ниже. Это эскиз иллюстрации на тему встроенных в продукты компании, автоматизированных процессов, которые позволяют экономить время пользователя.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

После этого мы приступили к проработке черт лица персонажа. На основе исследования тенденций в отображении персонажей заказчику были предложены варианты отображения персонажа в различных стилях. На предварительном этапе был согласован стиль с частично острыми углами.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Также проводился поиск пластических форм в фигуре персонажа. Это был достаточно важный этап, так как от этих критериев зависело, как будут выглядеть все остальные персонажи и пластические формы объектов в целом.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

В результате поиска черт лица, пластик и формы был разработан основной персонаж. По типажу и общему настроению это простой, современный парень, работающий в офисе, раскованный, но умеющий сосредотачиваться в нужный момент, любящий своё дело, энтузиаст с активной жизненной позицией.

Можно сказать, что у персонажа есть сходства с реальными сотрудниками компании, в особенности в плане красных штанов. Мы хотели, чтобы персонаж помог нам передать настроение и при необходимости мог быть смешным, обаятельным и привлекательным.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Так как в «Лаборатории Касперского» представлены продукты для всех возрастов и затрагивающие всех членов семьи, потребовалась разработка внешнего вида людей разных возрастных категорий.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

В дальнейшем планировалось анимировать всех персонажей, поэтому мы разработали систему мимики для всех действующих лиц. От самого счастливого состояния до моментов грусти и печали.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Филиалы компании есть в 200 странах мира, поэтому было необходимо продумать внешний вид персонажей с этническими различиями.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Также были разработаны мини-изображения, демонстрирующие процесс взаимодействия рук пользователя с различными устройствами. Такие изображения активно используются в различных видеоруководствах к продукту.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Параллельно с разработкой персонажа проводились работы по поиску декоративных элементов и характерных объектов, которые будут окружать действующих лиц. Требовалось решить задачи композиции, а также то, как распределить цветовые пятна, на чём сделать акцент, а что увести на второй план.

Мы пробовали решения с уходом в большую технологичность или геометрию, перебирали большое количество вариантов и обсуждали тонкие нюансы вплоть до унифицирования толщины линий, пересмотра цветового баланса и так далее.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

В конечном итоге были согласованы следующие стилеобразующие элементы.

  1. Круг, задающий акцент либо на персонаже, либо на ключевом событии.
  2. Пространство границ иллюстрации подчёркивается контурными линиями.
  3. Часть объектов помечается сносками, как в энциклопедии или научном издании.
  4. Некоторые объекты заднего плана закрашиваются текстурой из косых линий, которыми также помечается пространство пола.
Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»
Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Исключительное отличие нашего бренда состоит в нашей экспертности, и как фанаты своего дела мы разрабатываем наши продукты без компромиссов в плане безопасности.

Поэтому важно было визуально и образно передать нашу любовь к проектированию, планированию, тестированию и всему тому, что окружает работу настоящего эксперта. В результате были выбраны ключевые элементы стиля, которые и делают наши иллюстрации уникальными и именно про нас.

Перспектива

У каждой иллюстрации есть главное послание, которое важно донести. Второстепенные объекты не должны отвлекать от основного сюжета, поэтому при дальнейшей проработке стиля был сформирован принцип того, как объекты отображаются в визуальной перспективе. В какой цветовой гамме отображаются объекты первого, второго и заднего плана.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Цветовая гамма

Для руководства по стилю была определена основная цветовая палитра и прописано соотношение цветов в иллюстрации. У бренда есть наиболее узнаваемые цвета — оттенки зелёного и красный. Слишком активный красный был заменён на более нейтральный розовато-морковный тон. Также были продуманы комбинации полутонов для создания эффекта объёма, характерного для стилистики Flat.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Сюжетные иллюстрации

После согласования основных констант стиля можно было переходить к сюжетным иллюстрациям, рекламирующим основные преимущества продуктов компании.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Чтобы покрыть широкий диапазон носителей, где применяются иллюстрации, нам нужны были три типа графики: большая сюжетная иллюстрация, мини-иллюстрация и иконка функции продукта. Сюжетные иллюстрации — основной формат, поэтому мы решили начать с него.

