Дизайн
Логомашина

Стоит ли бежать регистрировать товарные знаки Макдональдса, ИКЕА и Nike

Привет, это команда «Логомашины». Скорее всего, вы уже читали в новостях, как предприниматели одни за другим подали заявки на регистрацию названий и логотипов скоропостижно ушедших зарубежных брендов. Рассказываем, есть ли в этом смысл.

Немного теории: что входит в товарный знак

Товарный знак — это уникальное обозначение вашей компании, которое принадлежит только вам и никто другой не может его использовать.Обычно, когда говорят о товарных знаках, имеют в виду логотипы. Но на самом деле товарные знаки могут быть практически любыми:

  • словесными;
  • изобразительными;
  • комбинированными;
  • объемными;
  • звуковыми;
  • тактильными;
  • анимационными;
  • голографическими.

Большинство товарных знаков — словесные и изобразительные. Например, логотипы, названия, слоганы компаний.

В чём плюсы использования известного товарного знака

  • Люди будут ходить к вам по привычке

Воспользоваться чужой айдентикой фактически можно было всегда: таких прецедентов достаточно много в России. Например, петербуржцы обсуждают «Булочна», которая уже год работает на Невском проспекте и очень сильно напоминает сетевые «Булочные Ф.Вольчека».

Найди отличия: «Булочная Ф. Вольчека» и «Булочна»

Заметить разницу не так просто: интерьер такой же, ассортимент тоже. Вкус хлеба и тортов почти не отличается, а небольшое различие в цене не бросается в глаза. У посетителей возникает логичный вопрос: зачем ходить дальше, если здесь можно купить почти то же самое?

Несмотря на то, что мы уже не можем съесть на ланч Биг Мак, потребительские привычки никуда не делись: нам всё ещё хочется фастфуда, и мы всё ещё ищем на карте ближайший открытый «Макдональдс». И в этом состоит главный плюс использования логотипов известных брендов: привычки потребителей меняются долго и сложно — никто не хочет добровольно отказываться от того, чем он привык пользоваться несколько лет или даже всю жизнь. Если, например, открыть условного «Дядю Ваню», «МосДонерс» или «Матрён’а» на месте старого «Макдональдса», небольшая часть аудитории — в большинстве своём обыватели и новаторы — продолжит ходить в это место: ради сохранения традиций и простого интереса.

  • Сможете получить бесплатный пиар на старте

Второй плюс — это внимание блогеров и журналистов. В середине марта по рунету широко распространилась история с регистрацией «Дяди Вани», знак в логотипе которого напоминает фирменную букву «М» одного известного зарубежного бренда. В итоге официально зарегистрировать логотип не получилось: возможно, это и не было целью компании. Название сети ресторанов на замену «Макдональдса» получило более 30 000 упоминаний в СМИ, и теперь, когда команда захочет создать ещё один проект, получить публикации о нём будет проще: уже видим заголовки в стиле «создатели “Дяди Вани” открывают первый ресторан». Повторить такой успех будет сложно, но получить свою долю публикаций с помощью товарных знаков западных брендов можно.

В чём минусы использования известного логотипа

  • Вы получите штраф

Первое, чем рискует предприниматель, который решил воспользоваться чужим товарным знаком — штрафом. За незаконное использование логотипов и названий «ИКЕА», Starbucks или H&M предпринимателю нужно будет заплатить до 200 000 рублей, однако зачастую владельцы товарных знаков просят ещё и компенсацию — от 10 000 до 5 000 000 рублей.

То, что зарубежные компании ушли из России не означает, что их права на логотип и название прекратили действие.

Товарный знак перестаёт действовать только в трёх случаях:

1. Компания сама отказалась от знака
2. Срок действия регистрации истёк и его не продлили
3. Регистрацию отменили по решению Роспатента или суда.

Как видите, уход компании с рынка не входит в перечень причин прекратить охрану товарного знака, а это значит, что безнаказанно использовать чужие товарные знаки не получится.

  • Не сможете зарегистрировать даже похожий знак

Одно из оснований в отказе регистрации товарного знака — «схожесть до степени смешения». Покупатель может подумать, что похожие товары сделаны одним производителем: например Coca-Cola и Cola-Coca. Защита товарного знака помогает исключать такие хитрости.

Так, например, схожими до степени смешения можно назвать логотипы «ИДЕЯ» и «НОРМ»:

«ИДЕЯ» похожа на оригинальную «ИКЕА» по звучанию — в разговорной речи шведский магазин часто называют «ИКЕЯ». Получается, слова отличаются одной буквой: этого недостаточно, чтобы показать отличие компаний. Логотип «НОРМ» практически копирует форму и цвета лого «ИКЕА». При беглом осмотре их легко перепутать.

Похожая ситуация с логотипами спортивных брендов: «Рывок» и «Чайки» зарегистрировать не получится, несмотря на полное отличие семантики названий.

Вывод

В регистрации товарных знаков зарубежных компаний, или похожих на них до степени смешения, мало смысла. На рынке всегда были компании-подражатели, однако приблизиться к показателям транснациональных корпораций у них не получилось и, скорее всего, не получится.

Покупатели выбирали оригинальные вещи за бренд — сервис и ценности, которые транслирует компания. Чтобы заменить зарубежные компании в сознании покупателей отечественными, нужно вложить немало ресурсов в разработку бренда и маркетинг, а это дело не двух месяцев.

Создавайте новое. Так справимся!

***

В непростое для предпринимателей время мы решили сделать для вас бесплатной возможность получить аудит логотипа и фирменного стиля от дизайнеров «Логомашины».

Если сомневаетесь, нужно обновлять лого вашей компании или оставить его прежним, оставляйте заявку по ссылке.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Gorbun iz Notr Dama

Как-то вызывает отвращение бренд, который пытается взлететь путём копирования и пародирования известных, но ушедших с рынка компаний, даже если он в принципе предлагает высокое качество услуг

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколовский

что то на уровне базарных абибасов

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alex Suv

Да. Мне сейчас говорят на собеседованиях что время возможностей у них. Даже в этом всё сраное русское мародёрство. С открытым рынком и нормальной конкуренцией ни на что не способны. А вот раздербанить то что осталось - это мы первые.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Петров

Нет, не вызывает. Вы просто душный. Китайцы на этом свое благосостояние построили

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Никита Мардюков

На самом деле кого-то такие бренды могут притягивать, но только как какая-то пародия.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Ну если своего не могут придумать?! Нет соображалки, что бы сделать свой бренд. Грусть печаль... А кто то ещё радуется таким вот "копированиям"

Ответить
Развернуть ветку
Logotipper.Agency

Статья отличная)
Но на самом деле, некоторые знаки, использованные в этой статье («Чайки», «Рывок», «Идея», «МосДонерс»), были созданы нашим агентством не в коммерческих целях, а исключительно в юмористических)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Малишевский

Интересное у вас название. Сначала прочитал логотриппер

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Komarov

Рвёшься тут, походу, только ты, многоразово опорожняя свой искривлённый в букву «Z» мозг в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
Небесный шар
Ответить
Развернуть ветку
Пришелец

Это не предприниматели подали заявки на регистрацию товарных знаков ушедших брендов, а жулики, которые сами ничего создать не могут, только украсть чужое.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лютый

А можно вот этому гражданину бан выписать? Желательно по IP. Его разума все равно не хватит, чтобы IP потом сменить

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лимита

У вас на аве зига, вы в курсе?

Ответить
Развернуть ветку
Slava Itprofi

Данный мебельный ТЦ лет 10 знаю) Причем находится в 5км от Икеи (на одной дороге даже), всегда удивлялся, как они их терпели.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Даже если закрыть глаза на референс в сторону Икеи, это ужаснейшая шрифтовая работа. В ней плохо всё.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Егор Таскаев

Спойлер - конечно нет смысла, не будьте колхозниками.

