Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Любой сайт состоит из компонентов. Это могут быть блоки, формы, текст и др. Композиция – это набор правил, которые помогают правильно расположить эти компоненты при создании дизайн-макета сайта. В данной статье мы создадим дизайн сайта, опираясь на композиционные правила. В качестве входных данных будем использовать техническое задание на разработку интерфейса, найденное в интернете. В статье в первую очередь будет дан ход мыслей, пошаговый алгоритм того, как белый лист превратить в дизайн-макет. Для того чтобы каждый прочитавший, смог применить шаги этого алгоритма на свой конкретный случай. Давайте приступим...

Мы будем проектировать дизайн главной страницы интернет-магазина косметики. Техническое задание следующее:

Главная страница включает в себя следующие блоки:

- Шапка с кнопкой заказа обратного звонка

- Слайдер с текущими акциями

- Лента логотипов партнерских сетей

- Блок соцсетей

- Ссылка на «Корзину покупок»

- Частично – каталог с подкатегориями

- Блок популярных товаров

- Блок с промо-акцией

- Лента новостей/записей блога

Описание структуры страницы

Для того чтобы получить базовое представление о том как будет выглядеть будущий сайт сформируйте структуру в виде простых блоков, в которых вы указываете какой контент будет находиться на месте этого блока. Выглядеть это должно следующим образом:

<p>На этом этапе не важен дизайн блоков. Важен лишь их порядок и наполнение.</p>

На этом этапе не важен дизайн блоков. Важен лишь их порядок и наполнение.

Поскольку, ТЗ найдено в сети и у нас нет возможности пообщаться с заказчиком, то мы с вами будем придумывать, какой контент мог бы быть размещен в том или ином месте. Поэтому не удивляйтесь откуда вдруг появились неизвестные подпункты. В вашем случае все эти данные должны быть вам известны.

Создание базового интерфейса (Wireframe)

После того как вы создали схему будущего сайта, вам нужно для каждого блока создать его упрощенное представление. К примеру 3 пунктом в нашем ТЗ идет “Лента логотипов партнерских сетей”. То есть нам нужно создать некоторый горизонтальный список из логотипов.

Существует большое число различных вариантов дизайна таких лент. Этот элемент может выглядеть так:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

или так:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

На данном этапе нам не нужно думать о том как будет выглядеть дизайн конкретного блока. Нам нужно взять общую концепцию (грубое представление) и изобразить это в дизайне. Таким образом, если мы выполним этот этап для 2 и 3 пункта из нашего технического задания, то мы получим следующую картинку:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

В дальнейшем мы доработаем вид и расположение элементов внутри каждого из блоков, но сперва нужно увидеть общую картину.

Почему сложно придумать дизайн с нуля

Когда садишься за новый проект, бывает довольно трудно понять с чего же начать. Перед тобой пустой белый лист и хотелось бы его заполнить чем-нибудь. Ты видел тысячи сайтов с разными дизайнами, разным расположением элементов и нужно лишь перенести все это на новый макет. Но именно в этом главная проблема. Перед началом работы в твоей голове слишком много информации и вариантов, того как можно сделать. Поэтому просто не знаешь как подступиться.

Что с этим можно сделать

Мы должны загнать себя в некоторые рамки, тем самым ограничив до минимума то количество вариантов, с помощью которых мы можем разместить компоненты и блоки на странице сайта.

Когда мы ищем товар в интернет-магазине, то довольно сложно найти то, что нужно именно нам, просто листая каталог. Поэтому мы пользуемся фильтрами. Они помогают нам отсеивать нерелевантные товары. Проектируя дизайн-макет, мы также можем пользоваться такими фильтрами. Существует 6 фильтров:

  • Сетка

  • Направление взгляда

  • Иерархия

  • Баланс

  • Цвет

  • Типографика

Давайте выставим все эти фильтры для нашего макета. Это поможет применить фантазию целенаправленно, в рамках правил веб-дизайна.

Сетка и контейнер

Сейчас все новые сайты адаптируются под различные размеры устройств. Соответственно, когда мы создаем дизайн для сайта, то также должны учитывать это в макете. А значит для любой из страниц сайта нужно создать как минимум 2 представления (для мобильных и десктопных устройств), а лучше еще для планшетов. Чтобы все элементы вашего сайта были правильно выровнены и имели подходящий размер, нужна сетка.

