«Как драгоценность в пыли — её никто не замечает» — есть ли будущее у башкирской культуры в эпоху диджитал-одежды?

Дизайнерка Ляйсан Торопова в своих работах скрещивает диджитал-моду и башкирскую культуру. Канал FashionTech поговорил с ней о будущем цифровой одежды — как она помогает сохранить традиции малых народов и кто готов покупать виртуальные вещи.

«Как драгоценность в пыли — её никто не замечает» — есть ли будущее у башкирской культуры в эпоху диджитал-одежды?

Расскажи о том, чем ты занимаешься в целом. Кажется, что никто лучше тебя этого не сделает.
Меня зовут Ляйсан, я работаю в компании JetStyle моушн-дизайнером и концепт-художницей.

Ещё у меня есть свои проекты. Например, в 2019 году я начала делать «оживленный стрит-арт». Я снимала уличный арт и добавляла к нему анимацию. Тогда такого никто ещё не делал. Сейчас проект на паузе, я сделала 88 работ и планирую всего сделать 100.

Ещё я участвую в стрит-арт-фестивалях и выставках. Для фестивалей Карт-бланш в Екатеринбурге и Морфология улиц в Тюмени мы в коллаборации с художником Никитой Ходаком сделали работы, совмещающие мурал на стене и дополненную реальность.

Для выставки Проекта М в Омске я сделала самостоятельную работу с дополненной реальностью Durum Dea, посвящённую Омской макаронной фабрике.

Но мой главный фокус сейчас — это проект, посвящённый башкирской культуре, в рамках которого я изучаю историю и литературу, делаю иллюстрации к мифам, диджитал-одежду и диджитал предметы быта.

Как ты пришла к тому, чтобы переносить башкирскую культуру в цифровое пространство? Кто-то делал это до тебя?

Я очень давно думала о том, что такая крутая и интересная башкирская культура получает слишком мало развития и известности и вообще имеет тенденцию к стиранию и исчезновению. Было бы жалко всё это растерять в будущем и в цифровом инфополе. У нас есть свой язык, история письменности, огромный впечатляющий эпос про батыра Урала, который можно красочно экранизировать.

И этим мало кто занимается. Есть локальные фестивали и мероприятия, но они выглядят непривлекательно для современного зрителя. А я считаю, что необязательно подходить к этой теме как к национальной и традиционной — можно взять её за основу и развивать в современных трендах.

Есть люди, которые делают современные проекты, выпускают коллекции реальной одежды, организовывают этно-туры. Я ими восхищаюсь и стараюсь с ними познакомиться, планирую коллаборации. Но в диджитале я ничего такого не видела.

Что тебе больше всего нравится в башкирской культуре?

Мне нравится, что башкирская культура мало кому известна. Это как драгоценность в пыли — ее никто не замечает. Это большой потенциал, и он почти весь мой, потому что у меня есть и наследие, и умение создавать диджитал-арт.

Ещё мне нравится настроение, которое эта культура несёт. Что-то сильное, свободное, и загадочное.

Я очень люблю фэнтези, мифических существ, легенды, необычный быт. Там всё это есть: крылатый конь, демоны, живущие в облаках, женщина-змея, в которую превращается обычная змея, если долго проживёт. И много, много чего ещё.

Какие ещё народы, проживающие на территории России, тебя привлекают в культурном плане?

Скоро я планирую коллаборацию с татарским брендом. Я сама частично татарка, и эта культура меня тоже привлекает.

Я не смогла найти данных, сколько точно в России малых народов, но где-то писали что около 200. Они все уникальные и интересные, и если мне доводится работать с каким-то из них, я всегда удивляюсь глубине знаний, которые мне просто не изучить. Недавно я делала эскиз на фестиваль, связанный с культурой хантов, и меня поразил их красивый язык с необычными для русского языка выражениями.

Поэтому я думаю, что работа с культурой любого народа может открыть много возможностей.