Очень удачно, что в момент разработки стиля мы смогли обкатать какие-то решения на практике — сделать несколько реальных изображений по брифу от бизнес-команд. В результате, кстати, получилась отличная рекламная кампания для малого бизнеса.

Цветной фон

Так как иллюстрации планируется использовать на разных носителях и в разной среде, было необходимо продумать варианты того, как будут видоизменяться стилеобразующие элементы при смене фона, и адаптировать иллюстрации для различных ситуаций.

Это может быть использование на постере или билборде в городской среде, у иллюстрации может быть информационный посыл или задача привлечь максимальное внимание за счёт яркого фона. В итоге было выбрано четыре основных фона: белый, серый, зелёный и чёрный.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Зелёный — основной идентификатор нашего бренда, но кроме этого он помогает иллюстрациям вписаться в реальные форматы рекламы или интерфейса, где уже есть подобные цвета.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Анимация

Была разработана пробная анимация, на которой тестировалось то, как стилистические элементы будут перемещаться в пространстве и взаимодействовать с персонажами и внешней средой.

После этого были проработаны варианты ситуаций с применением иллюстраций на различных носителях и форматах — начиная от городской среды и заканчивая интерактивным пространством.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Дополнительные элементы

Так как мы разрабатывали своеобразные детали визуального конструктора, из которого в дальнейшем можно будет оперативно собрать иллюстрацию, была создана база готовых элементов интерьера и экстерьера для использования как на первом, так и на заднем плане. В эти работы входили предметы интерьера, экстерьера и транспорт.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Такой конструктор помогает нашим дизайнерам и подрядчикам компании быстро собирать необходимые картинки и истории. Это существенно экономит время и деньги, помогая сохранять узнаваемость.

Мини-иллюстрации

Следующим шагом стала проработка продуктовых иллюстраций. Так как продуктов у компании много и каждая мини-иллюстрация должна максимально наглядно объяснять принцип и суть действия пользователя, проводилось большое количество тестов для поиска оптимального внешнего вида пиктограмм.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Отдел проектирования интерфейсов провёл несколько качественных тестов использования иллюстраций в продуктах, в результате которых были выявлены проблемы: некоторые изначальные декоративные элементы и цветовая палитра придавали картинкам дополнительный смысл, который шёл вразрез с тем, что мы пытались сказать с помощью изображений.

После нескольких итераций удалось достигнуть стиля, в котором элементы присутствовать могут, при этом на смысл иллюстрации не влияют. Теперь благодаря новому стилю иллюстраций мы однозначно получили единый почерк на всех содержащих их экранах, а там, где нам надо рассказать про какую либо функцию или инструмент, иллюстрация помогает лучше донести смысл.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Иконки особенностей продукта

Для иллюстрирования отдельных свойств продуктов используются иконки отдельного типа. В основе иллюстрации размещается ромб с углом основания, идентичным шестиугольнику, который применяется в наших иконках. В качестве графических элементов используются мини-символы, связанные с атрибутами конкретной функции

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Толщина контура

Чтобы добиться единообразия в отображении толщины контуров, была разработана система соотношения толщин при масштабировании в сюжетной, мини-иллюстрациях и продуктовых иконках.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Инфографика

На финальном этапе были продуманы варианты того, как будет отображаться статистическая или аналитическая информация. Инфографика выполнялась в соответствии с утверждённой цветовой гаммой и с использованием общих стилистических приёмов.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Результат

Результатом проекта стало свёрстанное 40-страничное руководство, где детально описаны элементы стиля, законы, по которым они строятся и применяются, внутренняя логика их использования.

А также собрана библиотека готовых элементов, которые можно будет использовать в дальнейшей работе, сохраняя единый стиль независимо от иллюстратора, привлечённого к проекту, или удалённости филиала компании. Такой документ позволил кампании в разы сократить время и стоимость разработки иллюстративных материалов на много лет вперёд.

Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»

Несмотря на то, что внедрение стиля в рамках большой компании — это дело небыстрое, нам удалось синхронизировать несколько команд, и уже в этом году наш стиль иллюстраций используется во многих потребительских продуктах, на сайте, в видео и в других рекламных коммуникациях. Сейчас в нашей библиотеке насчитывается несколько сотен готовых картинок, и их количество быстро растёт.

Применение стиля

Примеры того, как стиль используется для решения конкретных задач компании.

Посадочная страница, выполненная с использованием иллюстраций.

В этой видеоинструкции показано, как в продукте применяются мини-иллюстрации

Команда проекта

«Лаборатория Касперского»:

  • креативный директор Никита Морозов,
  • отдел дизайна «Лаборатории Касперского»,
  • отдел проектирования пользовательских интерфейсов.

Студия «Мыслеформа»:

  • арт-директор и дизайнер Илья Калимулин,
  • иллюстраторы Олег Береснев и Дмитрий Штольц,
  • аниматор Олег Береснев.
Как мы разрабатывали стиль корпоративной иллюстрации «Лаборатории Касперского»
1313
27 комментариев

Шаттерсточно

5
Ответить

Ваша ассоциация понятна и вполне уместна по двум причинам
1) Олег Береснев- иллюстратор, который участвовал в проекте, является топовым иллюстратором на шаттере. Одним из первых, кто начал популяризировать стилистику флэт.
shutterstock.com/image/contributor/2052989
2) Это стиль флэт, который популярен и востребован в настоящее время, поэтому в фотобанках он так же популярен, ведь там авторы рисуют то, что востребовано.

На данном проекте задачи создавать абсолютно новую, уникальную графическую стилистику не стояло. Стояла задача- взять стиль флэт, адаптировать его под стиль бренда, разработать для него стилеобразующие элементы, продумать и описать систему их использования. Отталкиваясь от этих критериев я считаю задачу выполненной.

Как иллюстраторское агентство мы не специализируемся только на стилистике флэт. Это не первый наш проект с Kaspersky Lab и когда им требуется стимпанк- мы рисуем стимпанк:
https://www.behance.net/gallery/47949637/Playing-cards-for-Kaspersky-Lab
Когда требуется пиксельная графика- рисуем её:
https://www.behance.net/gallery/51753995/Sweater-design-for-Kaspersky-lab
Когда нужна изометрия, делаем изометрию:
https://www.behance.net/gallery/34622777/Kaspersky-lab-calendar-2016

Но всё это эксклюзивные, сувенирные проекты, а когда речь идёт о простой, легко воспроизводимой и не дорогой системе визуального языка, как правило всё сужается до стиля флэт т.к. он наименее затратный по времени и бюджету, а бюджет учитывают все, от молодого стартапа, до крупного игрока, такого как Касперский.

2
Ответить

Я совсем не дизайнер, но эти иллюстрации невероятно перегружены какими-то бесполезным визуальным мусором. Без этой дичи выглядит намного лучше, как мне кажется.

7
Ответить
Комментарий удалён модератором

Полезный и исчерпывающий материал для тех, кому актуально. Как мне кажется, работа проделана колоссальная. Тем, кому "не нравится флэт", очевидно, никогда не требовалось создавать сотни иллюстраций в едином стиле.

3
Ответить

такое впечатление что после стиля вконтакте все изайнеры заболели этим слащаво-блевотным стилем, что-то среднее между стим панком и неофутуризмом. зачем генерить это дерьмо? просто сделайте хороший графический дизайн, блевотные картинки делать необязательно

1
Ответить

Как арт-директор я не воспринимаю стиль флэт как "блевотный" или какой-либо ещё. Я отношусь к нему как к определенному графическому языку, который сейчас популярен в связи с тем, что иллюстрации в таком стиле можно делать быстро и дешево. Поэтому этот визуальный язык стал одним из основных языков бизнеса так как он в первую очередь решает задачи бизнеса.

В настоящее время флэт претерпевает изменения. Появляется больше плавности в линиях, природных мотивов, текстур.
Как пример: https://dribbble.com/Fireart-d

Но в такой стиль мы уходить не могли т.к. Касперский - это всё же про технологии, точность, программирование, поэтому мы оставались в рамках привычного стиля флэт-четкого и геометричного.

2
Ответить