Сеток бывает много, но мы будем использовать 12-ти колоночную. Так как она самая популярная и простая.

Как использовать сетку

Возьмем получившийся у нас wireframe и наложим на него сетку.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Как можете заметить элементы (блоки и текст) не выровнены. То есть сейчас начало блоков не совпадает с границами колонок. Давайте выровняем их.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Уже лучше. Чтобы теперь адаптировать наш макет под меньшее разрешение, нужно сделать следующее: создать сетку с меньшим числом колонок, при этом сохранив ширину элементов (количество колонок, которое занимает этот элемент). В случае с блоками “Наши партнеры”, ширина каждого из блоков – 3 колонки. Создадим еще одно представление нашей странички, но уже с 6 колонками вместо 12 (это будет планшетный вид).

<p>Аналогично делается для мобильных.</p>

Аналогично делается для мобильных.

С выравниванием и размерами разобрались, осталась другая проблема. Элементы прижаты к краям экрана.

Контейнер

В некоторых случаях компоненты могут быть прижаты к сторонам экрана, но в подавляющем числе случаев добавляют отступы. Сетка также находится внутри этих отступов. Область которую занимает сетка, с учетом отступов называют контейнером.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Отступы для контейнера выбираются в зависимости от ширины экрана и ширины самого контейнера. К примеру максимальную ширину контейнера можно выставить в 1400px. В этом случае даже если человек будет просматривать ваш сайт на 4К экране, то весь контент все равно будет умещаться внутри контейнера в 1400 px, но будут большие отступы с обеих сторон.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

При этом при размере экрана 1400 px, контейнер будет меньше, а отступы фиксированными. К примеру 40px с каждой стороны (эта цифра выбирается на глаз). Чтобы показать что максимальная ширина контейнера 1400 px, нужно просто создать дизайн-макет для десктопа с контейнером данной ширины и небольшими отступами. В свою очередь верстальщики просто будут иметь ввиду, что сайт на большем разрешении будет иметь тот же вид, но с большими отступами.

Все компоненты должны быть внутри контейнера, но есть исключения. За контейнер могут выходить элементы интерфейса которые являются разделителями между блоками. Самым распространенным примером является шапка сайта.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Когда использовать сетку

Если задавать контейнер нужно с самого начала, то выравнивать элементы по сетке лучше к конце разработке. Т.к если вы сразу будете подгонять все элементы под сетку, то она будет ограничивать ваше воображение и дизайн может получиться сухим.

Типографика

Текст – это большая часть контента на сайте, поэтому, то как он выглядит очень важно. В каком месте на сайте нужно размещать текст мы обсудим немного позднее. При этом кроме положения текстовых блоков, также очень важно правильно выбрать визуальный стиль текста внутри блока. О том как правильно настроить этот стиль мы писали здесь.

Цвет

Первое, что нужно сделать при выборе цветовой палитры для вашего дизайна – посмотреть как выглядят уже существующие сайты из той же ниши. На то есть 2 причины:

Причина №1 – Пользователи уже привыкли к конкретной цветовой гамме и не нужно шокировать их чем то новым.

Причина №2 – Если в нише преобладает какой либо цвет, то это значит, что дизайнеры до вас уже определили методом проб и ошибок наиболее подходящие цвета. А значит вам не нужно совершать эти ошибки, только для того чтобы проявить креативность.

В нашем случае, если мы посмотрим, что Яндекс считает магазином косметики, то заметим следующее:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Мы видим зеленый, розовый, черный и белый цвет. При этом в основном цвет фона белый, а компоненты либо все зеленые, либо розовые. Поэтому давайте следовать тренду и сделаем наш дизайн в светлых тонах. Я выберу розовый в качестве основного цвета, но этот выбор ничем не обоснован. Просто на мой взгляд косметика больше ассоциируется с розовым, чем с зеленым. Но вы можете считать по другому.

Как сделать цветовую палитру для сайта

Цветовых сочетаний можно сделать сколько угодно. Некоторые сайты используют по 50 разных цветов. Мы так делать НЕ будем.

Во-первых, это действительно сложно самостоятельно подобрать столько сочетающихся цветов. Во-вторых, для классного дизайна достаточно 2-3 цветов.