Каким ты видишь будущее диджитал-моды? Как ты думаешь, чем она сможет привлечь людей, которые сейчас увлечены традиционной модой, но скептически относятся к диджитал?

Может быть, это мой инфопузырь, но я не вижу скептического отношения :D

Бывает такое, что кто-то просто впервые слышит о диджитал-одежде, но после пятиминутного питча они уже сами начинают предлагать идеи для применения и заработка.

Чаще всего люди, видя диджитал-одежду в своей ленте, сразу вовлекаются и все понимают, в отличие от, например, абстрактного 3D-арта, который для них просто картинки без пользы. Одежда — это очень понятно, в ней все разбираются.

Я буду читать доклад на конференции DUMP и там буду много об этом говорить.

Люди, которые не видят пользы в «ненастоящей» одежде, просто ещё не знают, насколько финансово выгодным может быть создание коллекции сначала в диджитале, прежде чем её отшивать в реальности и продавать, как диджитал-одежда может быть использована в рекламе и анализе рынка и как она полезна для экологии.

Но, я думаю, этот скепсис уйдёт, когда люди начнут активно пользоваться метавселенными и покупать диджитал-одежду станет просто естественным явлением.

Есть ли запрос на диджитал-одежду от российских брендов одежды? Будет ли интерес к ней расти ?

Интерес пока небольшой, но, по моим ощущениям, ситуация меняется каждый месяц. Зарубежные бренды часто дают диджитал-предмет в подарок при покупке реальной одежды.

Есть бренд Ecoolska: не российский, но основательница — из России. Они много делают в этой сфере. Думаю, и другие скоро подтянутся, особенно потому, что сейчас сложная экономика, а диджитал-одежда — это отличный способ выделиться на рынке и показать свои дизайны, не тратя много денег.

Я сама не хотела фокусироваться на одежде, но меня как будто затянуло лавиной. Чем больше я про это разговариваю, тем больше мне поступает предложений для коллаборации.

«Как драгоценность в пыли — её никто не замечает» — есть ли будущее у башкирской культуры в эпоху диджитал-одежды?

С чего лучше всего входить в мир диджитал-моды? С точки зрения зрителя, автора и бренда.

Думаю, что стоит начать с весёлого: примерить диджитал-одежду. Это можно сделать через Snapchat — там есть много крутых масок с одеждой от брендов. Или через другие приложения, например Zero 10.

Если есть желание поддержать дизайнера деньгами, можно купить диджитал-лук на Replicant. Понимаю, что поначалу звучит странно — тратить деньги на нематериальную ценность, одежду. Но в этом есть что-то очень приятное, когда ты вкладываешься в развитие новой реальности.

Если вы сами своего рода дизайнер, попробуйте установить Marvelous Designer и сделать простую или, наоборот, безумно фантастическую одежду. Туториалов много и разобраться в программе довольно легко. И это приятно, как АСМР, когда твоя выкройка сшивается на фигуре аватара.

Если вы бренд, то, пожалуйста, посотрудничайте с диджитал-дизайнером!

Это может быть коллаборация или проект. Вы можете сделать вместе виртуальную коллекцию или оцифровать существующие в продаже предметы, сделать красивую рекламу или вирусное видео.

Дело в том, что такое мало кто делает, особенно в России. Есть как будто социальная пропасть между владельцами бизнесов и художниками. Но, если ее преодолеть, можно заметно выделиться на фоне других брендов: подчеркнуть свои ценности, например поддержку экологии или развитие творчества, и заработать на диджитал-луках, не тратя ресурсы на отшивание реальной коллекции.

Если вам понравился материал, то подпишитесь на канал FashionTech. Там больше новостей о цифровых платформах, digital-моде и метавселенных.

3333
8 комментариев

Всем кто прочитал - по баночке цифрового башкирского мёда.

15
Ответить

Nft мёд скоро в продаже. Вкусный

1
Ответить

крем-мёда.

Ответить