{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужно ли дизайнеру уметь программировать

Вопрос из серии «Нужно ли хозяйке уметь печь пироги?». Не обязательно, но гостям будет приятно.

Если вы дизайнер, который умеет кодить, всем вокруг будет приятно. Вам тоже. Вместе с дизайнером ДАЛЕЕ Борисом Бессоновым мы провели исследование, поболтали с коллегами, хорошенько погуглили и нашли убедительные доказательства.

Что хочет от веб-дизайнера его команда

Предположим, что команда состоит из менеджера, фронта, бэка, дизайнера и тестировщика. Мы спросили, какими навыками обладает дизайнер их мечты и входит ли в этот список разработка.

Самое большое количество баллов набрали софт скиллы и стандартные дизайнерские обязанности вроде проектирования статичных интерфейсов, создания кликабельных прототипов и мокапов. JS и даже верстка на HTML в первую пятерку не вошли.

Однако вопрос о знаниях программирования для дизайнеров давно был бы решен, если бы все было так просто. Из комментов мы узнали причину — кодинг важен не для всех участников процесса.

Менеджер

Цель менеджера — выполнить задачу в срок, успешно выкатиться и закрыть клиентское «хочу». Техническая сторона вопроса его мало волнует, так же как и порядок работы дизайнера с макетами. Менеджеру нужен тот, кто разбирается в Тильде, верстает рассылки, делает анимированные прототипы и понимает юзер флоу. О коде ни слова.

Фронт/верстальщик

Верстальщик или фронтенд-разработчик визуализирует макет в браузере. От качества этого макета зависит скорость работы, ведь на верстку небрежного дизайна уходит больше времени и усилий.

Дизайнер видит на макете картинку, а верстальщик — сетку квадратов. Во время отрисовки дизайнер должен помнить это, чтобы создать красивый и кастомизируемый макет. Для всех заголовков, отступов, текстов верстальщик задает единый стиль, если в дизайне его нет, — лишняя головная боль фронту и QA обеспечена. Допустим, по всему макету применены разные стили для <h1>. Либо придется подгонять все <h1> под один стиль, и тогда тестировщик для каждого «неверного» <h1> поставит сабтаск и потребует объяснение. Либо написать свой стиль для каждого <h1>, а их может быть штук 20 в макете. Представьте, сколько уйдет времени. Для отступов действует простое правило — высота должна делиться на 4: 4, 8, 12 … 64. Это всем известный факт, но дизайнеры часто его игнорируют, и стандартизация в отступах у одинаковых блоков на разных страницах хромает.

Ержан Айтжанов, фронтенд-разработчик ДАЛЕЕ

Бэк

С бэкенд-разработчиком дизайнер в 90% случаев не пересекается. В оставшиеся 10% входят случаи с «костыльной» версткой из-за некачественного дизайна и еще нестандартные решения.

Например, многие задачи бэк решает через циклы. Обычно они используются для повторяющегося контента: колонок с товарами на сайте, галерей с картинками и тому подобного. Допустим, дизайнер нарисовал макет с 4 колонками по ¼ ширины сайта, и формула: 1 повтор цикла = 1 колонка здесь отлично работает. Но на планшетном макете дизайнер решил применить нестандартный подход: колонка 1 занимает 100% ширины, колонка 2 — 50%, а третья состоит сразу из двух вложенных колонок.

Либо бэку придется применять вложенный цикл, а это время, либо фронт переделывает планшетную версию на JS по образцу десктопной по формуле: 1 колонка = 1 повтор. Это тоже время и дополнительная нагрузка на сайт.

Даже QA

Тестировщикам и так по кайфу.

Подводим итог этой главы и получаем аргумент № 1 — если дизайнер знает JS и язык гипертекстовой разметки, он рисует макет, который удобно верстать. Фронт не потратит время на отступы, шрифты и заголовки. Бэкендер натянет все это счастье на движок. Менеджер уложится в сроки, клиент получит продукт. Все довольны.

А будут ли давать больше денег?

От джунов навыков программирования не требуют, в вакансиях часто даже нет требований по HTML/CSS, указан только стандартный набор из Figma/Adobe Photoshop/Illustrator. Но и зарплата соответствующая.

С ростом зарплаты список растет — в требованиях к кандидату появляются HTML, CSS и даже JS. Но верстать сам сайт не просят.

Есть вакансии от тех, кто хочет получить два в одном. Зарплатная вилка примерно на том же уровне.