Ответить
Развернуть ветку
Лютый

А самое главное, ваш бренд будет выглядеть смешно. Кринж кароче будет

Ответить
Развернуть ветку
Alex McFly

Продолжая тему макдака

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий О

"этого недостаточно, чтобы показать отличие компаний...." - Кому недостаточно?

Ответить
Развернуть ветку
Японский клуб

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шапран - B2B продажи

Помню поднимаюсь на эскалаторе в ТЦ, ужасно хочу есть, вижу в отражении стекла заветную М, доезжаю и вижу - Шаверма....

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Ну вы купили ее или пошли искать заветную М?:) Сработал маркетинг или нет?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий О

Проблема в том, что есть 5-6 самых распространенных геометрических форм, и пару десятков удачных сочетаний цветов (достаточно посмотреть флаги) это считай 100 логотипов - всего 100 компаний (при этом либо в геометрии, либо в цвете все равно будет пересечение. Поэтому для большинства - это притеснение прав, которого быть не должно.
Поэтому, на примере Икеа, если хотят знак пусть регистрируют сложные геометрические формы в лого, нестандартные сочетания цветов и не проблем. А то считай изобрели колесо и запатентовали.

Ответить
Развернуть ветку
олег Загинциев

Копия всегда хуже оригинала

Ответить
Развернуть ветку
Sergey S

как посмотреть...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Петров

Не в случае с вк, телеграмом и ксероксом

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Логинов

макшнакнекс

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Логинов

ну тоесть макдокнекс

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Рязанцев

Честно говоря вообще по фиг.
Если ассортимент и качество ниже плинтуса, то пусть магазин хоть всеми брендами обвешается сразу, мало кто туда ходить будет больше одного раза. А если услуги и товар нормального качества, то как они над своей вывеской изгаляются значения не имеет.
Тот же расхожий термин "китайское качество" означал что какие бы бренды наши соседи не копировали выходило у них так себе. И все прекрасно понимали что покупая магнитофон "Sonia" не стоит ждать качества "Sony". Сейчас они уже выпускают товар под своими брендами потому что работают на качество и репутацию реальной фирмы, а не noname.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Стоит. Если ты подружка селф Бокальчук. Ну или мужа подружка))))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kotov

Это какой то лютый звездец, лучше тихо спионерить чем свое выдумать и громко кричать

Ответить
Развернуть ветку
Тата Чижкова

Я не поддерживаю такое, сразу ощущение подделки и рыночности, вспоминается мем "ты только не копируй точь в точь". Но чувствую сейчас наплодится компаний с подобными лого очень много

Ответить
Развернуть ветку
Lemon media

В этой статье все было бы хорошо, если бы взяли больше реальных примеров, которые используются в коммерческом плане и нарушают права.

"Логотип «НОРМ» практически копирует форму и цвета лого «ИКЕА». При беглом осмотре их легко перепутать."

Не очень корректно вырывать из контекста работы и вводить в заблуждение читателей. В нашей статье видно, что мы наоборот старались сохранить узнаваемость брендов, логотипы были переделаны в юмористическо-ироничном ключе. Кстати, на смысловом плане мы как раз поднимаем тему плагиата, так что достаточно странно их здесь видеть))

https://vc.ru/design/392922-25-logotipov-izvestnyh-brendov-pri-importozameshchenii

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курбатов

Да не нужен нам этот макдоналдс! Был недавно в Сергиев-посаде. Поел офигенный салат + лагман + манты за 500 рублей в местной кафе. и вкус просто офигительный!

Ответить
Развернуть ветку
Давид Замирович

Ну по-простому если, то "бежать регистрировать товарные знаки известных брендов" нет никакого смысла. Дядя Ваня уже отозван. Предприниматели из РФ часто пытаются зарегистрировать бренды, схожие с известными. Но есть простые и понятные правила и любому практикующему юристу или патентному поверенному очевидно - что это делается исключительно ради хайпа, который ничего не стоит. Заявка потом просто не оплачивается (пошлина). Хорошо, что по Дяде Ване Роспатент сразу выступил и сказал, чтобы прекращали ерундой заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 53 комментария
null