Универсальный вариант

Если вообще не представляете какие цвета использовать на сайте, то используйте черно-белую палитру. Это точно будет выглядеть достойно. И с такой цветовой гаммой вы с меньшей вероятностью где-то ошибётесь.

Монохромная палитра

Эта палитра хороша тем что, вы пожете создать ее на основе всего одного цвета. Давайте создадим такую палитру при помощи этого сайта, взяв за основной цвет розовый.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Эти цвета мы можем использовать как для текста, так и для компонентов. При этом необязательно использовать все оттенки. Достаточно выбрать 3-4 основных, которые вы будете использовать. Для заголовков, текста, основной цвет (тот что вы будете использовать для отдельных компонентов, к примеру шапка сайта), акцентный. Остальные цвета вы также можете использовать, просто реже.

Такая палитра еще хороша тем, что сразу дает спектр оттенков для построения, как светлой, так и темной темы.

3-х цветная палитра

Чем больше цветов, тем сложнее выстроить цветовую композицию. Поэтому переходите к этому пункту, только если есть весомые основания для отказа от первых двух.

Выберите основной цвет и с помощью Adobe Color сгенерируйте остальные 2 цвета. Для этого используйте треугольную или сплит-комплементарную схему. Здесь надо отметить один момент. Adobe Color всегда создает палитру из 5 цветов.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Но 2 пары цветов представляют из себя темный и светлый оттенки одного цвета. Поэтому вы можете использовать один из оттенков как цвет кнопок, а второй в качестве hover эффекта.

При этом количество каждого из цветов должно измеряться пропорцией 60-30-10. В данном случае 60% - красный, 30% - голубой, 10% желтый.

Цвет фона и текста

Поскольку текст часто расположен на странице без дополнительных подложек, то цвет фона и текста нужно выбирать в паре. И самое главное они должны иметь высокую контрастность. Просто потому, что главное в тексте не то на сколько красиво он выглядит, а то как легко его читать.

Именно поэтому самый популярный цвет фона – белый. На нем выглядит контрастным практически любой текст. Если вы все таки решили использовать цвет отличный от белого, то проверяйте контрастность с помощью этого инструмента.

Направление взгляда и визуальная иерархия

При создании дизайна, мы наполняем нашу будущий сайт 2-мя типами контента: текст и визуальный контент (картинки, видео и все что НЕ текст)

В зависимости от типа контента, пользователи, по-разному будут считывать его. Есть 3 паттерна восприятия информации человеком: F-паттерн, Z-паттерн и Диаграмма Гутенберга. Первый используется при считывании текста, второй и третий для считывания “блочного” контента. В основном это визуальные элементы (картинки, кнопки), но может быть и текст (В этом случае это очень короткий и крупный текст. Например, заголовок.)

F-паттерн

Этот паттерн говорит нам о том, что когда люди читают, то обращают особенное внимание на текст расположенный на линиях этой буквы. Что это значит ? Давайте взглянем на широко известную карту внимания:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Мы здесь видим, что наибольшее внимание уделяется вертикальной линии, верхней горизонтальной и еще немного второй горизонтальной. Исходя из этого мы можем сделать следующие выводы:

  • В первую очередь люди читают информацию сверху вниз и только потом слева направо. Это означает, что ширина текста должна быть как можно меньше. Чтобы люди могли прочитать ее, просто пройдясь глазами сверху вниз.

  • Если текста много, то главная часть должна находиться вверху.

  • Если все таки нужно разместить широкий блок текста, то он опять же должен находится на месте “Верхней горизонтальной линии F”.
Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Данные правила распространяются на сайты с небольшим числом текста (лендинги, корпоративные). Если у вас блог или новостной сайт, то жестить с узкими блоками текста не нужно. Т.к текст здесь главная вещь и люди БУДУТ его читать независимо от ширины.

Z-паттерн и Диаграмма Гутенберга

2 этих паттерна говорят нам о том, что главные для пользователя элементы находятся в левом-верхнем и правом-нижнем углах. При этом сначала человек смотрит на левый угол и только потом на правый. Поэтому в л-в углу нужно размещать контент, который будет побуждать пользователя к действию. А в п-н углу должен быть размещен способ исполнения этого действия.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Все эти паттерны чем-то похожи на якорные точки.

Как привлечь внимание

На странице всегда есть более и менее важные элементы. Какие именно зависит от вашего конкретного случая. Но эти элементы нужно выделять. Чтобы они контрастировали на фоне других.

В основном используется выделение при помощи размера и цвета. К примеру большой заголовок на фоне остального текста или большая аватарка пользователя. Но также можно выделять при помощи выравнивания (то есть отделить элемент, на который нужно сделать акцент, от основной группы) или отличной формы (один треугольник на фоне группы квадратов).

Баланс

Страницу сайта всегда можно разделить на 2 части. Левая и правая. По обе стороны как правило расположены разные компоненты (кнопки, текст, формы, инпуты). Представьте, что каждый из таких компонентов имеет некоторую массу. Например кнопка весит 2 кг, текст 500 г, заголовок 3 кг. Задача веб-дизайнера разместить все компоненты таким образом, чтобы на левой и правой части веб-страницы суммарный вес всех компонентов был примерно одинаковым (вес на левой части = весу на правой части).

Из чего складывается масса компонента

Если мы вспомним физику, то масса тела равна m = p * V. Произведение плотности на объем. Эквивалентом объема в 2D плоскости будет выступать площадь компонента. А эквивалентом плотности – оттенок цвета (чем более темный оттенок, тем выше плотность). Таким образом вес элемента при построении дизайна можно вычислить по формуле m = S * C. Где S – это площадь, а С – плотность. Разумеется никаких точных цифр массы для “темно-красного H1 заголовка” нет. Масса вычисляется лишь приблизительно.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Две части страницы можно назвать уравновешенными, не смотря на разные площади прямоугольников и размеры шрифтов. В левой части шрифт больше, но самого текста меньше, поэтому текст на обеих сторонах занимает примерно равную площадь. Больший по размеру прямоугольник слева, уравновешивается более темным квадратом меньшей площади справа. Также текст слева имеет более светлый оттенок.

Приступим к практике

Мы изучили все правила, но как нам перейти от серых прямоугольников к цветным картинкам ? Мы разобрались как сделать удобно, теперь нужно понять как сделать красиво. Здесь нет никаких правил, мы просто будем использовать референсы. Референсы – это примеры готовых дизайн-макетов, сделанные другими дизайнерами. Если не знаете где их искать, то вот список.

Некоторые могут считать, что дизайнеры обязательно должны брать все из головы и самостоятельно придумывать новые решения. Но примите за аксиому, что 99% идей, которые вам могут прийти в голову, уже придуманы кем то. Поэтому не нужно тратить время на изобретение велосипеда. Нужно посмотреть из чего он сделан и подстроить его под себя.

В качестве жертвы над которой мы будем производить опыты выберем “Ленту логотипов партнерских сетей”, т.к некоторые этапы мы уже выполнили. Вот референсы которые мы будем использовать:

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике
Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

У нас будет заголовок, небольшое описание и сетка из квадратов (как на 2-м референсе). Каждый из квадратов будет содержать логотип партнера. А при наведении будет показываться небольшое описание этого партнера.

Сначала добавим все элементы на наш макет.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Поработаем с текстом

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Добавим цвет, на основе монохромной палитры, которую мы ранее создали.

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Добавим акцент для важных партнеров

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Выровняем по сетке

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

И немного уравновесим композицию

Композиция в веб-дизайне: как применять правила на практике

Резюме

Надеюсь вам хоть немного было не скучно читать все это. Хорошо если вы что-то запомнили и просто замечательно если сами делаете так.

А тех кто считает что все не так и изо всех сил пытается сдержать себя от гневных комментариев, прошу не сдерживать себя. Буду рад услышать что помогает вам.

2121
25 комментариев

Банальная тупая хрень получилась.

1
Ответить

А что нибудь более конструктивное можно услышать

1
Ответить

Откуда столько негатива, люди?! Спасибо за статью!

1
Ответить

Спасибо, рад что понравилась

Ответить

Мне тоже понравилось. Вашу статью использовали для обучения на курсе. Читала её, как домашнее задание. Вот!

Ответить

Спасибо, а вы изучали всю статью или какие то отдельные части ? Потому что были комментарии от других читателей, что какие то части очень интересные, при этом другие слишком базовые и очевидные

Ответить

Спасибо, очень полезно для начинающего дизайнера)

Ответить