У классических дизайнеров есть понятная система грейдов от джуна до сеньора, наличие скиллов и их уровень отражаются на зарплате. Знание CSS, HTML, JS, как и, например, насмотренность или изучение гайдов, дают кругозор в технической области, это влияет на качество результата, как следствие, на грейд и зарплату. Фулстек-дизайнерам предлагают достойную зарплату, но вакансий очень мало. Занять такого специалиста на полный рабочий день можно только на экзотическом проекте, единых критериев оценки его эффективности нет, а значит расти в зарплате будет сложнее.

Борис Бессонов
, дизайнер ДАЛЕЕ

Таким образом, аргумент № 2 — знание верстки приблизит вас к уровню мидла или сеньора. С ростом грейда вырастет и зарплата.

То есть нужно просто понимать, в работе использовать не будем?

Еще как будем.

И не только для тестирования прототипа в браузере.

Во-первых, знания HTML/CSS/JS уберегут от факапов. Если дизайнер рисует на сайт сложную анимационную фичу, например, вот такую или такую, лучше сразу делать это на CSS или JS, а не в таймлайне After Effects. Фронту не придется мучительно оптимизировать, а дизайнеру — упрощать механику анимации по ходу дела.

Во-вторых, Борис Бессонов дал нам список из 13 примеров того, что может дизайнер с техническим бэкграундом.

1. Сделать хороший макет, где блоки и слои отсортированы сверху вниз как в HTML-документе, фронт сверстает его в разы быстрее.

2. Сразу адаптировать этот макет под все устройства и браузеры, сверстав его в HTML/CSS.

3. Сразу отрисовать макеты для разных сценариев: имен вроде Константина Константинопольского, поп-апов с ошибками сети, полос прокрутки.

4. Не зафейлить шрифты, выбрать те, которые идут и на Mac, и на Windows, Linux.

5. Показать клиенту настоящий прототип в браузере на реальных данных с помощью JSON и Firebase вместо скриншотов из фигмы.

6. Нарисовать генеративный арт как Спотифай.

7. Использовать инструменты фронтендеров вроде Codepen, чтобы визуализировать идеи и тестировать их, а также библиотеки с UI элементами вроде Code my UI.

8. Использовать подход Components / Autolayouts / Variants, который похож на фронтендерский БЭМ (Блок, Элемент, Модификатор), когда вы рисуете один компонент, например, кнопку «Купить!» один раз, а потом используете еще 10 раз в разных проектах, меняя слово.

9. Настраивать автоматический перенос компонентов в Figma в дизайн-систему.

11. Делать отзывчивые шрифты — то есть переводить текстовые стили в массивы, чтобы не путаться в размерах шрифта в разных брейкпоинтах.

12. Применять Blur без угрозы для скорости сайта. На слабых устройствах без GPU сайты с размытием фона тормозят, поэтому на среднестатистических продуктовых ресурсах эффект встречается редко. Однако если дизайнер знает код, он может заблюрить фон заранее и вставить как обычную картинку. Подробнее — в докладе «Гибридный дизайнер» арт-директора «Газпром нефти» Вадима Матвеева.

13. Вставлять 3D-анимацию, которая не подведет. Например, как в этой статье New York Times. На сайт вставили прозрачный видеоролик и «приправили» параллаксом, вышло стильно, работает даже на слабых устройствах. Об этом мы узнали от Юрия Артюха.

Вывод

Техническая подготовка открывает для дизайнера новые возможности в своей же профессии — финансовые и профессиональные. Если вы разбираетесь в коде, сможете делать оптимизированные, структурированные макеты, за которые коллеги и клиенты будут вам благодарны.

Короче:

уметь — полезнее, чем не уметь.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Evil Pechenka
Нужно ли дизайнеру уметь программировать?

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Non Existence

Зачем себя ограничивать ?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

— Нужно ли сантехнику уметь владеть катаной?
— Нет.
— Зачем себя ограничивать.
***
—Должна ли медсестра уметь настраивать осциллограф?
— Нет.
— Зачем себя ограничивать.
***
— Нужно ли школьнику уметь ухаживать за зубными протезами?
— Нет.
— Зачем себя ограничивать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kapustin

Программировать не нужно, а просто интересно и занимательно. При создании продукта можно продумать больше нюансов и кейсов которые потом выползут на продакшине. Очень удобно по готовому продукту в смотреть и давать более конкретные адресные правки. Да и вообще говорить с разработчиками на одном языке.

Недавно изучил swift ui - можно очень относительно быстро и просто собирать готовые экраны и отдельные компоненты, заполняя их фейковыми данными и глядя что получается в эмуляторе.

Ответить
Развернуть ветку
S K

У знакомых дизайнер квартиру проектировала ) Так она не знала, как уровнем пользоваться и сколько сохнет цемент )))) Дизайнер рисует, он творец, как это сделать - пусть другие думают, норм подход

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда